Небо представлялось кочевнику огромным всевидящим оком, от него нельзя было скрыться, и потому всё, что совершал человек, тотчас поощрялось или каралось всевышним Тенгри. Оседлые племена воспринимали кочевников как враждебный фантом, возникающий ниоткуда, из небытия и исчезающий в нём бесследно. «Линейкой» измерения земного пространства служили кочевые племена – вечные путешественники, сверяющие свои маршруты с маршрутами звёзд. Они представляли Жизнь потоком, рекой, вечной дорогой, которая берёт начало на небе. Они верили, что именно там живут человеческие души и в виде «құт» (божественной благодати) нисходят на землю, обретают здесь земную оболочку, а когда она одряхлеет и станет для души обузой, возвращаются в заоблачные выси.
Получается, что Душа жизни – тоже кочевница! Она тоже вечно в пути. И все поверья кочевого народа – это вечное благоговение перед Потоком. И все обряды древних тюрков связаны с почитанием всякого вида Движения. А все беды, хвори и неудачи – из-за всевозможных преград течению жизни, подводных камней, мешающих её энергетическому потоку. Эти духовно-философские воззрения корнями уходят вглубь веков, где в сказаниях и преданиях народных певцов и мудрецов они нашли своё яркое незыблемое отражение. Одним из таких чудесных творений, непревзойдённых по глубине феноменальной степной философской мудрости, где воспеты храбрость, отвага, сплочённость огузов, становление их мировоззрения, обрядов и традиций, является дошедший до нас в VII-IX веках устно, а в XV-XVI веках изложенный письменно и в виде рукописи вошедший во всемирную историю труд под названием «Книга моего деда Коркута». Великолепный по языку и стилю эпический памятник тюрков.
***
Синий цвет для тюрков ассоциируется с сакральной святостью. Синь-небо и зелень-трава – прародители тюркского народа, удивительно, а может, как раз естественно, что синь-небо и зелень-трава называются на всех тюркских языках одним словом – «көк». За каждым понятием, связанным с миром сакральным, существует в казахском восприятии мира многослойная семантика образов: белый – святость, чистота, целомудрие; красный – заря, расцвет, цветение, пробуждение; зелёный – цвет лета, жизнелюбия, полноты чувств, солнечная энергия.
***
О пленительном родстве души кочевников с небом, с природой можно сказать следующее: «Они проецировали земное существование на ситуацию в небесной сфере, а значит, там тоже по их представлениям стояла юрта, паслись кони и водились разбойники – конокрады. Например, в казахской космогонии Мировая юрта привязана к Железному колу – Темір қазық (так зовётся Полярная звезда). Пока на небе свершается своя жизнь, а на земле своя – ничто не грозит людям. Но любое нарушение и даже намёк на него могут повлечь за собой мировые катаклизмы, считали кочевники». Культ Вечного Синего Неба – тенгрианство, которое как одна из древнейших мировоззрений степи возникло среди северных и северо-западных кочевников – предков тюркских и монгольских народов, а в XII веке до н.э. проникло в Китай и стало важнейшим понятием китайской мифологии и философии.
***
Автор: Жадыра Дарибаева, поэт, заслуженный деятель Республики Казахстан
Из книги Бахыта Каирбекова «Мир кочевья. Мифы Великой степи. Казахский этикет»
Комментариев нет:
Отправить комментарий