Карл Маркс, например, всю жизнь упоминает Прометея, он сразу стал его любимым образом, личным божеством. Хотя философу не пристало поклоняться «божеству». Поэтому в письме тестю Людвигу фон Вестфалену «красивый, двадцатидвухлетний» Карл признается: «Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре». Любимая книга у Маркса – трагедия Эсхила «Прикованный Прометей», только её он обильно цитирует и подвергает дотошному анализу. Интересно подумать, как мифологический образ влияет на становление личности, от которой потом разбегается пламя. Газета «Искра» тоже связана с образом Прометеева огня, а не с одной только физикой горения.
Благородно заботиться о человечестве, выступая в этом даже наперекор высшим силам. Это высшая справедливость – когда человеку лучше, чем это допускает воля богов. И тот, кто страдает во имя человечества, точно становится нам дороже законов природы. Возможно, скоро «зеленые» что-то в этом изменят: сначала пришлось отказаться от явных принципов эксплуатации, отменить крепостное право и дать свободу рабам, теперь приходит в голову, что эксплуатация животных и растений – это некое своеволие, которое необходимо ограничить. Человечество рождается с Прометеем и, вероятно, исчезнет, если исчезнет понимание его благородства, его бескорыстного подвига во имя людей. Всё указывает на то, что, по замыслу богов, человек не должен был занимать царственное положение в мире Природы. И ей, наверное, без человека будет только лучше.
Какие-то существа копошились в пещерах, рвали листья, выкапывали корешки. Потом пришло очередное оледенение, после которого изменился климат, породив на Земле зиму. Человеку неплохо жилось на основе первичных инстинктов, но вдруг пришлось научиться выживать в условиях, которые сильно его удивили. Несколько месяцев привычная пища не росла. Белки от такого шока выработали дар предвидения, но не успели вырастить в головном мозге отдел, совершенствующий память. Им приходится делать запасы – и не в одном месте, а повсюду. Иногда удается подкормиться закладкой, оставленной другой белкой. Медведь тоже пережил шок, он стал наедаться впрок и уходить в глубокий сон. Человек обретает себя где-то между природой белки и медведя. Он научился убивать животных (по многим свидетельствам, когда-то в этом не было необходимости) и много дней бессмысленно грезил в глубине пещеры, пока переваривал тяжелую сырую пищу.
***
Прометей в этой истории являет себя через собственное имя – и это даже не имя, а эпитет, под которым мы его запомнили. Прометеу́с – складывается из слов pro (до) и manthanо (разум). Эту версию предложил Платон, который ввел в практику современный перевод устаревших или искаженных понятий, чтобы открывать их смысл через этимологию.
Итак, Прометей носит имя, подчеркивающее в нем то, что помогло выжить белке, – предвидение. Он провидец, предусмотрительный и вещий. Ему помогает Афина, с которой связан стратегический разум. Кстати, по Гесиоду, если в образе Прометея еще есть какие-то человеческие черты, то Афина ведет себя как чистая энергия мысли.
Антропоморфные боги продолжают проявлять себя в нас. Они рождены как идеи неких загадочных энергетических процессов, которые с нами происходят. Не могли бы происходить, если бы мы, например, больше верили, а происходят сами по себе с самого нашего рождения, верим мы или нет. Миф рожден из необходимости осмыслить эту данность, проявленную в инстинктах, спонтанных желаниях, внезапных состояниях. И нет ничего странного, что миф разворачивается как сюжет, в котором можно продемонстрировать не абстрактное видение проблемы (такому долго пришлось учиться), а само действие, показанное на пальцах или через подручные наглядные пособия. Одно хорошо бы осознать: весь пантеон богов обитает в каждом из нас, и мы их Олимп. В эту самую минуту.
Предвидение – это основа человеческого разума в его современном развитии. Умение рассчитать свои цели в уме, построить последовательную цепочку действий, проверить весь план на прочность, ограничить ошибки… Мы до сих пор вынуждены учить детей, потому что некоторые необходимые навыки не перешли в инстинкты, они не так давно появились. И вот мы говорим ребенку: «Чайник горячий, если ты до него дотронешься, что будет? Стой! Куда ты тянешься? Ты же обожжешься!» Или говорим: «Вот сегодня ты съешь целую шоколадку, а завтра захочешь сладкого, а у тебя уже ничего не осталось. Поэтому подумай о завтрашнем дне!» И дети долго не могут привыкнуть так думать. Потом они вырастают и затрудняются в простейшем планировании трат и рабочих часов, берут кредиты, опаздывают. Всё потому, что боги генетики не вложили в нас такого инструмента, который бы работал так же четко, как инстинкт самосохранения.
***
Зевс повелел Прометею создать человека. Походя, буркнул в форме нечленораздельного приказа, не подсказав материала и предназначения. Так что подлинным создателем и настоящим прародителем является отец наш Прометей. Он покопался на берегу и выбрал глину, которую еще предстояло закалить (поэтому Гадамер называет его древним божеством горшечников). Отсюда уже возникает необходимость огня. А по сути, это мотив изначального несовершенства человека, обреченного исправлять недостатки своей природы. Именно Афина вдохнула в глиняных человечков дыхание жизни.
В мифе возникает непутевый брат Эпиметей, «мыслящий после» (крепкий задним умом). Он близнец-трикстер, на которого можно свалить все ошибки. А самый пугающий образ – это Пандора (всеодаренная) со своей походной фляжкой, которую Зевс прислал к людям, чтобы отомстить им за проступок Посейдона. Первая женщина, мать-прародительница, посвящающая нас в тайну первородного греха, её символическая функция – любопытство. Она открыла сосуд, в котором таились все улетучившиеся блага. На дне осталась только надежда, светлый дар для непредусмотрительных эпиметеев.
Но сначала Зевс повелел распределить способности между людьми и животными. Эпиметей (муж Пандоры и основатель партии зеленых) рьяно взялся за дело и всё раскидал в рамках фауны. Человек остался совсем без защиты. Голый, добрый, голодный, он просто хлопал глазами, а потом начал довольно сильно подмерзать. И тогда Прометей похитил огонь с Олимпа (то есть, конечно, огонь не физический, а ментальный, Огонь Просвещения), Афина придумала, как спрятать угли в длинном стебельке тростника, присыпав отверстие золой, и они вынесли ценный дар прямо под носом охранников: «это не факел, мы идем выбрасывать пепел». В тростниковой палочке можно уже предвидеть… нет, не сахар, это другой вид тростника. Кадуцей – жезл Гермеса.
Заметьте, Афина за разглашение божественной тайны никак не пострадала, то есть она слишком тесно соотносится с Прометеем как его женская ипостась. У Прометея длинная судьба, он отмотал на Кавказском хребте 30 тысяч лет, а потом был освобожден Гераклом (в котором тоже стоит видеть его ипостась, героя более низшего порядка, но развивающего миф). Что потом стало с Прометеем? Он поселился в Аиде.
***
Минуточку! Не бывает, чтобы на этом всё заканчивалось. Просто имя «провидец» больше не пригодилось. Прометей начинает водить туристов в Аид (чаще – туда, а не обратно), возится с огнем в жерле Везувия, усовершенствует навыки металлургии и занимается кучей всяких полезных штук, за что получает значок «Изобретатель и рационализатор».
Эсхил говорит: «Все искусства у людей от Прометея». Если собрать всех действующих лиц, хотя бы при помощи Гесиода, то только после освобождения Посейдона возникают персонажи, которых он вполне бы мог играть в следующих сезонах. Похититель огня, обманщик Зевса и психопомп (проводник душ) Гермес – тоже бог Просвещения. Разница в том, что миф о Гермесе возник в Микенах, а о Прометее – в Аргосе. Здесь может возникнуть и Гефест, потому что для древних не было противоречием, что он тоже наделил людей технологиями. Гефест, живущий в жерле вулкана, выбрасывает лаву и тем самым строит новые берега.
Наказанный Гефестом Прометей прикован к горам Кавказа, а кровь из его печени, попадая в воду, застывает в виде утесов и глыб. Тело Прометея всё еще напоминает о творящейся и преобразующейся материи. Печень – вместилище жизненного огня. Каждый день орел клюет Прометея, и на некоторых фресках и кувшинах видно, что его клюв бьет в область груди или сердца. И Аполлон, который принес людям искусства, стоит в растерянности: а! у вас уже есть!
Миф не нуждается в достоверной и логичной точности. Миф каждый раз должен давать искру знания, а не стабильный газопровод к Вечному огню. Миф дает эвристические сообщения, которые невозможно разжевывать, и поэтому Прометей присутствует везде. Мы видим отголоски мифа о первородном грехе, о любопытстве Евы, о работе Адама «в поте лица». Более того, Прометей, совершивший подвиг во имя людей, так же приносит себя в жертву, как Христос. Оба были распяты, вступая в спор с могуществом бога и защищая человека как безусловную ценность.
Индусы считали, что Прометей – порождение их древнейших историй, а на санскрите «праманта» означает палочку для добывания огня. Страбон надоумил исследователей, что раз Прометей был царем скифов, то должен был обитать на территории древних гениохов в районе Сочи. Там сейчас и стоит довольно неказистая фигурка Прометея с разорванными цепями.
Одна из версий мифа вводит в повествование жертвенных быков и мотив священной коровы. В «Теогонии» говорится, что боги и люди решили разделить свои права и обязанности. Прометею поручено вершить суд. В качестве символического объекта выбрано жертвоприношение быка. Реплика в сторону: первобытному человеку сначала нравились потроха животных, потому что мясо не сразу помягчело, а в результате селекции, а до этого его часами варили в молоке, тогда как внутренности были вполне съедобны. И в процессе жертвоприношения именно их – как самое ценное – следовало посвящать богам.
Прометей сделал две кучи: в одну наложил костей, густо смазанных салом, а в другую положил мясо и потроха, прикрыв их шкурой и вывернутым желудком. Дальше выбор предлагается Зевсу. Здесь опять нелогичность: Прометей не доводит задание до конца, он создал условия для махинации и переадресует окончательный выбор самому Зевсу. Тому, конечно, приглянулись блестящие кости. В итоге люди получили пищу получше. В сущности, в этом мифе решается вопрос об отказе от вегетарианства Золотого века.
А Прометей понес наказание. Между прочим, его бессмертная печень отрастает в условиях ночного холода, таким образом, вновь зажигая в нем жизненный огонь. Солярная часть мифа здесь тоже очевидна. Печень Прометея ничем не отличается от колеса Феба. Это солнце, которое восходит на востоке – в крайних пределах мира (на древнегреческой карте), где и прикован Прометей.
***
Миф говорит нам о том, как люди были избавлены от изначального животного невежества. И получили возможности для развития и процветания. Постепенно огонь становится символом очищения, освобождения от хаоса и заблуждений. Геракл, создавший мистерии совершенствования человека, идет путем Прометея и освобождает своего учителя. Прометей – деятельный творец, полный плодотворных противоречий и страсти созидания, в итоге находит для себя мастерскую, в которой предается неутомимой изобретательской работе. Прометей преобразует материю, плавит металл и точно так же отделяет материальную природу человека от духовной.
Сначала Зевс является нам как жестокий тиран, озлобленный на людей. Его поведение породило революционный дух, и Прометей стал символом борьбы за справедливость. Но он всё время дает задания, которые изобличают в нем высшую творящую энергию. Пожалуй, редко где еще Зевс так охотно предстает в роли обманутого хозяина. Зевс провоцирует человека встать на путь совершенствования. Его демонстративный гнев, его приятие совершенных ошибок не приводят к уничтожению человечества и страшным бедствиям. Через Прометея всеведущий бог передает людям самый высший подарок – разум. После понесенного наказания Прометей прощен, и Геракл становится первым человеком, взошедшим на Олимп, человеком, ставшим богом. Потом Зевс возвестил, что рождается его возлюбленный сын, Ахиллес. Посейдон смирил свой гнев и решил предупредить Зевса, что Ахиллес способен его свергнуть. Но это уже другая история.
Испуг, трудности и страдания – такие же божественные подсказки, как озарение, воодушевление и чудеса. Научить извлекать опыт из сомнительных побуждений, ошибок, помрачений может Геракл, основатель самых популярных мистерий «Двенадцати подвигов». Но воображением, позволяющим озирать бескрайние земли, видеть невидимое и заглядывать в будущее, мы обязаны только Прометею.
* Прозаик, поэт, кандидат филологических наук, доцент Самарского государственного института культуры, ведущий литературного клуба «Лит-механика». Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204).
Комментариев нет:
Отправить комментарий