Меня всегда удивляла глубокая провинциальность его мышления. Как можно быть таким дремучим человеком, если ты окончил Ленинградский университет? Потом я узнал, что Фроянов никогда и не учился на том факультете, деканом которого был почти 20 лет. Он выпускник Ставропольского пединститута. Поступил в аспирантуру к Мавродину и уже через 3 года защитил кандидатскую. Как тогда учили в аспирантуре - понятно. Никак. Лекций на регулярной основе не было. Главное было сдать марксизм-ленинизм. Фроянов - это не человек петербургской культуры.
Его взгляды это мировоззрение самого темного казачества, которое винило во всех своих бедах евреев. К несчастью, это казацкое мировоззрение проникло и в научные работы Фроянова.
Его теория древнерусской домонгольской истории как дофеодального союза языческих городов-государств, руководимых общинными собраниями, вызывает недоумение историка древней Месопотамии: ведь Фроянов описывает строй шумерских городов. Неужели нет никакой разницы между шумерской бронзовой историей и средневековой историей восточных славян?
А его оправдание опричнины Грозного, которая якобы должна была защитить Русь от сторонников коллективного Запада и "ереси жидовствующих", находится очень далеко от исторической истины, поскольку при объяснении явления далекой религиозной культуры автор применяет идеологические клише 20 века.
Что останется от Фроянова - сказать трудно. Если говорить о науке истории, то его исследование зависимого населения древней Руси, всех этих смердов и холопов, основано на глубоком знании источников.
Ну, и в истории русского национализма место ему точно обеспечено.
Полуразрушенный им исторический факультет только лет десять назад стал оправляться от тяжелого фрояновского наследия и вряд ли будет благодарен ему в будущем.
К сожалению, история Фроянова - это история деревни, которую "не удалось вывести из девушки".
P.S. Зря я думал, что книга Фроянова о рабстве и данничестве в древней Руси хороша. Она просто ужасна. Это кандидатская, дополненная новой, крайне тенденциозной литературой, и выпущенная в 1996 году. Но ее основа сделана в начале 1960-х годов.
Рассматривая вопрос о гибели князя Святослава, Фроянов ссылается на... аж две монографии Льва Гумилева о Великой степи. Если же посмотреть, откуда Фроянов берет свои идеи насчет "магической причины ведения войны" и "связи крови и почвы" - это Рыбаков, Леви-Брюль и, представьте себе, Татищев. Между тем, ни в одном по-настоящему древнем тексте - шумерском или египетском - не говорится о магических причинах войны. Только проза жизни, то бишь не хватало камушков, руд и деревьев. Самостоятельной работы с летописными рукописями нет совсем. А ссылка на летописи идет... по Татищеву. А еще там цитируются Соловьев, Костомаров...и другие столь же современные 1960-м годам авторы.
Ну, и русы у Фроянова - это, разумеется, славяне. И в качестве источников домонгольской Руси цитируются былины, что, как показал Пропп, вообще запрещенный прием.
И бесконечная критика М.Б.Свердлова.
Нет, эта книга тоже уже всё. Причем она находится явно в тренде конца 1950-х и начала 1960-х годов. Это резкий акцент всей советской исторической науки на общине. Теорию формаций Сталина-Струве погубил именно интерес к общинам. Тогда же вышла и книга Дьяконова о шумерском общинном строе, и первые статьи Дандамаева о рабстве и общине в Вавилонии. Это по советским меркам была смута, ересь, причем подкрепленная разными этнографическими параллелями всех стран и эпох.
Фроянов цитирует Леви-Брюля и специалистов по археологии Кавказа - и очень уверенно чувствует себя в этом тренде.
А его национализм подпитывается уже тогда, в эпоху кандидатской, идеями Гумилева.
По результату чтения скажу, что книга Фроянова будет очень полезна не будущим историкам Руси, а историкам науки. Она неслучайна, потому что отлично вписывается в историческое шестидесятничество.
Eugene Emelianov
ОтветитьУдалитьДля меня Фроянов стоит рядом с Рыбаковым, Гимбутас и тому подобными фигурами. Их труды непригодны для списков рекомендованной литературы, но очень интересны учёным-историографам. Я для себя выделяю в наследии Фроянова три части:
1. Гениальную идею о том, что Древняя Русь типологически идентична Древнему миру. (Кстати, я не вижу в этом ничего странного. Ведь нас не удивляет, что Абиссиния XIX в. типологически соответствовала Средневековью).
2. Продолжение плодотворных исследований дореволюционной историографии о городовом и рабовладельческом строе Древней Руси.
3. Труды по опричнине и перестройке, представлявшие собой кровожадную публицистику под маской исторических исследований.
К сожалению, у Игоря Яковлевича публицист всегда доминировал над учёным, поэтому первая и вторая части его наследия, также оказались искажены фантастическими представлениями о русских полисах, гармоничном общинном мире, и т.п. Историческая фантастика и наука несовместимы, что и показала его печальная административная деятельность. Но Игоря Яковлевича будут помнить, о нем будут писать книги и самое главное: у этих книг будут читатели.