Пошук на сайті / Site search

15.05.2021

В. Костюков: «Железные псы» Батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII века)

Судя по тому, что никто из Джучидов не принимал участия в развернувшемся в то же время наступлении на империю Сун, все свободные военные силы улуса были задействованы в Иране. Джувейни сообщает, что из западной части империи Мункэ отправил в Иран «представителей Бату Балагая, сына Сибакана, Тутар-Огула и Кули с войсками, принадлежащими Бату».

Рашид ад-Дин это событие излагает так: «И ещё при жизни Бату Менгу-каан назначил своего третьего брата, Хулагу-хана, с многочисленным войском в Иранскую землю и определил из войск каждого царевича по два человека с десятка, дабы они отправились вместе с Хулагу-ханом и стали его помощниками. Орда отправил через Хорезм и Дехистан своего старшего сына Кули с одним туманом войска, а Бату послал через Дербенд Кипчакский Балакана, сына Шейбана, и Тутара, сына Мингкадара, сына Бувала, седьмого сына Джучи-хана, чтобы они, прибыв, стали подкреплением войску Хулагу-хана, служили ему». Эта информация отражена также в «Светской истории» Бар-Эбрея, в «Истории народа стрелков» Магакии и «Житии Картли».

Формирование джучидского корпуса, предназначенного для отправки в Иран, производилось дополнительным набором в расчёте 1/5 от общей численности имеющихся в улусе войск. Таким образом было собрано и сформировано три тумена; во главе их были поставлены «царевичи» и «ханские сыновья». Поскольку целью кампании являлось включение завоёванных земель в состав империи, участвующие в ней войска отправлялись в поход с имуществом и семьями.

***

Джувейни, повествуя о выступлении Хулагу осенью 1253 года, очевидно, стремился скрыть разногласия между Мункэ и Бату, когда писал: «Царь продвигался очень медленно, впереди шли Балагай и Тутар, остальные поспешали слева и справа». Надо полагать, войска Джучидов стартовали не вместе с Хулагу, а вошли в Иран либо одновременно с его войском, то есть, в начале 1256 года, либо несколько раньше, при этом маршрут тумена Кули пролегал через Хорезм, а маршрут туменов Балакана и Тутара ­– через Дербендский проход.

Первоочередной целью Чингизидов было государство исмаилитов, правителем которого в то время был Рукн ад-Дин Хуршах. Нападения на их крепости в Кухистане авангард Хулагу под руководством Кит-Буки начал ещё в 1253 году, а в сентябре 1256 года в военные действия включилась вся объединённая армия. По свидетельству Джувейни, Хулагу «стал готовиться к тому, чтобы напасть на крепости и уничтожить убежища Рукн ад-Дина, и он приказал войскам, находящимся в Ираке и других местах, находиться в готовности. После этого правый фланг под командованием Бука-темура и Коке-Ильгея проследовал через Мазендеран, а левый фланг под командованием Тегудер-Огула и Кед-Буки, – через Хувар и Самнан. Царевичи Балагай и Тутар с иракскими войсками выступили из Аламута…».

Все эти войска сосредоточились у крепости Маймун-Диз, в которой укрылся глава исмаилитов Хуршах. От капитулировавшего Маймун-Диза армия Хулагу отправилась осаждать крепость Ламассар, а Балакан был оставлен у славившейся своей неприступностью столицы исмаилитов, Аламута, защитники которой сочли благоразумным сдать крепость без боя. Весной 1257 года после пленения Хуршаха и разрушения главных твердынь асассинов в Эльбурсе армия Хулагу, включая джучидский корпус, остановилась близ Хамадана и начала готовиться к нападению на Аббасидский халифат.

***

Рашид ад-Дин об этом пишет, что Хулагу отпраздновал захват Хуршаха продолжавшимся целую неделю пиром, во время которого «он обласкал царевичей и эмиров и пожаловал им почётные халаты». В празднестве, вполне может быть, участвовали и джучидские царевичи, хотя к тому времени отношения, сложившиеся между Балаканом и Тутаром, с одной стороны, и Хулагу, с другой, видимо, вряд ли располагали к совместному проведению досуга и проявлению ласкательств. К тому же смерть Бату и скоро последовавшая за ней смерть Сартака давали имперскому правительству шанс лишить Джучидов того опасного для целостности империи статуса, который они приобрели, поспособствовав возведению на трон Мункэ.

Это естественная в русле централизаторской политики задача была решена по образцу, незадолго до того испробованному в Улусе Чагатая, – назначением главою Улуса Джучи малолетнего Улагчи при регентстве вдовы Бату Боракчин. Такое политическое содержание перемены в управлении улусом точно определено ал-Карши: «После Сартака ибн Бату правление перешло к хаканам». В изменившихся условиях трения между Хулагу и джучидскими «полевыми командирами» были практически неизбежны. Об одном конфликте Хулагу с Балаканом и Тутаром, поводом для которого послужила попытка расположившихся в Бадгызе Джучидов подчинить своей власти правителя Герата, Систана и Балха Шамс-ад-дина Курта, рассказывает Сайфи.

***

Шамс-ад-дин, утверждённый в своей должности Мункэ, резко отверг требования Балакана и Тутара обеспечить реквизиции, которые традиционно налагались на подвластную ему область в пользу Улуса Джучи. Когда же Балакан приказал Кит-Буге захватить Шамс-ад-дина. Но последний разбил войско Кит-Буги и, ускользнув от новой попытки ареста, прибыл к Хулагу с жалобой на действия Джучидов. Разъярённый Хулагу строго наказал агентов Джучидов, намеревавшихся арестовать Шамс-ад-дина, и подтвердил его права на владение Гератом [Jackson, 1978: р.222-223; Allsen, 2004: р.53].

Рашид ад-Дин вновь упоминает всех трёх джучидских царевичей при перечислении войск, приведённых Хулагу к стенам столицы Аббасидов и при описании диспозиции его войск, окруживших Багдад. В рассказе о штурме Багдада он подчёркивает, что Балакан и Тутар не проявили должного старания в выполнении боевой задачи, и их медлительность вызвала недовольство Хулагу. После этого джучидские царевичи со своими туменами выпадают из поля зрения источников, описывающих дальнейшие действия объединённой армии в Ираке и Сирии, и всплывают ещё раз только в связи с теми событиями, которые привели к распаду Монгольской империи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти