Но каким образом может сработать традиционалистская солидарность, если суть всякого традиционализма - максимальное дистанцирование собственных традиций от инородных? В пику экуменизма глобалистов традиционалисты выдвигают идею интегрального традиционализма. Но чем последний отличается от собственно экуменизма?
Суть традиционалистского подхода - объявление метафизически полноценными людьми (чего бы это ни значило) только адептов собственной традиции. Иначе получается все тот же экуменизм. Тем более, если мир разделится на отдельные регионы с доминированием в каждом из них собственного традиционалистского центра, то стоит ли ожидать от такой конструкции каких-либо вариантов позитивного взаимодействия? Верится с трудом.
По большому счету, интегральный традиционализм - это и есть экуменическая концепция на ее ранней стадии развития, подхватившая миссию масонского просветительства. Не удивительно, что с масонами заигрывали (и продолжают заигрывать) многие сторонники интегрального традиционализма. При этом антимасонская риторика, свойственная современному традиционалистскому дискурсу, сродни антиэкуменической критике традиционалистов, но не интегральных, а именно старорежимных. Показательно, что основатель интегрального традиционализма, Рене Генон начинал собственный путь как член парамасонской ложи, откуда и вынес основные идеи своей концепции. При этом следует понимать, что само масонство не является чем-то интегральным. Здесь действуют совершенно разные, порой - взаимоисключающие тенденции (аналоги можно видеть во всех иных религиозно-культурных и интеллектуальных объединениях человечества).
Но идея единого человечества, объединяемого единой культурой и моралью, не перестает быть актуальной. Стало быть, глобализм неискореним? Тут, конечно, следует подумать над тем, что представляет из себя современный глобализм и существуют ли иные модели глобализации? Или же предпочесть различные формы региональной автаркии на вечные времена?
С моей точки зрения, в мире, при любом идеологическом раскладе, будет доминировать наиболее технологическое общество, с передовой наукой. Но наука, как "знание о реальности", не может быть чем-то региональным, хотя возможно существование регионов с передовой наукой. Так что рассуждая о глобализации и регионализации, следует учитывать и то, как будет развиваться научное знание в соответствующих условиях.
Некогда античная наука была уничтожена в Европе, но она продолжала свое развитие на Востоке, хотя там были перед ней поставлены новые задачи, в соответствии с т.н. азиатским способом производства. Позже, вернувшись в Европу, она вновь начала стимулировать западный способ производства, приведя к промышленной революции и т.д. Сегодня же западная наука активно адаптируется Китаем, вновь работая на азиатский способ производства.
Россия в этом отношении является промежуточной территорией, на которой сосуществуют оба уклада - как западный (варяжское наследие), так и восточный (монгольское наследие). Соответственно, тут велик соблазн некой интеграции в рамках новой, продвинутой формы производства. Насколько это возможно? Видимо, вокруг ответа на этот вопрос и будет вращаться дискурс региональной идентичности России и соответствующего влияния последней на глобальные процессы.
Комментарий:
Alex Volinsky
Очень правильное направление мысли. Но интегральный традиционализм, даже геноновского разлива, никак не противоречит локальным традициям. Даже экономическая Глобализация вполне сочетается с Глокализацией. В современных мегаполисах мирно уживаются самые разные традиции, причем стремление к уникальности - это главное отличие Постмодерна от Модерна.
Поскольку экуменизм или тотальный монотеизм не имеют шансов стать всемирной религией, то остается только АГНОСТИЦИЗМ, но жить только отрицанием нельзя, поэтому ничего кроме КОММУНИЗМА я в качестве Интегральной Традиции не вижу. Проблема в том, что у слова "коммунизм" слишком много смыслов.
Я хотел придумать Энархизм (типа ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ), но неологизмы плохо сочетаются с Традицией. ГУМАНИЗМ тоже перегружен смыслами. Короче, главная проблема - это КОММУНИКАЦИЯ: не важно как назвать Традицию, главное то, что она должна преодолеть ОТЧУЖДЕНИЕ человека от ПРИРОДЫ через ликвидацию труда и преодоление эгоизма.
Maxim Borozenec
Прошу ссылаться на Борозенца при упоминании «энархизм» и «археократия». А то получается, что Волынский сам все придумал, а потом Гуцуляк снова все сам придумал ;)
Alex Volinsky
Никаких проблем, Борозенец действительно автор главной идеи - Интертрадиционала. К сожалению, время интеграции еще не пришло, сегодня время разбрасывать камни. Дугин еще жив.
Maxim Borozenec
Ну точности ради, термины "энархизм" и "археократия" мы на ИТ разрабатывали вместе ;).
Alex Volinsky
МДа, искали развитие Примордиальной Традиции. Ну я вспомнил Бэрэшит "В начале" и его перевод на греческий - Эн архэ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий