Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Почему казахи так хорошо знают коней?

Коней лелеяли и награждали ласковыми прозвищами. Конь был незаменимым спутником жизни для любого кочевника, в том числе и казаха. Есть много пословиц, доказывающих особое отношение к коню в казахском обществе: «Арыстан – аң патшасы, жылқы – мал патшасы» (Лев – царь зверей, конь – царь домашних животных); «Қымыз – адамның қаны, ат – адамның жаны» (Кумыс – кровь человека, конь – душа человека) и др.

А ещё казахи говорят: «Біз жылқы мінездес халықпыз» (Характер нашего народа сродни с нравом коня).

Учёный Ахмет Токтабай, автор книги «Культ коня у казахов», свой труд начинает так: «Казахи очень любили и берегли коней, любовно называя их есті жануар (мудрое животное) и тілсіз адам (безъязыкий человек). Своих горячо любимых детей ласково называли құлыным, құлыншағым (жеребёнок мой, жеребёночек мой). Справедливого человека именовали арғымак (аргамак). Коням тоже часто присваивали человеческие имена и давая тёплые прозвища – қарағым (зрачок глаз моих), шырағым (светоч ясный) и пр. Желая узнать, есть ли у хозяев сын, казахи спрашивают: «Атбайларың бар ма еді?» (Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?)».

***

Сыншы – это профессия

У всех степняков-скотоводов и кочевников-воинов особо ценились скакуны – выносливые и быстроногие. В данном случае можно вспомнить такую историю: бай Хамза очень хотел заполучить Кулагера, знаменитого скакуна Акан серы Корамсаулы, и обратился к нему со словами: «Пусть Акан продаст мне своего гнедого, в оплату я отдам ему любую красавицу из рода Атыгай-карпык, которую он полюбит, и сверх того ещё сто голов лошадей». Людей, разбирающихся в лошадях, в народе называли сыншы. К ним обращались, когда хотели выбрать из молодняка хорошего скакуна. Обязательно советовались с ними и при подготовке коней к скачкам.

Сыншы ещё называли атбегі, ат сейіс или бапкер и часто просили его быть тренером скакуна. Надо отметить, что каждый сыншы владел своими профессиональными секретами. Он мог с первого взгляда оценить потенциал коня, определить, из какой он местности – горной или равнинной, и для каких дистанций – коротких или длинных – рождён. А зная родословную, сыншы мог предсказать, какой масти родится жеребёнок и его судьбу. История казахов сохранила имена многих прославленных сынши – это Киикбай, Куренбай, Тарпанбай, Шокай Шонкеулы. Авторитет сыншы был непререкаемым, и тому находятся многочисленные подтверждения.

***

Сила авторитета

Так, в эпосе «Кобыланды батыр» есть упоминание о том, как в роли сыншы выступила Хуртка, жена батыра. Шесть лет она готовила коня для своего мужа. Однажды Караман, друг и ровесник Кобыланды, позвал его в поход. Батыр принял предложение. Тогда табунщик Естемис спросил Хуртку, готов ли конь? Хуртка ответила так: «Передайте привет моему султану. Пусть отложит поход. Конь будет готов только через сорок три дня». Естемис передал слова Кобыланды батыру. Тот поехал к другу и сказал:

Асыл досым сөкпеңіз.
Бұл сапарға бармаймын,
Бұл олжадан алмаймын.
Саған да сәлем көп айтқан,
Құрдасым, көңілің қалмасын,
Өтініш қылып зарлаймын.
Асқар төбе бел деген,
Ақ бармақпен жемдеген,
Өзінен басқа мінбеген,
Бағып тұрған баласы,
Күтіп тұрған анасы.
Өзі әйелдің данасы.
Тұлпар туған бурылдың
Қырық үш күні кем деген.

***
Не обижайся, дорогой друг,
Но не ко времени поход,
Не могу я выехать так вдруг.
Тебе привет от супруги моей.
Ровесник мой, дорожу я дружбой твоей,
Прошу понять меня, мой друг.
Впереди много гор и откосов, мой друг,
Она кормила его с малых лет.
Браслетами на белой руке звеня,
Только сама объезжала коня,
Как мать любила, терпелива была.
Она среди женщин, ты знаешь, умна.
Тулпару, родившемуся от бурой кобылицы,
Сорок три дня не хватает, сказала она.
(Смысловой перевод автора статьи)

***

Школа казахских сыншы имеет свою историю. Учёный Жангара Дадебай в своей книге «Тұлпардың сыны мен бабы» (Характеристика коней и их тренировка) ссылается на знаменитых сыншы. Например, автор приводит слова сыншы Куренбая:

…Тайында тайдай ғып мін,
Құнанында өлтіріп, тірілтіп мін.
Дөненінде қоя бер,
Бестісінде жаратып бәйгеге қос,
Келмесе басымды кес.

Езжай на стригунке, как на стригунке,
Трёхлетку не жалей, его хоть убивай.
Дай волю четырёхлетнему коню,
Пятилеткой ставь на скачки,
Если не будет первым, отруби голову мою.

***

О мастерстве знаменитых сыншы сложено и немало легенд. «Однажды в Акбастау, что в Семиречье, состоялся ас (тризна) в честь Казыбека. Люди, которые собрались участвовать в конных состязаниях, решили показать своих скакунов знатокам. Приехали братья-сыншы Олжабай и Бектибай. Человек по имени Кумганбай показал им свою желтошекую лошадь сивой масти. Посмотрел Олжабай и произнес: «Жаль, но конь твой лишился сил после того, как пасся на здешних травах. Если бы кормился травой и водой своей родной земли, был бы первым на скачках. Ничего не поделаешь, на этот раз скакун удовольствуется только четвёртым местом». И действительно, он занял четвёртое место, как и сказал сыншы».

***

Абай и сыншы

Считалось, что огромную роль в подготовке скакунов играет местность и трава, которой они кормятся. Ведь каждый край имеет свои особенности. «В связи с этим скачки на праздниках, асах и свадьбах начинались без задержки, сразу же по прибытии скакунов», — пишет учёный Тохтыбай. В книге «Абай туралы естеліктер» (Воспоминания об Абае) Ниязбек Аллажарулы, потомок младшего брата Ускенбая, прадеда акына Абая, так написал о сыншы Тарпанбае:

«Тарпанбай очень хорошо знал как коней, так и птиц. Однажды он приехал на джайляу, где был большой той. Собравшиеся хорошо знали, что Тарпанбай был известный сыншы, и провели перед ним коней участников скачки. Посмотрев на них, сыншы произнёс: «Первым к көмбе (финишу) придёт вот этот көкбесті (тёмно-серый)». После этого появился Абай с двумя скакунами. Поздоровавшись, Тарпанбай указал на красно-рыжего коня и сказал: «Первым придёт этот, көкбесті будет вторым». Всё случилось так, как и предсказывал сыншы. Первым пришёл красно-рыжий скакун, көкбесті следом. Второй же конь Абая был только пятым, и на него никто не обратил внимания.

После скачек Абай пригласил Тарпанбая в свой аул. А когда провожал гостя, спросил про коня, который пришёл пятым:

- Ты хороший сыншы, скажи, настоящий ли скакун этот Аккаска?

Тарпанбай внимательно осмотрел коня со всех сторон и вынес свой вердикт.

- Если его хорошо потренировать, он станет настоящим тулпаром.

Абай подозвал одного из джигитов и приказал:

- Надень уздечку на Аккаска, теперь он принадлежит Тарпанбаю.

***

Первый не значит лучший

Тарпанбай очень любил лошадей и знал в них толк. Вернувшись домой, он стал заниматься с конём, наблюдая за ним днём и ночью. Он даже перестал ночевать в доме. А через некоторое время повёз его на скачки в честь тоя, который состоялся в волости Кызыладыр. Аккаска пришёл к финишу первым. Тогда сыншы попросил мальчика-наездника рассказать, как вёл себя скакун. Тот ответил, что он вырвался вперёд, когда көмбе (финиш) был уже совсем близко.

Тогда Тарпанбай сказал, что с ним надо ещё заниматься, пока он не готов. Через некоторое время он повёз коня на новые скачки. Аккаска снова пришёл первым, и сыншы снова спросил мальчика, как вёл себя конь. На этот раз наездник ответил, что Аккаска сразу вырвался вперёд. Тогда Тарпанбай удовлетворённо произнёс: «Вот теперь он стал настоящим скакуном».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти