Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Когда казах легко отдаст самое дорогое – коня: традиция Ат қосу

Древняя традиция обусловлена помощью во время боевых действий. Встречаясь, казахи здороваются: «Ат көлігің аман ба?» (как твой конь?). Вопрос «Атың кім?» (как твоё имя) дословно можно перевести и «кто твой конь». О том, что казах без коня не казах, есть такая поговорка:

Жаяу кісі өлгенмен тең

У кого нет коня, у того нет и жизни.

Вот что в своей книге «Культ коня у казахов» пишет учёный Ахмет Токтабай: «Казахи считают, что везение зависит больше от коня, нежели от всадника: «Ер жолдысынан, ат жолдысы» (лучше пусть везучим будет конь, нежели человек). Коня, с которым не изменяет удача, называют Ақжолтай ат (конь-везунчик)».

Культ коня у казахов

Конь у казахов имеет особый статус. Особенно ярко это выражается в отношении к коням сал-сере – людей особой внутренней культуры, виртуозных певцов и домбристов, которые в обществе вели себя откровенно вызывающе. Салы и сере буквально охотились за лучшими скакунами. А обретя вожделенного коня, лелеяли их не меньше, чем родители своего единственного и долгожданного ребёнка. Вместо воды они поили своих любимцев молоком, покрывали дорогими попонами, вешали на уши золотые серьги, в гриву и хвост вплетали дорогие бусы, а ноги скакуна украшали золотыми и серебряными браслетами. Порой убранству аргамаков салов и сере могли позавидовать самые зажиточные казахские богачи.

***

Предки казахов и кони

О близости предков казахов и коней в истории немало свидетельств. Так, Андрей Лызлов (1655-1697), автор книги «Скифская история» пишет, что кони тюрков «…могут терпеть всякие трудности, как и их хозяева. Есть у них иные кони, великие и рослые, и в скачке держат голову высоко. Молоко кобылье сырое пьют, и оно у них лучшее лекарство после всяких трудностей… Когда они идут на войну, каждый на поводу имеет по два, а то и по три запасных коня. Если один устанет, хозяин пересаживается на другую лошадь, а уставшую пускает скакать свободно. Реки же вплавь переходят. Навязав два снопа больших тростей, свяжут коней уздами, также свяжут крепко и их хвосты. И так на один сноп кладёт оружие, на другой же сам сядет. Держится одной рукой за хвосты конские, другою коней погоняет и так переезжает на другую сторону реки».

Традиция Ат қосу

Многие национальные традиции свидетельствуют о том, что казахи с древних времён живут, оказывая друг другу взаимную помощь. «Ат салысайық» (буквально – поможем конями) говорят казахи, когда призывают кому-то помочь всем миром. «Ат қосу» (помощь конём) – одна из традиций, связанных с боевыми действиями. Суть её в том, что когда всадник во время сражения остаётся без коня, другой воин уступает ему своего. Зачастую Ат қосу становилось жертвоприношением во имя победы или будущего.

Например, вот что пишет Чокан Валиханов в своей статье «Исторические предания о батырах в XVIII века»: «Когда узнал Жанатай о смерти любимого своего брата, проклял его убийц: «Или умру, или напьюсь вашей крови!». Велел подать лошадей. С пятьюстами человек отряда ворвался он в ставку калмыков, их было десять тысяч, и утонул в битве. Битва была страшная, казахи шли на смерть. Все пали, остался Жанатай и восемь человек, среди которых сын его Токыш. Жанатай слез с лошади и подал её сыну со словами: «Отправляйся домой, пробейся, ибо не будет человека, который при случае мог бы за меня отомстить». И пал».

***

Традиция Ат қосу в исторической литературе

Тюркский историк, государственный деятель и военачальник Хайдар Дулати (1499-1551) в своём труде «Тарихи Рашиди» описывает Ат қосу так: «Хан остался пешим, так как его коня ранили. Тогда амир Сеит Али сошёл со своего коня и отдал его хану. Сам же упал навзничь и притворился мёртвым. Враги, посчитав его мёртвым, подошли близко. Тогда он вскочил и схватил одного из них.

Ему повезло, враг оказался здоровым. Амир крепко схватил его за полы шубы и прикрылся им как щитом. Таким образом он шёл рядом с ханом. Враги в него не смогли стрелять, так они прошли расстояние в один километр и дошли до реки Или. Опрокинув калмыкского воина, он схватился за узды ханского коня и вошёл в воду. Вода была ему по грудь. Амир Сеит Али, помогая коню держать голову высоко, сделал всё, чтобы ханский чапан не спал с его плеч, не промок и перевёл на другой берег».

Сегодня традиция Ат қосу вспоминается как яркий и поучительный пример бескорыстного оказания помощи другому человеку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти