***
В конце XII – начале XIII столетия на территории современной южной Бурятии находилось протогосударственное племенное объединение меркитов. Ставка их хана Тохто-беки возможно находилась где-то в районе Хилха-Селенги. В этот период времени меркиты являлись одним из сильнейших народов Центральной Азии, были воинственны и многочисленны. По мнению Н.Я. Бичурина, племена милигэ, предки меркитов, в VII веке н.э., проживали в горно-таёжном районе Саян и вокруг озера Хубсугул и составляли три аймака, входившие в состав Восточного Тюркского каганата. Меркиты разделялись на три племени, подобно тому, как саха называли себя Yс Саха (три Саха): удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов.
***
Этническая принадлежность
По наиболее распространённой версии, восходящей к Рашид ад-Дину, меркиты являются частью монгольских племён. Однако Л.Н. Гумилёв придерживался самодийской гипотезы происхождения меркитов, относя меркитов к восточной группе южносамодийских племён. Более аргументированно развил эту гипотезу В.А. Туголуков. По этой гипотезе, древние самодийские скотоводческие племена сформировались на территории Южной Сибири (Каракольская культура Алтая, Кулайская культура Притомья). В середине I тысячелетия н.э. самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саяно-Алтайского нагорья.
Часть самодийских племён, оставшихся на юге, впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы. Ушедшие к северу самодийцы положили начало таким народам как ненцы, нганасаны, селькупы, энцы. Восточная ветвь самодийцев, дошедшая до Байкала, стала в XII-XII веках известна как меркиты.
Собственно, меркиты, по самодийской гипотезе являются потомками пазырыкцев Горного Алтая, которые в конце I тысячелетия до н.э. были вытеснены со своих земель юэчжами, мигрировав на восток. Вытесненные затем монголами из Забайкалья, они продолжили миграцию, положив начало этносу саха. В археологическом отношении, с меркитами связывается саянтуйский этап хойцегорской культуры Западного Забайкалья X-XII веков. Указывая на преемственность народа саха от меркитов, исследователь Ф.Ф. Васильев отмечал определённое сходство элементов погребальной культуры саха с памятниками этой археологической культуры.
***
Этноним «Меркит»
Впервые меркиты упоминаются в китайских летописях под именем «ми-ли-гэ» (в юаньскую эпоху китайцы слово «меркэ» передавали иероглифами мэ-ли-ци). Как этническая общность меркиты начинают фигурировать в исторических источниках с конца XI века. Многие исследователи связывают этноним «меркит» с тотемным обозначениям орла (беркута). Принятый в тюркских языках процесс перехода «б» в «м» отчасти подтверждает происхождение сёоков иркит, мyркут и меркит от слова «мyркут» («беркут»). Кроме того, известно, что телеутский сёок меркут на Алтае, называвшийся также меркит, считал себя происшедшим от белоголового орла.
Такая трактовка этнонима «меркит» также подтверждает гипотезу, что меркиты, возможно, были потомками древнего населения Южной Сибири, почитавшего орла (беркута) в качестве своего родоначальника. Тем более, есть сведения о существовании меркитов в Саяно-Алтае ещё в древнетюркскую эпоху. Этноним «меркит» также можно связать и со словом «мерген», широко распространённым в тюркских языках. «Мерген» (варианты: mеrgen, мирген, мергин, бэргэн) имеет значения «ловкий», «меткий», «сильный». Кроме того, о вхождении меркитов в состав древних тюрков, свидетельствует их обозначение «мума тукюэ», то есть «лыжные тюрки».
***
Быт меркитов
Как и у прочих кочевых племён (кереиты, татары, тайчиуты) основным занятием меркитов было кочевое скотоводство. Меркиты разводили лошадей, коров, баранов, вели с соседями торговлю скотом и войлоком. Не брезговали и грабежами. Жилищем служила крытая войлоком юрта, которая быстро могла быть разобрана, перевезена на новое место и также быстро собрана вновь.
***
Гибель меркитов
Меркиты издавна воевали со своими соседями – кереитами, татарами и тайчиутами. Во время одного из меркитских налётов на тайчиутов ими даже была захвачена жена Темуджина/Чингисхана Борте, позже отбитая им с помощью кереитского Ван-хана. Это было первое крупное сражение тайчиутов и кереитов с меркитами, состоявшееся в 1190-х годах. Вторая битва состоялась осенью 1204 года в урочище Харадал-Худжаур в южной Бурятии. Тогда меркиты были разбиты, остатки племени вместе с Тохто-беки бежали в Баргуджин-Токум. В 1205 году непреклонные меркиты вновь поднялись на борьбу. На этот раз против них выступили объединённые войска Темуджина, Ван-хана и Джамухи. Армия союзников сразилась с ослабевшими силами меркитов близ реки Хилок. В той битве меркиты вновь были разбиты, часть их сил засела в крепости Тайхал, но в конечном счёте сдались отрядам военачальника Чимбая, их хан был убит преследовавшим его отрядом. Позже меркиты не раз пытались отстоять свою независимость и сыновья Тохто-Беки продолжали борьбу с Темуджином уже в западной Монголии на стороне Найманского ханства. Здесь они были разбиты окончательно, многие были уничтожены, остатки некогда грозного народа были распределены по улусам и воинским частям монголов. Не покорившаяся часть меркитов ушла на север, что нашло отражение в преданиях народа саха, бурятов, кыргызов, башкир, ойратов.
***
Меркиты и мекриты
Существует некоторая путаница, связанная со схожестью названий меркитов и мекритов. Рашид ад-Дин считал меркитов древним монгольским племенем, хотя они не перечисляются среди собственно монгольских племён, потомков Борте-Чино и Гоа-Марал. Согласно Рашид-ад-дину, меркиты и мекриты являются одним и тем же этносом: «Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов мекритами, смысл обоих [названий] один и тот же».
Западноевропейские авторы XIII века упоминают о наличии четырёх монгольских племён. Так, Джованни Плано Карпини называет племена йека-монгал, су-монгал, меркит и мекрит, которые имели сходную внешность и один язык, хотя «между ними и было разделение по провинциям и правителям». По его информации, Чингисхан сначала сразился с меркитами, страна которых была расположена возле земли татар, подчинив их. После этого, он сразился против мекритов и их также покорил. Но Пелльо и Пейнтер видели в этих мекритах кереитов. При этом они исходят из того, что согласно Вильгельму Рубруку, Унк правил народом, именовавшимся крит и меркит. Отсюда они сделали вывод, что народ крит (crit) есть кереиты. Следовательно, мекриты, возможно, появились в результате объединения кереитов и меркитов.
С другой стороны, в конце XIII века Марко Поло, посетивший ставку монголов в долине Бангу (Баргу), писал, что там живут дикие охотники и скотоводы «мекри». У них много оленей, на которых они ездили. Нравы и обычаи у них, как у татар, они якобы тоже признавали власть великого хана. Эти «мекри» проживали в местности, где зимой из-за великого холода не жили ни зверь, ни птица. А летом они охотились на зверей и птиц. По утверждению Марко Поло, через сорок дней можно дойти до моря-океана, где есть горы, где соколы-пилигримы вьют гнёзда. Место это якобы находится так далеко на север, что северная звезда остаётся позади к югу.
***
По одной из версий, упоминаемая в рассказе Марко Поло, долина Баргу, где есть море-океан (это Байкал с островом Ольхон) и на севере есть долина Баргузин. Однако в другом месте сочинения Марко Поло, при рассказе о «Росии» вновь встречается сюжет о море-океане с островами, на которых водились орлы-кречеты, привозимые великому хану. В этом рассказе же речь явно идёт о Великом Ледовитом океане, его морях и островах, а не о Байкале, тем более считается, что в Прибайкалье после походов Чингисхана меркитов не осталось, они либо были истреблены, либо бежали, либо были насильно переселены в чужие края.
М.П. Алексеев и Г. Юль видят в мекритах тунгусов. Более того, Юль явно указывает на сходство ландшафтов, описываемых Марко Поло с местами между Якутском и Колымой, замечая при этом, что Марко Поло «получил сведения от очевидцев». При этом приводится цитата из описания путешествия Врангеля, где последний говорит о природе и фауне Нижне-Колымска. Эта страна в отличие от монгольских степей, имела «много озёр, прудов и болот», притягивавших стаи перелётных птиц. Арктика и образ жизни его обитателей наглядно видна в описании Марко Поло: «Питаются также птицами. Птицы, когда линяют, так пребывают в этих местах. Когда же совсем оголяют, так не могут лететь и их ловят тогда, сколько хотят. Едят также рыб». Именно в описании мекритов впервые обнаруживается описание образа жизни, который в дальнейшем становится характерным для различных тунгусских групп.
Д. Поспеловский, который берёт за основу сведения Марко Поло, считает, что что францисканцы разграничивают мекритов и меркитов не только терминологически, но и территориально. По его выводам, меркиты – большое племя, занимавшее земли юго-восточнее Байкала, а мекриты отождествляются с тунгусами. Итак, в местности Баргу, куда бегут меркиты, до них обитали лесные племена оленеводов-мекритов. Остатки разбитых монголами меркитов, действительно, через Баргузин и Верхнюю Лену могли уйти в недоступные для монголов северные земли, в страну мекритов, то есть на территорию Республики Саха.
***
Мотив бегства знаменитого удальца, преследуемого на своей родине грозным правителем за свои проступки, к тому же живущего на новой родине в постоянном страхе от возможного прихода преследователей, глубоко запечатлён в легендах саха о родоначальнике Омогое. Однако с Омогоем в фольклоре саха связан лишь первый этап заселения Средней Лены скотоводами. Топонимика и археология края свидетельствуют о возможности, в том числе и частичного монголоязычия первых пришельцев, позднее ассимилированных новой тюркской волной.
Например, Омогой – первый родоначальник саха, прибыл на Среднюю Лену, из-за преследования грозным правителем за воровство невесты. Его мифологический образ достаточно хорошо связывается с незадачливым женихом из племени меркитов по имени Чильгир-Боко, бежавшего в неизвестном направлении от Темуджина, требовавшего возмездия за похищение своей жены Бортэ. Другой родоначальник саха Эллэй, с которым связывают тюркоязычие этноса, бежит с отцом через безводные пустыни, также спасаясь от преследования монголами.
Так или иначе, учёные, изучавшие древние предания народа саха о своём происхождении, связывают приход предков саха на Среднюю Лену борьбой с Чингисханом, в результате которой они были загнаны в эти труднодоступные, необитаемые края.
Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович
Комментариев нет:
Отправить комментарий