***
Казахская традиция Әскери кеңес шақыру (созывать военный совет) берёт своё начало в далёких веках. Историк Геродот писал, что когда персидский царь Дарий пришёл на земли саков с войной, решение, как ему ответить, было принято именно на военном совете. К царю Дарию был отправлен глашатай, послав птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Таким способом саки дали понять: «Если вы, персы, не улетите в небо как птицы, или не зароетесь в землю как мыши, или не поскачете в болото как лягушки, назад не вернётесь, поражённые этими стрелами».
Так как предки казахов (как и многих других родственных народов культуры скотоводства) были кочевым народом, во время похода они часто совещались, сидя на боевых конях. В частности, описывая историю вторжения гуннов в Римскую империю, историк Приск Панийский (V век) в книге «Готская история» сообщает следующее: «Они устроили съезд вне города, сидя на конях, так как у них не было в обычае вести совещания спешившись; поэтому и римские послы, заботясь о своём достоинстве, явились к скифам с соблюдением этого обычая, чтобы не пришлось беседовать одним на конях, а другим пешими…».
***
Когда демократия необходима
В военном совете принимали участие глава государства – хан, а также военачальники, батыры и бии. Приглашались и женщины-воины, чьё слово на совете ценилось наравне с ханским. Каждый приглашённый имел право высказать своё мнение, но многословие не приветствовалось. Взявший слово должен был кратко и логично предложить план действия войск в предстоящем сражении. В итоге приходили к одному знаменателю. Соблюдая традицию Әскери кеңес шақыру, казахи руководствовались народной мудростью: «Келісіп пішкен тон келте болмас (Если кроить шубу вместе, она не будет короткой)».
Шокан Уалиханов в статье «Исторические предания о батырах XVIII века» пишет: «Скоро хан снялся с поля, и каждый род сгруппировался под своим значком. Выехали вперёд батыры в кольчугах и шлемах с перьями, с луками и стрелами, подошли к хану и образовали кружок. Так велел совет: решено напасть на неприятеля, хотя он и в превосходном числе». Здесь нужно отметить, что военный совет мог созываться как в ставке хана, так и в походе, в зависимости от ситуации. Во время похода несколько юрт ставились вплотную и имели общее название Ереуіл кеңес үйі (походная юрта для совета).
***
Традиция в художественной литературе
Вот как описывает военный совет писатель Ильяс Есенберлин в романе «Хан Кене»: «Кенесары вместе с супругой Кунимжан прошли в соседнюю сдвоенную юрту, называемую Ереуіл кеңес үйі. Все батыры были уже здесь – Наурызбай, Агыбай, Кудайменде, длинноусый смуглый Бухарбай, присоединившийся к ним недавно выходец из рода атыгай известный борец Басыгара, алтайские батыры Жанайдар и Тулебай, присланный Жоламаном молодой батыр Байтабын и другие.
Кроме них в юрте находились сестра Кенесары – Бопай, брат его – султан Абылғазы. А рядом с вещим певцом Нысанбаем, недалеко от двери, сидели за круглым и невысоким столом советники: горбоносый Сайдак Оспанулы и синеглазый польский поэт Иосиф Герберт, прозванный в степи Жусупом. Как старший, повыше их, сидел Алим Ягудаулы, белокурый татарин с широким лбом и умными глазами. И уже немного в стороне, на большом сундуке для документов, расположились особенно доверенные люди…
***
Когда вошёл Кенесары, все встали, скрестив руки на груди, и склонились в поклоне. Он поклонился в ответ и сел на большой, покрытый ворсистым бухарским ковром сундук, стоящий напротив двери под зелёным знаменем. Остальные тоже опустились на ковры, поджав ноги.
- Славные батыры и вожди трёх казахских жузов! – сразу начал Кенесары. – Ни одного дня покоя не видели мы с тех пор, как начали наше благородное дело. Велики были трудности и лишения, но мы преодолели всё. Народ казахский похож сейчас на бурную реку в половодье, переполнившую русло и рвущуюся на простор. Чтобы не потерять доверия людей, нам следует от мелких схваток перейти к настоящей войне. Поэтому мы решили начать штурм…
Всеобщий радостный вздох был ему ответом.
- Правильно!..
- Пора!
- Бог нам поможет!..»
Комментариев нет:
Отправить комментарий