фактологический,
юридический,
эпический.
То есть: существует, на самом деле, не одна история, а три параллельных нарративных конструкта: история де-факто, история де-юре, и, так сказать, история de heroice.
Между этими феноменами - если присмотреться, - пролегают отчётливые границы, - хотя бы потому, что это разные когнитивные сферы, разные направления исследования, и - главное, самое драматичное: это разные востребованности.
Это - три плохо совместимых социальных заказа, которые тянут, собственно, "историю" - в разные стороны, и тем постоянно рушат целостность нашего восприятия.
Еxempli gratia:
Школьный учебник - это эпическая история (к тому же, непрестанно подвергаемая идеологической трансформации, ком пластилина в жёстких пальцах актуальности).
Территориальные претензии, например, и вообще всё это "седьмое колено", исторические иски, требования от потомков расчёта за преступления предков - это юридическая история.
Научный трактат, который из всех сил пытается, - при условии академической добросовестности исследователя, - воспроизвести реалии исторического события, собрать в единую индуктивную структуру все наличные обрывки фактов и ошмётки первоисточников, - это история фактологическая.
Во второй половине XIX века в академических науках якобы восторжествовала диалектика, рациональный аналитический скептицизм размахивал победными знамёнами на обугленных руинах и готовился к роли властного оккупанта.
Эпос и легитимация оказались как бы в подчинении фактологии, и смиренно отошли в тень.
Но:
это создало только новые нагромождения дикой эклектики и сбитая с толку читательская аудитория начала посматривать на историческую науку в целом всё более подозрительно, - каждый раз, когда выяснялось, что неоспоримые документы не втискиваются в героический эпос, а комплексное изучение фактов превращает документальную реальность в недостижимый мираж, в отчуждённую аллегорию.
По моему убеждению, эти три регистра нужно отчётливо разделять именно в исследовании.
Историк это разграничение должен сделать первым, на опережение.
И - более того: эти фронталы могли бы открыть совершенно новые горизонты, - именно там, где, казалось бы, всё настолько истоптано, исхожено, взрыто и перепахано исследованием, что и пяди нетронутой не осталось.
***
К слову:
жизнеописание и просто жизнь человека также пребывает в этих трёх регистрах.
Это, кстати, самый простой пример в подтверждение вышеизложенного.
Вот - представьте:
ваш образ, встающий из вороха документов, из всех бумаг, на бланках с печатями, которые можно найти в вашем жилище и в архивах разных контор;
ваш образ, который можно выстроить из рассказов людей, которые вас любили или ненавидели, тех, кто вас чтил или над вами посмеивался, или просто внимательно за вами наблюдал, всех, кому вы были так или иначе небезразличны:
и:
ваш образ, который некий усердный исследователь почему-то взялся сооружать, используя все возможные факты, чтобы выяснить - кто вы такой и как вы живёте на самом деле, в том числе (в отличие от двух предыдущих регистров) - обратившись, наконец, и к вам тоже, побеседовав с вами - о том, что на самом деле означают для вас все эти ваши дипломы, грамоты, справки и повестки, и о том, почему те вас любят, а эти ненавидят.
Возникнут три совершенно разных образа, и свести их воедино будет достаточно сложно.
А некоторые сюжетные линии окажутся совершенно несовместимыми.
***
.. Кстати, - вот, кажется, хороший пример предельно резких фронталов восприятия трёх исторических регистров (точно, как в той притче, где три слепых мудреца на ощупь определяли: что есть элефантус, сиречь слон?).
Моё любимое, притом родственно ( ... целых два месяца мой прадедушка - министр полиции, это не ёж пукнул), - Księstwo Warszawskie, Княжество Варшавское наполеоновских времён.
Факты - для трёх регистров, - могут быть общие, одни и те же; интонации восприятия - совершенно разные.
Эпическая история:
Княжество - страна, восстановленная, - внезапно, стремительно, почти волшебно, - из политического небытия: полтора десятилетия - только прусские и австрийские провинции, и вот - опять Польша, хищно оскаленная и вооружённая. Цепь побед Наполеона (1806-08 - военный апофеоз Франции), благодаря которым возникло государство; 1809 - фантастический галицийский рейд князя Юзефа Понятовского: поражение и отступление, которое вдруг превратилось в наступление и победу, благодаря которой страна увеличилась на треть; 1812ый - вступление варшавских полков в Москву, князь Юзеф на коленях в Кремле - возносит благодарность Деве Марии за искупление польского позора.
То есть: интонационная победа.
Фактологическая история:
Этот регистр, по природе своей скептический, хмуро рациональный, и, главное, эмпиричный, даже физический, всегда обязан учитывать правильную временную последовательность и конечный результат проекта.
1808ой год - тильзитский отказ Наполеона от восстановления Королевства Польского в прежних границах, крушение надежд легионеров; 1812ый - разгром и гибель Польского корпуса Великой Армии; 1813ый - русская оккупация всей территории Княжества; правящий князь Варшавский - Фридрих Август Саксонский, бежал, харизматический лидер князь Понятовский погиб в сражении; 1815ый - упразднение Княжества на Венском конгрессе, фактическая российская аннексия, Третий Раздел Польши, последующие сто лет оккупации и деполонизации.
То есть: интонация поражения.
Юридическая история:
(самая увлекательная, на мой вкус, потому что самая фантастичная, и притом осязаемо реальная):
Венский Конгресс упустил из вида необходимые формальности и точную фиксацию акта аброгации: Фридрих Август Саксонский не отрекался, его манифест - это всего лишь призыв сложить оружие; незавершённый процесс правого урегулирования породил агрессивный политический рестант, который высвечивался в войнах 1831 и 1863 года, поддерживал постоянное напряжение, выражавшееся в непрерывных заговорах и партизанских актах, заметно пыхнул аж в 1877 году (правительство в изгнании князя Сапеги и польский легион полковника Ягмина на османской службе), спровоцировал восстановление Королевства в 1915ом.
То есть: де-юре Княжество Варшавское - это фактор действующий, оно - существует (в 2013ом принц Рюдигер Саксонский вдруг возобновил свой забытый титул - "герцог Варшавский").
То есть: интонация, учитывающая и победу, и поражение как актуальные факторы, двусмысленная, даже загадочная, молчаливо многообещающая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий