Культура черкесогаев, или черкесских армян, представляет удивительный сплав горского этического кодекса и древних армянских традиций христианства. Трудный путь в поисках своего места, полный лишений и переселений, привел к формированию удивительного этноса, продолжающего до сих пор сохранять национальную самоидентификацию и аутентичность.
Отдельные случаи миграции армян на Северный Кавказ известны еще с I столетия до нашей эры, когда в регион пришли, а затем частично осели армянские легионы Тиграна Великого. Первое крупное переселение армян в горную Черкесcию и на Тамань относится к XI-XIII вв. Миграция связана с падением армянского Анийского царства, захваченного Византией. Эта волна переселения находит подтверждения в местных легендах. В преданиях говорится, что переселенцев горские князья приняли с почестями, дружбу закрепили браками армян с черкесскими девушками. Легенда имеет под собой фактическое обоснование: долгие годы у этноса мужские имена были армянскими, а женские — исключительно адыгскими.
Незначительная часть армян пришла на Северный Кавказ после падения в 1375 г. Киликийского царства. Однако решающее влияние на формирование черкесогайского этноса оказало переселение армян из Крыма. На полуостров представители этноса мигрировали на протяжении всего Средневековья, поскольку территории Армении захватывались турками-сельджуками, монголами. Наиболее крупная армянская диаспора в Крыму образовалась в Феодосии, где составляла 65% населения, приблизительно 45 000 человек. Причиной покинуть полуостров стал его захват в 1475 г. османами, начавшими притеснять христианское население. Большинство местных армян ушло в Польшу, Молдавию. Часть представителей народа, имевшая продуктивные торговые отношения с черкесами, заручившись их поддержкой, переселилась в горы. Армяне быстро ассимилировались, взяв на себя функцию торговли, нелюбимую адыгами. Это позволило им быстро разбогатеть, занять весомое положение в черкесском обществе. Знатные черкесогайские семьи практиковали обычай аталычества, межнациональные браки с адыгскими знатными родами.
В XIX столетии активная исламизация черкесских территорий привела к притеснениям армян, придерживавшихся христианства. В результате значительная часть черкесогаев переселилась на Закубанские территории, к ним присоединились остававшиеся в Крыму армяне.
Последние заселили город Нахичевань-на-Дону (позднее ставший одним из районов Ростова), отказавшись разделить новую территорию с черкесскими армянами. Из-за этого часть черкесогаев мигрировала в Майкоп, Екатеринодар, Темиргоевский, Карагинский, Белореченский, Усть-Лабинский районы.
Многочисленная группа горских армян в 1839 г. двинулась в устье реки Уруп — левого притока Кубани. Здесь переселенцы образовывают Армянский аул, защищают его с трех сторон глубокими рвами, валом. С четвертой стороны естественной границей выступила река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 г. их число возросло до 400.
В 1848 г. в честь древней столицы армян Армавира аул получил название Армавирского. В 1875 году здесь проложили железную дорогу, а в 1876 аул получил статус села. За счет украинских, русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 г. село получило статус города под названием Армавир, выступающего центром концентрации диаспоры до сегодняшнего дня.
Известные представители черкесогаев - известный французский писатель, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий Анри Труайя (настоящее имя Лев Асланович Тарасов) и первый советский миллионер Артем Тарасов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий