Пам'ятник Т.Шевченку в Римі, відкритий у 1973 р. Італійський скульптор зобразив українського поета в ролі римського патриція
Мезоевразия как макропространство: «… Наша гипотеза состоит в том, что Александр в результате вторжения в пределы варварских земель организовал принципиально новое для мировой истории пространство. Назвать этот мир только эллинистическим вряд ли справедливо, поскольку значение сложившегося образа Александра Македонского простирается далеко за пределы Средиземноморья... Согласно известным описаниям походов Александра и мусульманской реконструкции его жизнеописания (см., например, описание похода в Китай и в пределы Руси) в границы средиземноморского мира включается вся «обитаемая часть земли» (руб’и маскун)... Александрово пространство — образцовый (и, видимо, первый) пример пространства гетеротопичного, пространства со многими парадоксально сосуществующими измерениями, пространства, нацеленного на воспроизводимость. Именно в нем позднее возникло множество больших и малых идей, прокламирующих необходимость его религиозного или социального единения... Понятие Евразии представляется бледной тенью той виртуальной и бесконечной модели мироустройства, которую создал Александр Великий. В эту саморазвивающуюся модель органично вписываются даже возникшие сравнительно недавно США. С этой точки зрения Америка оказывается всего лишь одной из стран Средиземноморского бассейна, продолжающей историю культуры именно этого макропространства. Мы намного ближе друг другу, нежели нам кажется»

Рустем Вахитов: Мир фальшивого "вечного настоящего", или На смену идет поколение, которое лишено чувства истории

Интернет переполнен насмешками над сочинениями школьников, где безбожно перепутаны все даты, имена исторических героев, события: Ленин руководит Россией во время великой отечественной войны, Гитлер сбрасывает атомную бомбу на Чернобыль, Наполеон захватывает Москву в 1941 году… Представители старшего поколения ужасаются: «что творится в головах молодежи, которая идет нам на смену?», возмущаются: «до чего же довели либерал-реформаторы систему российского образования!». 

Конечно, наша система образования основательно разрушена бесконечными реформами 1990-х и 2000-х, но, боюсь, дело не в этом. Это общемировая проблема и точно такую же чушь несут даже про ближайшие исторические события и школьники из Франции, Германии, США и Японии

Просто нам на смену идет поколение, которое лишено чувства истории. Они живут не в мире истории, к которому привыкли мы  и еще несколько поколений до нас, а в «мире вечного настоящего», в постмодернистском потребительском обществе, где истории нет. Там меняются товары, появляются новые марки машин и пылесосов,  но ничего не меняется по существу. Вместо исторических нарративов, примеров, которые призваны объяснить, как должен жить настоящий американец, итальянец, француз, русский (исторические нарративы неразрывно связаны с судьбой национальных государств и идеологий национализма) здесь мифы о космополитичных, образцовых потребителях – Подростке, Домохозяйке, Деловом Мужчине, и всех других персонажах бесконечно длящегося мифа рекламы (куда я бы включил не только коммерческую рекламу, но и предвыборную пропаганду, а также фильмы, новости и  т.д.). Это персонажи могут говорить на национальных языках, но в сущности они наднациональны (как наднациональны телеигры, которые кочуют из ТВ одной страны на ТВ другой, вроде «Как стать миллионером?»)

Новоевропейский нарратив истории был историей наций. Никакой общепринятой универсальной версии мировой истории мир Модерна создать так и не смог (хотя и пытался, ведь история с точки зрения Модерна – это движение человечества по пути прогресса). Каждая нация имела свой вариант исторических событий, конфликтующий с вариантами других наций (и свои представления о том, кто всех прогрессивнее). Попробуйте объяснить французам, почему русские учебники утверждают, что Наполеон проиграл русскую компанию 1812 года? На его надгробии в Доме инвалидов написано, между прочим, противоположное – там «Московская кампания» (которую мы именуем Отечественной войной) упоминается в списке победоносных. У американцев, как мы уже выяснили, другой взгляд на вторую мировую войну, да и на историю покорения космоса…

 А теперь на место мира Модерна пришел мир Постмодерна, где национальные государства передают свои полномочия международным организациям и национализм перестает быть необходимым инструментом сборки. Где история вообще рассматривается как законченная, ибо человечество в лице Запада достигло окончательной формы политико-экономического развития – пресловутых демократии и рынка. Поэтому столкновение исторических нарративов здесь актуальным лишь для периферийных стран, еще не достигших полного торжества «демократии и рынка» (и драматичеки не достигающих…). 

Я, кстати, не утверждаю, что истории нет и что постмодернистское мировоззрение  истинно (само это высказывание внутренне противоречиво). Я даже не защищаю национализм. Я просто описываю то, что происходит – крушение того мира, к которому мы привыкли, оптимистично воспринимаемое старшими поколениями как торжество безграмотности… 

Блаженный Августин определял Царство Божие как мир «вечного настоящего», где настоящее длится и длится (в особом таинственном безвременном смысле), не возникая из прошлого и не уступая место будущему (отсюда, по Августину и всевидение Бога: то, что для нас будущее, для Него уже произошло). 

Мир Постмодерна, западное общество изобилия – фальшивый Эдем. В нем тоже есть только настоящее, но оно не раскрывает полноту бытия, а скрывает внутреннюю пустоту. В нем все всегда одно и то же не потому, что все, что могло произойти, уже произошло, а потому что ничего по существу не происходит. И в этом «мире потребления удовольствий» живет «золотой миллиард», а все страдания вытесняются  в Третий мир, где история есть, но она лишена цели, поскольку места в фальшивом Эдеме для всего остального человечества нет.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...