Поиск по сайту / Site search

01.10.2019

Мишель Маффесоли: Неотрайбализм и современная политика децентрализации (тезисы)

Мишель Маффесоли – известный французский социолог, профессор Университета Париж V – Сорбонна, главный редактор международного журнала «Социалистический», который с 1982 выдает основанный им Центр исследований современности и повседневности; главный редактор журнала «Европейские тетради воображаемого мира» (фр. Cahiers europeens de l'imaginaire, с 1988), соиздатель журнала «Международная социология» (Sociologia Internationalis).

- Линейное видение развития цивилизации, как оказалось, не является полным, ведь есть социальные циклы, общественно-исторические эпохи, их надо отличать. Напомню, что перевод слова «эпоха» – это «скобка», а скобка открывается и закрывается. Мы сейчас с вами живем в период, когда закрывается скобка - завершается эпоха Модерна, которая началась в ХVII веке и завершилась фактически в середине ХХ века. Сегодня во многих европейских странах, Украина, видимо, тоже не избежала этого, есть проблема отрыва интеллигенции от народа. Интеллигенция, журналисты, политики, образованные люди остаются, образно говоря, в программном обеспечении XVIII-XIX века. Они еще живут ценностями исторического периода XVIII-XIX века, когда, собственно, выработалась парадигма эпохи Модерна. Однако конец одного какого-то определенного мира, одного этапа развития – это еще не конец света.

- Мы сейчас живем в эпоху «мутации» – преобразования эпохи Модерна в эпоху Постмодерна, и нам необходимо задуматься над механизмами, над инструментами, которые являются действующими для условий трансформации эпохи Модерна в Постмодерн.

- Именно в этом ракурсе интересно посмотреть на проблему децентрализации, на то, как трансформируются демократические идеалы и проявляют себя в идеалах развития и процветания сообществ. А также рассмотреть, углубиться в природу феномена, определенного швейцарцем Карлом Густавом Юнгом как архетип коллективного бессознательного. Ведь это коллективное бессознательное и является тем элементом, который становится строительным материалом для развития общества будущего. Другими словами, коллективное бессознательное является духовной инфраструктурой нового общества, и если мы постигнем его суть – мы поймем механизмы, которые являются движущими силами в нынешних социэтальных трансформациях.

- Я считаю, что необходимо очиститься от марксистских идей, которые господствовали в умах многих в течение ХХ века.

- С точки зрения философии, основой любого современного общества является появление индивидуальности как явления. Даже, скажу, – индивидуализма. Мы, возможно, не так четко осознаем это явление, но на протяжении всего периода развития общества оно набирает каждый раз большее значение. И в этом ракурсе, в этом смысле очень интересно посмотреть на явление индивидуальной автономии. С греческого, «avtonomus» – это слово «независимость», которое переводится, как «я сам себе закон». Исходя из этого и заключаются, условно говоря, контракты - социальные, общественные, политические. И только глубоко взглянув на понятие «контракт», можно понять, что это соглашение между автономным, независимым индивидуумом с другим индивидуумом, таким же, который имеет свой большой круг независимости. Вот принцип, который послужит развитию социальной базы в современном мире. И, исходя из этого, будет развиваться инструментализация индивидуальной и коллективной жизни общества.

- Следует отметить «локоцентричный» характер развития современного мира, где «локо» означает – здесь, в том месте, где я есть и где я живу в сообществе с другими. По моему мнению, именно такое видение составляет костяк вопроса децентрализации.

- Попробую образно сформулировать проблему: так же, как каждое растение нуждается от земли в пище, так же и нация, общество должно иметь корни, чтобы идти вперед.

- Интересный термин – само слово «труд». Работа, труд, который был в предыдущие эпохи лишь необходимостью. И два интеллектуала прошлых эпох – Иммануил Кант и Карл Маркс – в своих трудах хорошо показали это. Сегодня же работа превратилась в ценность. Вместе с тем, труд не является ценностью для молодых поколений. Набирает силу большой рационализм – и в трудах Вебера это хорошо показано. Вебер употребляет такой термин – «общая рационализация существования», то есть, перед тем, как сделать любой шаг, человек, особенно молодое поколение, все время задает себе вопрос о рациональности этого шага. И это ведет к тому, что называется, опять же образным термином, «разочарование миром». Сегодня мир теряет свой аспект «зачарованности».

- Сейчас ценится только то, что имеет конкретную прагматическую пользу. И в этом в какой-то мере проявляется прежняя суть вертикальной структуры Модерна. Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия. Скажу нечто банальное: очень распространен взгляд той эпохи, что народ – это ребенок, а ребенка нужно воспитывать. Я считаю, что такой взгляд уже полностью себя исчерпал. Но, будем реалистами и четко поймем, что он и дальше имеет место и реализуется в любом кругу официальных лиц общества. И сейчас все больше становится заметным отрыв понимания руководящими кругами общества своей миссии от понимания роли и взгляда на развитие общества со стороны молодого поколения. Поэтому я разделяю общество на официальное и неофициальное. Может, к такой терминологии вы не привыкли, но я противопоставляю стремление и желание масс относительно своего собственного развития, и видение тех, кому вверено управление обществом.

- Перед нами долгий путь – путь к идеалу, к расцвету сообществ. Очень важно здесь обратить внимание на то, что сейчас происходит переход от индивидуализма, от индивидуума к личности. А сама идея общественного договора, контракта не имеет того значения, той силы, как раньше. Контракт, договор, соглашение – имеет рациональный характер, но на смену контракту в современном обществе приходит пакт, а пакт имеет эмоциональный характер. Собственно, в этот период перехода от индивидуума к личности, начинается период, когда можно уже говорить о трайбализме. То есть, появляется чувство принадлежности, и одним из проявлений, которым можно проиллюстрировать появление и развитие чувства принадлежности, является возвращение современных обществ к традициям, к тому, что было дано когда-то веками назад и сцементировалось в то, что должно пронестись дальше. И если употреблять философские термины, то мы уже больше не имеем дела с автономией, а – с гетерономией. Автономия – это когда индивидуум замыкается в себе, а гетерономия – это взгляд на другого, это выход из своей скорлупы, это – «я свой закон согласовываю с другим, я не нарушаю права другого». И именно это дает нам ключ к пониманию новых форм солидарности и новых форм проявлений щедрости, душевности в современном мире. Я бы назвал это духовной инфраструктурой. Это качественная сторона существования человеческой жизни. И если в эпоху Модерна, которая закончилась в середине ХХ века, господствовал рационализм, то сейчас начинает появляться новая ценность – это целостность бытия существа.

- Если работа, труд был ценностью эпохи Модерна, то теперь в обществе начинает превалировать креативность, возвращение к творческой основе. Итак, творчество - вместо работы, труда.

- Человеческое тело набирает все большее значение, культура развития человека в физическом смысле набирает большой ценности. Все, что является физическим, телесным, – приходит на смену рационализму. Эстетизация общественной жизни приходит на смену простому утилитаризму. Сегодня мы наблюдаем за тем, что массово проходят спортивные, художественные, корпоративные собрания. Это все объясняется обращением общества к эмоциональной составляющей. Когда Макс Вебер описывает понятие эмоционального, то он не ограничивается психологическими особенностями индивидуума. Когда он говорит об эмоциональной составляющей жизни в обществе – он имеет в виду атмосферу, в которой индивидуум живет и развивается. Широкое понятие эстетики – делиться эмоциями, делиться увлечениями.

- Последствиями развития политической культуры в этом смысле является то, что мы не можем оставаться далее в вертикальной концепции. Мы уже не можем довольствоваться простыми, только воспитательными подходами, нам нужно возвращаться к другой идее социализации, и я называю эту новую идею, это новое движение «инициализацией». То есть, нужно дать истоки обучения, показать «как». Потому что в современном обществе больше не воспринимается такой подход, чтобы просто навязать идею, какой бы хорошей она не была. Ее отвергнут, если навязывать. Итак, идея развития общества через призму архетипики является именно тем необходимым эквивалентом: делиться ценностями, которые имеет тот, кто ведет молодое поколение. И не столько даже делиться, сколько предлагать взаимный обмен – если идеи переливаются от одного к другому, тогда они упадут на добрую почву.

- Современное общество уже сейчас развивается в такой логике: я следую своей мысли, а не просто «я думаю – значит, я живу».

- Мое определение эпохи Постмодерна – это середина между архаизмом и технологическим развитием, племенами и Интернетом. Сегодня 70 процентов того, чем наполнено пространство Интернета, – это философские публикации, философские публицистические размышления, обмены между группами. И это можно кратко сгруппировать в такой термин – чувство принадлежности. И здесь мы можем наблюдать иллюстрацию того, как из вертикальной модели общество переходит в горизонтальную. И ключевые термины, которые определяют сегодняшнее общественное развитие, это – сотрудничество, обмен, умение поделиться, взаимосвязь и взаимодействие.

- Суть постмодернистского парадокса – это когда далекое становится близким: телевизор, телефон, Интернет. И если раньше бурное развитие техники вызвало это «разочарование миром», потому что мир перестал быть чем-то чрезвычайным, то теперь техника, которая сначала забрала у мира этот аспект, этот характер обаяния, она теперь снова оказывает такое действие – снова очаровывает мир.

- Для меня суть общественного развития – это не направление вперед или наоборот, для меня это – спираль. Итак, сегодня происходит не возврат к Средневековью, сегодня происходит возвращение к такому уровню развития, где основным показателем становится обмен – «я хочу поделиться тем, что имею». И на этом этапе развития общества, общественных институтов, общественных отношений, можно только заниматься любительским улучшением, можно лишь сделать что-то так, как сделает любитель. То, что происходит сейчас в обществе, по моему мнению, носит характер такого любительского вмешательства.


- Есть два возможных сценария развития – варварство, возврат к Средневековью или то, что я называю словом «синестезия» – это способность чувствовать все, ощущать глобально и выбрать действие, которое я буду совершать в этом глобальном. Психологи в XIX – начале ХХ веков давали такой яркий пример синестезии на ребенке, который учится ходить. Ребенок видит какой-то предмет, который ее привлекает, потому что он блестящий, красивый, он хочет его взять, ребенок ходить не может, потому что еще не умеет, он падает, может порой и пораниться, но цель достигнута – он идет, он начал ходить ножками, ребенок чувствует пространство, движется в пространстве и он радуется тому, что умеет совершать эти простые движения. И в то же время маленький ребенок достиг цели – пошел к предмету, который его интересовал. По моему мнению, мы сейчас как раз учимся синестезии тела, но не индивидуального физического тела, а тела общественного. Синестезия общественного тела заключается в том, чтобы согласовать интересы тех групп, которые образовались и образовываются в современном обществе, относительно норм, которые уже выработала традиция, политическая и социальная культура. Но я настаиваю на слове «научиться», научиться согласовывать и понимать, слышать друг друга. Научиться – предусматривает непростой путь, будут испытания. Итак, понятно, что есть опасения – не возвращаемся ли мы к варварскому миру? Но есть выбор – или варварство, или синестезия. Я, как говорится, бьюсь об заклад, что мы все-таки идем в направлении синестезии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти