Пошук на сайті / Site search

21.08.2022

Огузы в исторический период и их государство Ябгу

Hазвание «огуз» можно отнести к ранним временам. В китайских источниках относительно II века до н.э. упоминается племя о-кут (тогда ещё не существовало названия «тюрк»). Это китайский вариант названия племени, которое на тюркском называется «огур» и образуется из-за произношения некоторыми тюркскими племенами буквы -з как -р. Районы Тарбагатай и Кобдо, указанные в китайских источниках как места поселений о-кутов, как известно являются тюркской территорией. Название «огуз» происходит от слова «ок» (стрела). «Ок» в тюркском языке означает и «племя». Ещё в те времена это слово переводилось на китайский как «племя» (например: он-оки = десять племён). Согласно этому, слово «огуз» образуется путём присоединения к «ок» буквы -з, являющейся в древнетюркском языке окончанием множественного числа и, не будучи названием «этническим» прямо означает «тюркские племена».

Название «огуз» впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем = впадает в Енисей). Там сказано «шесть огузских племён». Здесь речь идёт о шести племенах, объединённых в одно племя (жуз = союз). Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что огузы ещё в древние времена существовали в этой долине, образовав союз. Орхонские надписи не ставят различия между огузами и гёк-тюрками, более того, огузы составляли основу ханства. Огузы и гёк-тюрки – это одно и то же. Слово «тюрк» являлось политическим названием. Гёк-тюрки относятся к той же этнической группе из тюркского рода, что и огузы, то есть огузы и гёк-тюрки – представители одного рода. Происхождение тюрок VI-VII веков (гёк-тюрк) от этой группы огузов указывается в китайских источниках.

***

Девять племён (в надписях «девять огузов», иногда «девять племён тюрков (гёк-тюрк)» упоминаются в китайских хрониках династии Тан как «тюрки девяти племён (гёк-тюрки)», а иногда или «девять племён толесов». Значит, девять огузов-толесов то же, что и девять огузов гёк-тюрк. То есть племена огузов – это племена, породившие гёк-тюрков.

В китайских источниках периода гёк-тюркского ханства огузы упоминаются не самостоятельно (то есть как «огузы»), а как «девять племён» (куи-син), и перевод слова «огуз» даётся в виде ту-кюэ (тюрк), что говорит об отсутствии необходимости называть эту группу другим именем. Отсутствие в памятниках периода Первого Гёк-Тюркского каганата употребления названия «огуз» тоже свидетельствует об этом.

Слово «тюрк» - «сильный» являлось политическим названием. Гёк-Тюрк государство было создано древней правящей династией, называвшейся Ашина, с помощью окружавших её групп «тюркского рода», образовавшие союз племён (т.е. огузы). Путаница, возникшая в результате упоминания в исламских источниках об уйгурах как «девять огузов», устранена с точным определением племени уйгуров и девяти огузов.

***

Хронология

500 – С VI века огузы были одними из тюркских членов в Кок-Тюркском (Гёк-Тюркском) каганате. Часть тюркских племён, входивших в Гёк-Тюркский каганат с VI века, в период смут, начавшийся в 630 году, объединились между собой в союз, в результате чего создали девяти-огузское «ханство» в районе рек Толга и Селенга. Огузы, побеждённые Ильтеришем в 682 году (война на Kоровьем озере) были в таком статусе. Монумент (балбал) правителя огузского государства Баз-Кагана, погибшего в этом сражении, был после поставлен у могилы Ильтериша-кагана.

682 – Обеспокоенные продвижением Кутлуга огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами (киданями).

682 – Наступление, совершённое по совету Тоньюкука, на берегу Коровьего озера было удачным и устранило огузскую опасность

В VI-IX веках огузы жили в районе реки Селенга.

691 – В начале Уйгурского ханства Моен-чур, будучи ещё «тегином», находился во главе огузов. Однако огузы через некоторое время восстали и против уйгурского владычества. На этот раз они были в составе восьми огузов. Моен-чур подавил огузов, объединившихся с «тридцатью татарами», в Бургу и на берегах Селенги. Огузы, перейдя через Селенгу, отступили. После этого нет достаточной информации о судьбе огузов на их Родине. Наверняка имеет место массовое переселение их на запад.

716 – Восстание Девяти Огузов и смерть Капаган-кагана.

716 – Куль-тегин совершил пять походов на огузов, в четырёх из них участвовал и Бильге. В результате похода, вынужденно совершённого каганом на племена огузов, были убиты их животные. Одно из огузских племён – Байырку – было жестоко подавлено. Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш-каганом убили очень много китайцев на юге, китаев (киданей) на востоке, огузов на севере.

Борьба Огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-Огузы (Три Огузов = Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы Огузов покинули страну и отошли к границам Китая (717-718).

В Тюркской истории есть и другие примеры когда «народ», поддерживавший в своё время династию, начал борьбу с нею. Сопротивление карлуков кара-ханам, туркменов – сельджукским султанам, борьба султана Санжара, который сам был огузом, с непокорными огузами... есть множество примеров такого рода.

775 – Ибнуль-Эсир указывает, что во времена халифа эль-Мехди (775-785) огузы пришли в окрестности Мавераннахра. Члены «огузского союза», причём в большом количестве, переселились из района Орхон сначала в окрестности Талас, а потом на Сыр-Дарью.

Принимая во внимание то, что в XI веке язык сырдарьинских огузов отличался от языка восточных тюрков словами и приношением, предполагается, что это переселение произошло раньше IX века.

820 – Предполагается, что упомянутое в Аль-табери нападение Девяти Огузов на Ушрусану (между Сыр-Дарьёй и Самаркандом) в 820-821 годах связано с огузами.

900 – В первой половине X века огузы проживали в степях Сыр-Дарьи, в находящихся в её окрестностях городах Караджук (Фараб) [39,2°N 63,6°E] и Сайрам (Испиджаб) [42,3°N 69,8°E]. Согласно мусульманским географам (аль-Балхи, Истахри, ибн Хаукал) и Худулюль-Алему, огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч (Ургенч) [42,3°N 59,2°E] на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары [39,8°N 64,4°E] в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простиравшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли «Огузской степью» [Мафазуль-Гузия].

975 – Cогласно информации, данной Худудуль-Алемом (последняя четверть X века), страна карлуков, что граничит с ягмаями и огузами на востоке, с тохсулами, чигиламина и Девятью Огузами на севере.

IX-X века – Узлари (одна из ветвей огузов) переместились с севера Каспийского моря в восточную Европу и на Балканы.

X век – Огузы перекочевали из Орхонской долины на берега реки Сейхун.

В первой половине X века огузы основали государство с центром в городе Еникенте (Янгикенте). Во главе их находился род Ябгу. Предводитель со званием Эркин являлся его наместником, армией руководил Субаши. 

Были доказательства недоброжелательных отношений государства Ябгу с соседями – печенегами и хазарами. Так, согласно ибн Фадлану (первая четверть X века) и аль Масуди, между ними часто происходили войны. Местная династия Хорезма Африги, была под давлением огузов. О борьбе огузов и с их восточными соседями карлуками становится известно из смерти огузского Ябгу на одной из войн с ними.

С другой стороны, Махмуд аль Кашгари говорит о постоянной вражде огузов с чигилами. С кимеками, проживавшими на севере отношения были иногда дружественные, а иногда и враждебные. 

Эти огузы наравне с общим названием «тюрк» использовали и имя «туркмен» как политическое («туркмен» является экзоэтнонимом, применяемым посторонними специально для тюркских мусульман, со значением, лит. «тюркоподобный»). Некоторые исследователи приняли его буквально, приписывая его смыслу не новообращенние, но генетическое отличие, имея в виду персоязычных людей которые приняли тюркский кочевнический образ жизни и тюркский язык.

 Упоминание Решид ад-Дином (первая четверть XIV века) о неком Али-хане, являвшемся по его мнению последним из огузских Ябгу и будучи «кровным врагом» сельджуков, заставил сельджукских беев Тугрула и Чагры помучаться с собой, кажется эпическим так же как и утверждение того, что известный чендский «судья» Шах-мелик был сыном упомянутого Али-хана.

***

Во времена государства Ябгу огузы были организованы в две группы: Уч-Оков и Боз-Оков. Имеются два списка, один из которых принадлежит Махмуду Кашгари (третья четверть XI века), а другой – Рашид ад-Дину в «Джами ат-Тауарих» (первая четверть XIV века), перечисляющих огузские племена, создавшие эти группы. У Махмуда аль Кашгари указываются названия 22 племён вместе с их тамгами, а Рашид ад-Дин не только указал 24 племени, но и разделил их между Боз-Оками и Уч-Оками. Кроме того, вместе с тамгами племён обозначил и их гербы. Согласно ему, огузскими племенами Боз-Ок были: Каи, Баят, Алка-эвли, Кара-эвли, Языр, Догур, Додурга, Япарлы (нет у Махмуда Кашгари), Афшар, Кызыр (нет у Махмуда Кашгари), Бегдили, Каркын (нет у Махмуда Кашгари, вместо него – Чаруклу). Уч-Оками были: Баиндыр, Печене, Чавулдур, Чепни, Салур, Эймур, Алаюнтлу, Юрегир, Игдир, Бюгдюз, Ива, Кынык.

К началу 1000 года огузское государство Ябгу пало. Считается, что это произошло с одной стороны в результате нападений одной ветви из племени кимеков и кипчаков (куманы), усилившихся в IX веке, с другой – из-за отделения семьи Сельджуков вместе с преданными им племенами. Согласно карте Кашгари Махмуда, в середине XI века кипчаки захватили «Огузскую степь» и территорию нижнего русла Сырдарьи. 

В результате падения государства Ябгу многочисленная часть огузов переселилась с севера Чёрного моря на запад (узы), другая часть – в район Дженда, откуда она направилась в сторону Хорасана (сельджуки). Известно, что оставшиеся на своих местах огузы жили в Мангышлаке в районе гор Караджук и в селениях по берегам Сырдарьи (XI век был началом влажного периода в землях Сары Камыш и плато Устюрт. Заброшенные в предыдущий сухой период, они стали пригодным для новых скотоводов, в данном случае огузов).

1209 – Господство уйгуров, упоминаемых в мусульманских источниках как «Девять Огузов» фактически прекратилось.

Огуры и огузы

Огуры – братья огузов. Наверно от раннего разделения (позже всего до III века до н.э.) язык их потерпел некоторые фонетические изменения. Наиболее ярким отличием является изменение буквы «з» в основном тюркском на «р» в огурском диалекте. Вообще-то так как «огуз» прямо означает «тюркские общины», то привлекает внимание и разница в названиях этих общин, одна из которых осталась на востоке и использовала звук «з», а другая после отделения от них стала использовать вместо него звук «р». Союзы огурских общин состоят из «пять огуз», «шесть огуз», «девять огуз», «десять огуз» и «тридцать огуз». У восточных тюрков тоже были союза, называвшиеся числом входящих в них общин

Другим отличием огурского диалекта является употребление в начале слов вместо «й» звук «д» (например: йилан-дилом и др.). Древнегреческий географ Птолемей (160-170) упомянул реку Урал (настоящее название Яик было изменено русскими во второй половине XVIII века), впадающую в Каспийское море как Даих (Йаих), подтверждая этим, что огуры во II веке н.э. жили в западной Сибири – в степях, протянувшихся до реки Итиль (Волги).


Кимаки

Другим племенем из союза кимаков были баиндыры, которые, вероятно, не были многочисленными и распространёнными. Они просто входили в огузский народ. Позже, в XV веке род баиндыров Аккоюнлу создаст государство, включающее в себя восточную Анатолию и Азербайджан. Из книги «Деде Горкут», написанной в период, когда племя баиндыр входило в состав огузов, выясняется, что и баиндыры приняли такого рода организацию на уровне ханства.

Как видно из источников, страной Кимаков были обширные степные пространства в восточной Сибири. Основным центром страны были берега среднего Иртыша. Границы расширялись с усилением народов союза. 

В записях некоторых мусульманских географов мы находим информацию о границах страны тюрок. Географ Мухаммед эль-Мукаддеси говорит, что в X веке юго-западная граница проходила близ селений Сабран и Шаглджан, что в бассейне реки Сырдарьи.

Из них Сабран – это селение, охранявшее границу огузов и кимаков. Шаглджан – большой и богатый посёлок на границе Кимаков, окружённый крепостными стенами. Ибн Хавкал считает, что граница на западе протягивается до истоков реки Ак-Итиль. Один из трёх районов страны Кимаков назывался «Кыркызхан», становится ясным, что к кимакам присоединилось и племя кыргызов. Племя канглы, жившее по соседству с огузами и позже объединившееся с кипчаками, тоже состояло в союзе.

Кимаки говорили на тюркском языке. Если обратить внимание на остатки языка, можно выяснить, что в стране Кимаков использовалось два диалекта. Большая часть населения страны вместе с соседями огузами говорила на основном тюркском языке (огузской группе языка с использованием «й»). Часть кипчаков и имеков, проживавшая в на самом северо-западе, говорила на булгарском тюркском языке (огурском, с использованием — «ç» [дж]).

Кимакам было трудно сохранять большие стада животных в суровых зимних условиях своей территории. Поэтому они, по договорённости с огузами, переходили на их сторону вместе со стадами. Местом, куда кимаки водили на зимовку лошадей было селение Ак-таг (Ок-таг) недалеко от страны Огузов. Известно, что исламские торговцы заходили в далёкие от основных торговых путей места нахождения некоторых тюркских племён, таких как огузы, кимаки и кыргызы, устраивали там рынки.

Государство Аккоюнлу

Важную роль в истории Азербайджана сыграли огузы Аккоюнлу. Племена Аккоюнлу начиная с VI-VII веков проживали в окрестностях реки Араз и озера Гейче Азербайджана, на плоскогорье Алагез. Во время монгольского нашествия, ушедшие в Восточную Анатолию в середине XIV века Аккоюнлу, после распада государства Эльханидов, под предводительством Тур Али бека объединились в сильное племенное единство и приняли участие в политических событиях своего региона.

В конце XIV века огромную роль в укреплении племенного объединения сыграл Гара Осман (1394-1435). В то время центром этого племенного объединения был город Диярбакр. В 1453 году, после того, как Узун Хасан возглавил племенное объединение, позиции огузов Аккоюнлу ещё более укрепились. Города и некоторые части крепостей принадлежащих Карагоюнлу, расположенные в Восточной Анатолии, перешли в их владения. Узун Хасан поддерживал тесные отношения с греческим государством Трабзон. В 1461 году во время похода султана Мехмета II, взяв с собой на переговоры свою мать – Сару Хатун, Узун Хасану удалось предотвратить это нашествие. Не смотря на заключение Яссыджаманского мирового соглашения, всё же не удалось спасти Трабзон.

В 1467 году, после победы Узун Хасана над Джаханшахом, а в следующем году над его сыном Гасаном Али, было создано государство Аккоюнлу, с центром в городе Тебриз. В состав этого государства входили территории земель, на западе – от реки Ферат (Ефрат), на востоке – до Харасана, на севере – от реки Кура, на юге – до Иранского залива. В 1477 году, после победы Узун Хасана над Багратом II, они присоединили в своё государство Аккоюнлу и Восточную Грузию, включая Тбилиси.

Однако, потеря Трабзона лишила Аккоюнлу выхода к Чёрному морю. Соперничество за Карман, усугубило взаимоотношения Аккоюнлу и Османской империи, и привело их к войне. В 1472-1473 годах Узун Хасан начал военные действия против османов. Несмотря на победу в сражении при Мапатье, в битве при Отлугбели он был побеждён. После смерти Узун Хасан 6 января 1478 года, государство Аккоюнлу значительно ослабло, и в 1501 году, в Шарарской битве, султан Алвенди потерпел поражение от Исмаила Сефеви. Тем самым государству Аккоюнлу был положен конец.

Годы правления властителей:

1453-1478 – Узун Хасан

1478-1490 – Ягуб Мирза

1490-1492 – Байсунгур

1492-1497 – Руста Мирза

1497-1499 – Гёдек Ахмед

1499 (май – декабрь) – Мухаммед Мирза

1500-1501 – Алванд Мирза.

Исторические хроники показывают, что государство Аккоюнлу имело флаги разных цветов с печатью племени Баяндур. В дворцовом музее Топкапы в Стамбуле хранится флаг, принадлежащий правителю Аккоюнлу Узун Хасану, изготовленный из белой ткани и имеющий вытянутую треугольную форму. На полотнище написаны слова «Султан Хасан Бахадур» вместе с тугрой (персональный знак правителя, содержащий его имя и титул) Узун Хасана, а по краям вышиты аяты Корана (255-й аят суры «аль-Бакара», 181-ый аят суры «аль-Имран» и первые два аята суры «аль-Фатих»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти