Дарья Васильченко: Нагайбаки, кто вы?

Однажды моя бабушка — мамина мама — рассказала мне историю из маминого детства: «Когда взрослые, приходящие в гости к маминым родителям, традиционно задавали вопрос тогда еще маленькой Наташе «Кто ты, девочка?», то неизменно получали в ответ «Я — русская татайка!" (т. е. русская татарка). Я поинтересовалась у бабушки, почему мама отвечала на вопрос таким образом? Бабушка мне пояснила: папа у мамы — русский, а она, мама, — татарка. Прабабушка, бабушкина мама, услышав рассказ бабушки, поправила её: мама — не татарка, а нагайбачка. Моя мама, до того не участвовавшая в разговоре, сказала, что, по её мнению, нагайбаки и татары — это разные названия одной и той же национальной группы. Прабабушка, немного с обидой, отрицательно покачала головой. Прошло уже 5 лет с того времени, когда состоялся этот разговор, прабабушки уже, к сожалению, нет в живых, а меня до сих пор интересует: все-таки нагайбаки — это и есть татары или это отдельная этническая группа?

Проблема:
По данной последней. Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживают представители 193 этнических общностей. Нагайбаков из них — 8148 человек. В Красноярском крае — 31 человек. Об этом загадочном народе можно сказать так, загадкой: «Крестьяне, а живут в Париже. Имена русские, а язык — татарский. Язык — татарский, а не мусульмане». Этот народ носит необычное и гордое имя — нагайбаки. В мире по данным переписи именуют себя “нагайбаками” 11 200 человек. Историк Ирек Атнагулов отмечает, что материальная культура нагайбаков изучена еще слабо. Но самое главное — до сих пор неясна этническая принадлежность народа.

Актуальность.
Проблема национального самоопределения является актуальной. Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям (от 31 октября 2016 года) последовательно критиковал советское руководство за пренебрежение огромным наследием русской мысли в области национального самосознания, настаивал на уважительном отношении к народному началу. На заседании была одобрена идея о принятии закона о российской нации. Для формирования общенационального единства необходимо уважать и сохранять самобытность каждого из народов, населяющих Россию. Проводимые в стране реформы направлены на преобразование российского общества. Российский народ объединяет в себе свыше ста различных наций, народностей, национальных меньшинств, этнических групп. В полусотне километров от Магнитогорска начинается земля загадочного народа нагайбаков. Они православные, но говорят на татарском языке, числятся малым коренным народом, но отказываются пользоваться льготами. А среди ученых до сих пор нет единого мнения, не являются ли нагайбаки татарами.  Гипотеза: нагайбаки — это отдельная этническая группа.

Цель: определить, являются ли нагайбаки отдельной этнической группой.  Нагайбаки. История происхождения
Этноним «нагайбак» впервые зафиксирован в XIX веке. А сами нагайбаки (самоназвание — нагайбэклэр) известны как «уфимские новокрещены» с начала XVIII века (крещеных мусульман также называют крешен и кряшен).
По поводу их происхождения есть несколько версий.
Нагайбаки — потомки крещеных ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской орды
Нагайбаки — потомки казанских, точнее — арских татар.
Нагайбаки — потомки джигитов, сопровождавших дочь Ногайского мурзы Суйембике в Казань и ассимилировавшихся впоследствии с татарским населением
В этнической истории нагайбаков можно выделить два этапа:
Христианизация предков нагайбаков.
Территориальное обособление, которое привело к некоторым изменениям в хозяйстве и культуре.  Выводы по теоретической части
Изучив данные, полученные исследователями о различных взглядах на происхождение нагайбаков, я пришла к выводу, что нагайбаки совершенно четко противопоставляют себя остальным татарам, хотя в настоящее время нет единого мнения о статусе нагайбаков: в советские времена официально считались частью татарского народа; в настоящее время заметная часть нагайбакской интеллигенции отстаивает мнение о нагайбаках как об отдельном народе.

Практическая часть
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», коренные малочисленные народы определяются согласно четырем основным критериям, а именно:
‒  проживание на территориях традиционного расселения своих предков;
‒  сохранение традиционного образа жизни и хозяйствования;
‒   осознание себя самостоятельными этническими общностями;
- численность в Российской Федерации составляет менее 50 тыс. человек.
Взяв за основу официальные критерии, я разработала свои критерии и провела сравнение.
По результатам сравнения я выделила схожие и различные черты в быту и культуре татар и нагайбаков. 

Сходства татар и нагайбаков: 
1.Фамилии имеют общие восточные корни.
2.Поселения нагайбаков сохранили татарские названия.
3.Позже «во славу русского оружия и в знак великих побед казаков» были переименованы в Париж, Фершампенуаз, Кассель и т. д.
4.Постройки нагайбаков, в целом, соответствуют строительной культуре татар. Сходство наблюдается во внутреннем убранстве дома.
5.Нагайбаки, также как и татары, предпочитают баранину.
6.Женский костюм нагайбаков схож с татарским.      Обрядность нагайбаков схожа как с русской, так и с татарской.
7.В песенной традиции нагайбаков широко бытуют общетатарские песни.
Отличия татар и нагайбаков:
1.Татары используют тюркские имена, а нагайбаки — русские. В жизни нагайбаков важное значение имеют родовые прозвища (кушамат).
2.Татары исповедуют ислам. Нагайбаки — православие, именуют себя “крещенами”.
3.Внешняя отделка домов нагайбаков выглядит заметно аскетичней и строже по сравнению с постройками татар.  4.Татары используют татарский язык. Нагайбаки говорят на языке, сходном с татарским, но для письма используют русские буквы.
5. У нагайбаков отсутствует деление жилого помещения на мужскую и женскую части.  6.Основное занятие нагайбаков в XIX — казачество.
7.Нагайбаки не едят конину. Широко употребляют овощи, а вот татары овощи употребляли редко.  8.Национальный мужской костюм нагайбаков вытеснен русским.
9.Своеобразие песенного стиля нагайбаков заключается в искусстве многоголосного пения, отличного от традиционного пения татар.  Проанализировав данные, полученные в результате сравнения национальных особенностей нагайбаков и татар по выделенным мною критериям, я пришла к выводу, что татары и нагайбаки хоть и являются родственными этноконфессиональными группами, т. к. у них много общего, но все же относятся к разным народностям, т. к. имеют свою историю, культуру, особенности языка, религиозные отличия. 

Заключение.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что нагайбаки — это отдельная этническая группа.  Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и нагайбаки представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую и, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни той и другой.
Симбиоз нескольких национальностей наградил нагайбаков незаурядной внешностью. Если поговорить с нагайбаками, вслушаться в их речь, легко приметить их самобытность.
Современные татары и нагайбаки являются хоть и родственными, но двумя различными народностями, что является результатом развития их в течение ряда столетий при различных исторических условиях.
Нагайбаки — это своего рода гуманитарный мост между славянами и тюрками.  Наше исследование может сыграть важную роль в гармонизации межнациональных отношений и создать значительный вклад в историко-культурное наследие региона.
В ходе работы открылись новые вопросы, которые требуют дополнительного изучения и продолжения работы в будущем.

ЖУРНАЛ:
ЮНЫЙ УЧЕНЫЙ
Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый" (Казань) ISSN: 2409-546X

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...