Такой феномен объясняется тем, что в степи жизнь была далеко не мирной, приходилось защищаться с оружием в руках. И женщины не стояли в стороне. Греческий историк Геродот, прозванный «отцом истории», писал о далёких предках казахов, что сакские девушки должны были убить хотя бы одного врага, иначе в жёны их никто не возьмёт. В казахских сказках и эпосах можно нередко встретить описание, как девушки соперничают с известными батырами.
Например, об одном из традиционных состязаний Аударыспақ (повалить соперника с коня) в эпосе «Кобыланды батыр» есть такие сроки:
Қарлығамен екеуі
Аударыспақ ойнайды.
Как шёлк, танцующий на ветру,
С девой Карлыгой вдвоём
В аударыспак играют, скача на лету.
***
Традиция Қыз қуу (догони девушку)
Вполне логично, что многие казахские игры были связаны с конными состязаниями. И одна из таких – Қыз қуу (догони девушку) – до сих пор является непременным атрибутом различных массовых празднеств. Правила Қыз қуу таковы: по сигналу девушка пускается вскачь, в погоню за ней на своём скакуне бросается джигит. Если догонит, получает приз – на скаку поцелует девушку. Частенько бывало и так, что если девушке джигит нравился, она незаметно для зрителей специально придерживала своего коня. Но если парень не догонит девушку до установленного финиша, роли меняются. Теперь джигит должен отчаянно понукать коня, потому что если девушка его настигнет, она имеет полное право нещадно отхлестать камчой.
***И подиум, и товар лицом
Тои и другие народные празднества, где проводились Қыз қуу, обычно собирали немало желающих. Потому скачки Қыз қуу несли в себе много функций. Девушки, например, использовали эту игру в качестве своеобразного подиума. К этому дню у мастеров заказывались новые наряды и украшения, чтобы предстать перед публикой во всей красе. Кстати, для для ювелиров и портных это было своего рода рекламой их мастерства. Ну и как правило, таким образом роды и кочевья представляли своих невест-красавиц на выданье.
Молодые джигиты тоже старались показать себя с выгодной стороны. Они были потенциальными женихами и приезжали на игры не только чтобы показать себя, но и выбрать будущую жену.
Иногда случалось и так, что понравившаяся девушка была уже засватана и влюблённые не могли соединиться. Тогда они решались на отчаянный шаг, а такую возможность давало им участие в Қыз қуу. Заранее договорившись, они готовили самых быстроногих коней. А когда наступит час, изображая, что участвуют в Кыз куу, отъехав подальше от зрителей, пара устремлялась в степь. Другими словами, это был один из способов кражи невесты по согласию. Пока веселящиеся родственники девушки начинали понимать, что случилось, и пускались вдогонку, проходило немало времени. На это и был расчёт влюблённых.
***
Қыз қуу в поэзии
В 1955 году на студии «Казахфильм» был снят прекрасный фильм «Девушка-джигит». В нём традиция Қыз қуу показана во всей красе и со всех сторон. Широко известны и стихи поэта Олжаса Сулейменова:
Не жалей коня, джигит.
Если ты влюблён и ловок,
Конь догонит, добежит.
Я люблю тебя, джигит,
Догони же,
Поцелуй,
Голос от стыда дрожит.
Среди этих звонких струй
Меня ветер обгоняет.
На груди моей лежит,
Обнимает, обнимает,
Ой, опять отстал, джигит!
Издевается луна,
Я одна,
Опять одна,
Мои руки побелели,
Кровь по крупу скакуна.
Злые люди,
Злые люди,
Вы обидели меня.
Дали смелому джигиту,
И красивому джигиту
Ишака,
А не коня!
Комментариев нет:
Отправить комментарий