Книга Бахыта Гафуовича Каирбекова «Мир кочевья. Мифы Великой степи. Казахский этикет» приглашает в страну древних кочевников. Читатели оказываются в Великой степи с её историей, природой, мифами, культами, обычаями…
***
Калейдоскоп словотворения
Вдохновляет уже поэтическая символика названий глав и богатство образности, философская, научная, мировоззренческая зрелость содержания. Например, названия «Под вечным оком Тенгри», «Космогония», «Степной календарь», «Страна великих трав», «Священный лес», «Зеркало мира», «Священные птицы Великой cтепи», «Кочующие во времени» настраивают на высокую поэтическую волну, на соприкосновение с некой священной таинственностью природы. Во всём этом оригинальном калейдоскопе словотворения виден вдохновенный почерк замечательного поэта, художника слова, кинорежиссёра, сценариста, этнографа, заслуженного деятеля РК Бахыта Каирбекова.
У каждого народа свои сложившиеся веками история, миропонимание, духовное восприятие природного начала, свои легенды, поверья, сказки, обычаи и обряды. «Как известно из истории, – пишет автор в предисловии к своему труду, – в Центральной Азии в древности, в VIII-VII веках до н.э., жили скифские племена. Учёный-тюрколог А. Иконников-Галицкий в своих исследованиях заключает: «Древнегреческая культура в это время ещё только зарождалась, о Риме не было и помину, и даже Китай едва-едва осваивал письменность. А скифские цари, вожди племенных союзов, сооружали погребальные памятники, сопоставимые по масштабам с египетскими пирамидами, и наполняли их богатствами, которые можно сравнить с сокровищами Тутанхамона. Всё это говорит о том, что в VIII-VII веках до н.э. в Центральной Азии существовала мощная держава и расцветала замечательная культура».
***
С щемящей сердце болью и тоской поэтическая душа Б.Г. Каирбекова – сына Великой степи вопрошает: «Когда же мы увидим эти почти стёртые штрихи древней поэзии и письменности, древние купола наших мавзолеев и кварталы наших погребённых городов в каталогах библиотек и музеев мира с правдиво указанными подписями и именами их истинных авторов? Когда привыкнем к мысли, что не мы были «окраиной» культурного мира, что Великая степь была мощной державой и являла миру замечательную культуру?»
***
Здесь уместно привести воззрения выдающегося русского историка, географа и этнолога Л.Н. Гумилёва из его книги «Хунну»: «Кочевники Великой степи играли в истории и культуре человечества не меньшую роль, чем европейцы и китайцы, египтяне и персы, ацтеки и инки. Только роль их была оригинальной, как, впрочем, у каждого этноса. Гранича на востоке с древней цивилизацией Китая, а на западе с не менее древней культурой западно-европейского полуконтинента, Великая степь, населённая разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, религиями, социальными учреждениями и нравами, тем не менее всеми соседями ощущалась как некое единство, хотя содержание доминирующего начала ни этнографы, ни историки, ни социологи не могли определить».
В разделе «Утерянное наследство» Бахыт Каирбеков анализирует динамику жизнедеятельности древних тюркских племён: «Кочевые народы первыми в истории человечества научились приручать диких коней, плавить металл, ковать железные мечи и стремена, они создали тележное колесо и дальнобойные луки. Благодаря этим новым технологиям они стали повелителями огромной территории, простиравшейся от отрогов Алтая до Уральских гор, от берегов Каспия и Чёрного моря до побережий Средиземноморья и Адриатики. Подобно солнечным лучам проложили они дороги через огромное пространство степи и подняли первые города мастеров, в которых так нуждались народы. В городах, ставших центрами металлургии, были плавильни, а также первые гончарные цеха и первые храмы».
***
Автор: Жадыра Дарибаева, поэт, заслуженный деятель Республики Казахстан
Комментариев нет:
Отправить комментарий