Поиск по сайту / Site search

08.07.2020

Мансур Кучкаров: Айну: Вычеркнутый народ в России

«Трагедия моего народа сопоставима разве что с трагедией коренных жителей Северной Америки - индейцев»
Алексей Накамура.

История происхождения

В пылу непрекращающегося спора между Россией и Японией за право обладания Курильскими островами как-то забывается, что истинными хозяевами этих земель являются айны.  Айны (или айну) буквально значит «настоящий человек». Исконный ареал  расселения этого этноса – юг Камчатки, низовья Амура, Сахалин, Курилы и Японские острова. 

По предположению ученых, первые айны появились здесь примерно в XIII тысячелетии до н. э., когда еще существовал сухопутный перешеек между Евразией и Америкой, но учёные до сих пор ломают головы, откуда они появились  Существуют две гипотезы миграции айнов. Первая гласит, что айны пришли на Дальний Восток из Северной Сибири, вторая указывает на южные острова Тихого океана. Первой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи. В советской этнографии доминировала вторая версия. Вторая версия обосновывается  близостью айнов к аборигенам Австралии и Полинезии: строение лица и носа, спиральный орнамент на одежде, набедренные повязки как у экваториальных племен, лук, сходный с оружием полинезийцев. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

Современные антропологи выделяют двух предков айнов: первые отличались высоким ростом, вторые же были очень низкого роста. Додлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, но сближаются с людьми эпохи Дзёмон.

Только современная наука позволила определить, как исходный регион происхождения предков сегодняшних айнов, так и маршрут их продвижения к месту современного проживания.

Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2, которой предшествовала группа D. Ну, а она очень древняя и появилась в Африке примерно 73 000 лет назад. Затем в Азии около 60 000 лет назад возникла мутация D1. Субклад ее D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3 500—3 800 тому лет назад в Японии. Ну, а в настоящее время субклады гаплогруппы D отмечены в Тибете, на Японских и Андаманских островах. Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 — 20 000 лет назад.

Айны – первые самураи

Примерно с середины периода Дзёмон на Японские острова начинают прибывать племена с Юго –Восточной Азии. Они селятся преимущественно на архипелаге Рюкю и юго-восточной части острова Кюсю. Под их давлением, айны начинают переселение на Сахалин, в низовья Амура, Приморье и  на Курильские острова. Затем с III века до н. э.  начинают прибывать с Корейского полуострова другие этнические группы. Это были предки современных японцев,  о чём свидетельствует гаплогруппа O2b, распространенная среди современных японцев и корейцев. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием.Когда складывается государство Ямато, начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет, но в военном отношении японцы долго уступали айнам. В качестве оружия айны использовали преимущественно  короткий меч, ножи и лук, с отравленными стрелами.

По древне японскому источнику «Нихон сёки»» «Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато». В 780 году вождь айнов Атеруй поднял восстание против японцев: на реке Китаками ему удалось разбить присланный отряд численностью в 6 тысяч воинов, но,  не смотря на многочисленные войны, еще в средние века Япония была наполовину заселена айнами.

И все же большинство ученых сходятся во мнении, что культура айнов была настолько жизнеспособна, что оказала влияние на культуру своих поработителей — японцев. Как указывает профессор С. А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии — синтоизма. Так, например, айнский воин — джангин — имел два коротких меча, 45—50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и дрался ими, не признавая щитов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»). Первый был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав харакири. Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приёмам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.

«Японский самурайский меч называется «катано». В айнском это слово обозначает «поселение», «деревню» или «род». Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. Харакири – т.н. японское ритуальное убийство – вообще придумано айнами! По нашим верованиям душа живет в животе. И висит она там на тоненькой веревочке. Чтобы умереть и выпустить душу – иначе человек не возродиться потом – нужно вскрыть живот и перерезать эту ниточку. Глубокий «японский» поклон от чего произошел? В нашей мифологии есть водный дух, который называется Капа Кодзу. Принимая образ человека, он выходит на сушу, чтобы утащить кого-нибудь к себе под воду. В голове у него есть углубление. В нем водичка. Если вдруг она вытечет, дух умрет. Но беда в том, что дух этот очень вежливый. Иду я, например, по лесу, встречаю человека. Вдруг это Капа Кодзу? Я начинаю ему кланяться. Он мне в ответ. Чем глубже поклон, тем почтительнее ответ. И тем больше воды вытекает у духа. Так что на самом деле, это проверка на вшивость – не водяной ли ты…», - пишет Алексей Накамура.

Некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами

Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.

Традиционные занятия

Жизнь этих удивительных людей была полностью связана с природой, морем, лесом, островами.  Айны, вплоть до появления первых европейцев, продолжали заниматься традиционной охотой, рыболовством и собирательством. Они почитали медведей, который символизировал дух охотника, а вот к силам зла, относили змей, тем не менее,  айны никогда не убивали змей. Также, среди айнов была широко распространена культура табакокурения.

«Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили её, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей», но наступили новые времена.

Первые встречи с русскими

Впервые русские первопроходцы встретились с айнами в конце XVII столетия на  Камчатке., а в  XVIII  веке состоялась встреча с амурскими и северокурильскими айну, кстати,  курилы или курильцы, образутся от слова айну «куру»  – народ. Иван Крузенштерн писал тогда: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... Бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана», но более всего, они были поражены их внешностью. Айны обладали европеоидными чертами, лица, а кожа была белой, но особенно  выделялись густой растительности на лице и голове, и волосы, покрывавшие их голову, были настолько густыми, что они во время еды, придерживали их особыми палочками. Именно поэтому». Степан Крашенинников прозвал айнов «шерстяными курильцами».

Своим видом они резко отличались от соседних племён монголоидного типа, со смуглой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице. Из «записки» казачьего атамана Данилы Анцыферова и есаула Ивана Козыревского, в которой они извещали Петра I  в 1711 году об открытии Курильских островов, об их внешности следовало: «были облика необыкновенного — волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы».

Любопытно, когда японцы впервые вышли на контакт с русскими, они с трудом их отличали от айнов, хотя сами русские находили их похожими на цыган. Только в начале XIX века японцы начали понимать, что русские и айну — два разных народа.

Русская колонизация

После того, как в середине XVIII столетия, первые около полутора тысяч представителей этого этноса были включены в российское подданство,  Екатерины II от 1779 года велела:
«…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать», но указ царицы никто не соблюдал. Русская колонизация айнов ничем не отличалась от сибирской конкисты: погром, покорение, обложение ясаком. Однотипными были и злоупотребления: многократное наложение и выбивание ясака все новыми отрядами казаков и так далее.  Айны не только подвергались эксплуатации и притеснению,  им даже запрещали идентифицировать себя айнами  Были случаи и притеснения айнов со стороны каторжников; поселенцы отбирали у них лучшие рыбные места. Всё это стало причиной оттока айнского населения на Хоккайдо из Сахалина.  По данным 1854 года, дополненным в 1857 году, на юге острова насчитывалось 95 айнских стойбищ, в которых проживало 2479 человек. Работавший на Дальнем Востоке врач Добротворский отмечал, что «в середине XIX века на Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не осталось ни одного села». А. П. Чехов так же замечает, что в районе Корсаковского поста, где 25 лет тому назад еще можно было увидеть айнские селения и юрты, теперь не встретишь ни одного айна.  С великой горечью писал о положении айнов великий гуманист А.П. Чехов в своем «Острове Сахалин».

Чехов, Крузенштерн,  и польский ссыльный Бронислав Пилсудский, добровольный этнограф и друг айну и других малых народов края, вот малая горсточка тех, кто поднимал голос в защиту этого несчастного народа в России.

Северокурильские айны проживали под управлением русских до 1875 года на острове Шумшу и частично на Парамушире. Общая численность в 1860 году составляла 221 человек, но когда по условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года («об обмене территориями») Курилы отошли Японии, вместе с островами в Страну восходящего солнца автоматически переместились все курильские поселения айнов. Только 83 представителя этого этноса пожелали остаться в Российской империи. Они сообщили об этом 18 сентября 1877 года по прибытии в Петропавловск-Камчатский. Царское правительство предложило оставшимся айнам переселиться в резервацию на Командорские острова, но они отказались. Четыре месяца брели айны пешком, пока не дошли до камчадальской деревни Явино, где и решили обосноваться. Позднее рядом вырос еще один поселок айнов – Голыгино. Проведенная в 1897 году перепись констатировала, что в Голыгино проживают 57 айнов, в Явино – 33. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году.

Те, кто остались под властью Японии, в 1884 году были перевезены на Шикотан.

Южнокурильские айну — до XVIII века насчитывалось почти 2000 человек, в основном на Кунашире, Итурупе и Урупе. В 1884 году их количество сократилось до 500. Около 50 отдельных представителей (в основном метисов), которые остались на островах к 1941 году, были эвакуированы японцами на Хоккайдо вскоре после второй мировой войны. Последний японский представитель племени, Танака Кину, умер на Хоккайдо в 1973 году. В России выжило только 6 человек из семьи Накамура.

С обострением отношений между Россией и Японией в конце XIX столетия начинается очередная миграция айнов на Японские острова. Даже российские ученые признавали, что положение айнов на японском Хоккайдо было куда лучше, чем на принадлежащих России Курилах.  Согласно принятому 1899 году «Закону о покровительстве аборигенному населению» каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от уплаты поземельного и местного налогов, и регистрационных платежей. Проехать через земли айнов можно было только по разрешению губернатора. Бедным айнским семьям выдавались семена, а в айнских деревнях строились школы.

Что же до айнов в России, то после поражения России в Русско-японской войне 1904-1905 годов положение российских айнов стало еще хуже. По сути, они были брошены на произвол судьбы. Всем оставшимся айнам было предложено отправиться в Японию. В итоге Россию покинули свыше 90% представителей этой народности.

Собственно, камчатские айну вымерли ещё в XVIII веке. Похожая ситуация с амурскими айнами, хотя их отдельные  представители, но женившиеся на русских и   ульчанках отмечались Брониславом Пилсудским ещё в начале XX века в Низовьях Амура.  Кроме того, ещё во время переписи 1926 года  было здесь зарегистрировано  26 чистокровных  айнов, но потом они  полностью ассимилировались среди ульчей, или были вынуждены скрывать своё происхождение. Самые «умные» айны переписывались в нивхов. Тем не менее, их ловили, переселяли на Командоры и другие места, где они ассимилировались, например, с алеутами и другими народами. В частности, новые власти уничтожили Голыгино и Явино, отправив всех жителей в селение Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края, где потом стали их называть камчадалами. Многим другим айнам повезло еще меньше.

При советской власти айнам стало ещё хуже

При Советской  власти айну подверглись политическим преследованиям.  Начиная с 1930 годов людей с айнскими фамилиями  стали ссылать в ГУЛАГ, считая их японскими шпионами. «Японскими шпионами» айны объявлялись – до и после войны. Опасаясь расправы, айны поголовно   сменяли собственные, на русские фамили.

После поражения Японии во второй мировой войне в 1945 году,  встал вопрос о репатриации айнов как японского населения с российских территорий.  «Айны бывшими подданными Российской империи, не рассматривались. Их считали подданными Японии», – говорит историк Костанов. Так почти все айны оказались на Хоккайдо. В Японию было депортировано 1159 человек. На Сахалине оставались единицы, образовавшие смешанные семьи.  Последний чистокровный айну умер на Сахалине в 1961 году. Яманака Китаро похоронив супругу, как и положено воину, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным предкам… Пара была бездетной.

В послевоенные годы   об айнах вообще запретили упоминать в СССР.  Этот народ преднамеренно предали забвение... 7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР. Из-за этого детям, родившимся после 1945 года, невозможно было считать себя айнами, «Был секретный приказ Главлита, это орган цензуры, который так и назывался – О запрещении упоминания народности айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов. Запрет на упоминание айнов, просуществовал с 1953 года по 1973 год, но в 1979 году айну снова были  вычеркнуты из списка национальностей в СССР:  их вообще объявили  вымершим народом, и  так продолжали утверждать в очередной переписи 2002 года. Считается, что в России айнов нет. Даже по утверждению этнологов,  в России айнов нет,  но в переписях 2010 года  им всё таки удалось объявить себя таковыми: всего 109 человек,  94 являлись прямыми потомками жителей уничтоженных деревень Голыгино и Явино на Камчатке. На деле их количество могло быть даже больше, но негласный запрет продолжал действовать.  На очередную просьбу признать их айнами,  правительство Камчатского края  в очередной раз записало их  в камчадалами. В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  Запрос снова отклонили.

Спустя пять лет айны зарегистрировались уже в качестве некоммерческой организации, но суд ее ликвидировал. Причина? Официально никаких айнов не существует, хотя  Алексей Накамура утверждает, что численность их общины составляет  205  человек. Может некоторые не совсем айны, а люди с ними себя ассоциирующие. Но это ведь не противоречит Конституции.

И до сих пор, не признают айну, и отмечаются они, как люди без национальности, или камчадалы или  русские. Среди современных потомков айнов, в основном распространены такие фамилии, фамилиями Бутины, Сторожевы, Игнатьевы, Мерлины, Коневы, Лукашевские и Новограбленные.

Вместе с официальным не признанием, они   лишены прав, на которую,  имеют малочисленные народы Севера и Сибири. Таким образом, в 2012 году и курильские айну, и камчадал  вообще лишили прав на охоту и рыбалку., получаются изгои. «Это значит, что у нас нет права ловить рыбу или заниматься охотой, как у других малых народностей. Если мы выходим в море на маломерном судне – мы браконьеры. За это огромный штраф», – говорит Накамура. - «Запрет добычи рыбы на нашем участке я считаю рейдерским захватом». Так небольшая община айну оказалась заложником в политике между двумя государствами, или, как сказал в своём последнем интервью Намакура: «Потому что мы никому не нужны».

Некогда гордый, и воинственный народ, на территории России практически иссяк, но оставшайся малой горсточке,  не дают подняться.

В настоящее время, айнов признают  только в Японии. В 1997 г. на законодательном праве они были признаны «этнической группой» в Японии. В 2008 году парламент Японии признал айнов национальным меньшинством.

По официальным данным, на Японских островах их около 25 000 человек. Практически все они заняты в сфере туризма – обслуживают и развлекают жаждущих экзотики туристов. На Хакайдо появилась корпорация «Утари» в переводе - "Сотоварищество". У них 55 отделений по всем японским островам. Это учебные культурные центры. Там обучаются не только айнскому языку, но и культуре.  Теперь японские власти проводят специальные мероприятия, направленные на поддержку малого этноса, но в материальном, и физическом плане, практически айны уже  ничем не отличается от других японцев.

Источники
Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам РСФСР. Дальне-Восточный край / Сахалинский округ. Демоскоп Weekly. Дата обращения 22 ноября 2012.
Горчаков, Даниил. В России снова появились айны — самый загадочный народ Дальнего востока. Пятый канал (22 марта 2011). Дата обращения 22 ноября 2012.
http://www.perepis2002.ru/ct/doc/English/4-2.xls
http://www.perepis2002.ru/ct/doc/English/4-3.xls
Айны просят включить их в Единый перечень коренных народов России. Север ДВ (5 июля 2011). Дата обращения 22 ноября 2012. Алексей Накамура — Интервью https://nazaccent.ru/interview/13/

1 комментарий:

  1. Немного уточню: Гаплогруппа D возникла в Азии около 60 тыс. лет назад. Наряду с гаплогруппой C, D рассматривается в рамках гипотезы о прибрежной миграции доисторических людей вдоль побережья южной Азии из Аравии в Юго-восточную Азию и далее в Восточную Азию. В настоящее время встречается с высокой частотой среди населения Тибета, Японского архипелага и Андаманских островов, однако, в силу загадочных обстоятельств, пока не обнаружена на полуострове Индостан. Айны в Японии, а также народы джарава и онге на Андаманских островах имеют почти исключительно данную гаплогруппу, хотя у айнов с частотой около 15 % также встречается гаплогруппа C3. В отличие от гаплогруппы C, гаплогруппа D не мигрировала из Азии в Новый Свет. Гаплогруппа D также примечательна своей исключительной географической дифференциацией, когда определённый подкласс гаплогруппы чётко локализуется в какой-либо популяции, где большой процент лиц имеют гаплогруппу D:
    гаплогруппа D1. среди тибетцев (а также среди жителей материковой Восточной Азии, где крайне редко встречается «родительская» гаплогруппа D). Частота встречаемости D1 в Корее составляет 8 %. Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2. Субклад ее D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3 500-3 800 тому лет назад в Японии. Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 – 20 000 лет назад.
    гаплогруппа D2 — среди различных групп населения Японского архипелага, была модальной гаплогруппой доисторической культуры Дзёмон на Японских островах.
    гаплогруппа D3 — среди жителей Тибета, Таджикистана и в других горных регионах юга Центральной Азии,
    гаплогруппа D* (вероятно, ещё одна монофилетическая ветвь гаплогруппы D) среди жителей Андаманских островов.
    Такая, по-видимому, древняя диверсификация гаплогруппы D заставляет предположить, что её скорее следует охарактеризовать как «супергаплогруппу», «макрогаплогруппу». Особо характерными являются примеры гаплогруппы D у населения Японских островов, поскольку они содержат комплекс из как минимум пяти отдельных мутаций, свойственных гаплогруппе D, что ясно отличает их от гаплогруппы D, обнаруженной у жителей Тибета и Андаманских островов.

    ОтветитьУдалить

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти