С.П. Толстов считает, что в Хорезме до 712 года, когда Хорезм был завоёван арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, распространился синкретический иудаизм. Именно еврейский учёные, по мнению С.П. Толстова, возглавили антиарабское антифеодальное восстание 712 года, подавленное арабами. С.П. Толстов сделал вывод, что иудейская религия народа Хорезма была импортирована в Хазарию выжившими иудеями из Хорезма.
В доказательство своей теории С.П. Толстов приводит сообщение Табари, где мятежники фигурируют под именем «хабр» (араб. الحبر, аль-хабр, во множественном числе — аль-ахбар, араб. الاحبار), а это имя и в древнем и в современном арабском, и в частности по словарю Абу Абд аллаха Мухаммеда ал-Хорезми имеет только одно значение «еврейский учёный, учёный раввин».
Разгромленные хорезмийские иудеи, по версии С.П. Толстова, бежали в Хазарию, где синкретический хорезмийский иудаизм становится государственной религией. Булан, первый хазарский царь-иудей, по Толстову, также выходец из Хорезма.
Единство Хазарии и Хорезма Толстов доказывает титулом хорезмшаха Шаушафара: «господин царь благословенный хазарский».
В доказательство своей теории, Толстов приводит также факт хорезмийского происхождения хазарского полководца Растархана, а также тем, в перечне христианских епископских кафедр в составе митрополии с центром в Крыму — в Доросе наряду с кафедрами, находившимися в Хазарии, значится Хвалисская, то есть Хорезмийская кафедра[1].
С.П. Толстов полагает, что иудейско-зороастрийская религия, пришедшая из Хорезма в Хазарию при Булане, вошла в противоречие с ортодоксальным иудаизмом талмудического толка, установленным Обадией[2]. Это вызвало Гражданскую войну, и бегство кабар, которых Толстов считает халисами, то есть хорезмийцами.
Другой советский историк, Михаил Илларионович Артамонов подверг теорию С.П. Толстова критике[3]. Публицист Лев Николаевич Гумилёв также критически предположил, что «хабр», о которых говорит Толстов, это не евреи, а «джабр», «гебр» — персы-огнепоклонники.
Скепсис Л. Гумилёва и М. Артамонова тем не менее, опровергается некоторыми соображениями. Например, действительно, кабары бежали к венграм, а среди последних известен народ халисы (хвары, хвалисии), которые в 12 в. входили в состав Мадьярского государства. Эти халисы, по венгерской исторической традиции, связаны с хазарами, приглашёнными в Венгрию князем Таксони (946-972). По сведениям Киннама, халисы были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми»[4].
Существует так называемая летопись Бахши Имана «Джафар тарихы». Хотя данная летопись вызывает сомнения, но если она справедлива, то она подкрепляет догадки Толстова, так как утверждает, что иудаизм в Хазарию был принесён еврейкой из Бухары, ставшей женой кагана Айбата[5][6].
Кроме того, важно отметить тот факт, что Хорезм действительно имеет связи с евреями. Бухарские евреи издавна жили в Средней Азии, а построение Хорезма приписывался Нарсесу, сыну иранской царицы Шушандухт, еврейке по происхождению[7][8].
Хазарский царь Иосиф утверждает, что пределы его государства доходили до Хорезма и Гургана, что может указывать на претензии хазар на западную часть современной Средней Азии и Казахстана. По словам Кудамы (9 в.) «границы Хазарии (проходят) от Армении до Хорезма из (областей) Хорасана»[9].
Создаётся впечатление, что связь Хазарии и Хорезма действительно существовала. Недаром, близ Бухары имелось селение Афшана, откуда был родом знаменитый врач Авиценна. Между тем, название Афшана имеет этимологическую связь с родом Ашина, правившим в Хазарии до прихода к власти еврейских царей.
Остатки разгромленных Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступили на «остров Сиях-Кух» (полуостров Мангышлак в Казахстане) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы. Существовало видимо происходящее от этих хазарских эмигрантов, туркменское племя, называвшееся в 17 в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на северо-западной окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли[10].
Сообщение Якута о родстве евреев, хазар и хорезмийцев, также подтверждает концепцию Толстова:
Говорит ибн-ал-Кальби: «родил Исхак, сын Ибрагима ал-Халиля, Хазара и Б-з-ра и Бурсуля и Хорезма и Филя»[11].
Во всяком случае, теория Толстова объясняет такие факты, как мусульманская армия из хорезмийцев в Хазарии, верная иудейским царям, а также то, что именно в Хорезм обратились за помощью хазары, когда на них напали огузы и русы в 965 году.
Хорезмийцы в Хазарии
Известно, что хорезмицы-мусульмане проживали в Хазарии. Они были наёмниками в хазарской армии. Численность этих наёмников хорезмийцев достигала 12 тысяч солдат. Они имели своего военачальника, свои суды, и своего визиря.
Согласно Масуди, «царская армия» Хазарии состояла из мусульман, «бежавших из области Хорезма. Давным-давно, после обращения в ислам, на их землях была война и эпидемия, и они обратились с просьбой об убежище к хазарскому царю... Когда царь хазар воюет с мусульманами, они держатся в его армии отдельно и не нападают на своих единоверцев».
То, что хазарская армия состояла из мусульман является преувеличением, которому сам Масуди противоречит несколькими строками ниже, когда говорит об «обособленности» мусульманского контингента в хазарской армии.
Ибн Хаукаль говорит о том, что «в свите царя 4 тысячи мусульман, и на службе у него 12 тысяч воинов»[12].
Масуди называет эту гвардию Ал-ларисия. Видимо, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи[13].
Захват Хазарии Хорезмом
В 965 году на Хазарию напали огузские племена и русские во главе со Святославом. Хазарский царь обратился за военной помощью к Хорезму, хорезмийцы помогли ему на условии, что хазары обратятся в ислам, и вторглись на территорию Хазарии. Хазары, за исключением царя, приняли ислам. Позднее ислам принял и хазарский царь.
Ал-Мукаддиси (до 988-989 годов) написал: «Жители города хазар… вернулись и уже больше не евреи, а мусульмане».
В ряде источников сохранились глухие сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов хорезмийскими карательными отрядами.
Исламизацию иудеев-хазар хорезмийцами подтверждают и Ибн Хаукаль и Ибн Мисхавейх, авторитет которых позволяет считать вопрос исчерпанным. Впрочем, и другие арабские историки, например Ибн ал-Асир, подтверждают это: «И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам».
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине (Итиль) подверглось исламизации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий