Поиск по сайту / Site search

12.03.2023

Кирилл Серебренитский: Мистическое поклонение архиву - это дурацкое дикарское заблуждение, карго-культ

Ещё в юности я с этим сталкивался: 

когда пытался спорить о том, что история как наука и историческое чтиво (роман, фильм, учебник) - это явления совершенно несовместимые, взаимоуничтожающие, 

- материя и антиматерия,  

- и что соприкасать их в личном историческом восприятии никак нельзя: взрыв произойдёт,  мозг обуглится, восприимчивость испепелится, чутьё исчезнет.

Мне часто возражали на это - одним словом, не простым, а - особым, сакральным, которое одним своим звуком должно было пресечь любые споры: 

- Ты не прав. Он, - (автор романа, Пикуль, или кто там ещё), не просто так сочиняет, он же - в архивах работает. 

Слово "архив" тут надо бы курсивом выделить: "работает в архивах" - это произносится чуть пониженным от почтительности, доверительным тоном, тяготеющим к шёпоту; голос чуть подрагивает от осознания важности только что произнесённого. 

Такой шелест с присвистом: ар-ххххифф....

Предполагается следующее: то, что публикуется в открытом доступе - это, конечно, вторичная, разрозненная, сбивчивая и косноязычная история.  

Истинная же история, - чистая, точная, целостная, предельно достоверная, - она спрятана в каких-то тёмных сундуках, в гулких прохладных подземельях, и доступна тем немногим, кто сможет в эти подземелья просочиться, и прочитать подлинные древние пергаменты при зыбком свете факела в дрожащей руке. 

Более того: по всем архивам рыщут - уже тысячелетиями, - какие-то чудища, то ли люди, то ли не очень люди, и охотятся на эти самые пергаменты, и если находят, то рвут их в клочья, сжигают или, что особенно ужасно, вписывают туда, - тщательно, имитируя чернила и шрифты, - что-то своё, какую-то преднамеренную чешуйчато-земноводную ложь. Чтобы сбить с толку и замести свои когтистые следы. 

Именно поэтому в преобладающем восприятии фильм и роман по сути своей ничем не отличаются от монографии историка: разве что - тем, что монография скучна и непролазна, перегружена унылыми нагромождениями безмолвных имён и цифр; а роман - легко и интересно, там - разговоры, погони, любовь и интрига. 

И хороший историк, и честный литератор, - оба ныряют сквозь некие щели в недра архивов, и на равных вытаскивают оттуда обрывки нарратива, - то, что удалось ухватить. 

*** 

Это - заблуждение. 

Несколько минут я размышлял над прилагательным, - как лучше: дурацкое или дикарское? 

Употреблю оба: мистическое поклонение архиву - это дурацкое дикарское заблуждение. 

По сути, это одно из проявлений карго-культов, который даже при беглом наблюдении отчётливо высвечиваются в каждом современном феномене. 

(Именно это и даёт мне право утверждать, что идёт ментальная и гносеологическая деградация: в XIX столетии карго-культы отступали, сейчас - наступают).

Апологету мировосприятия карго во всём непременно нужна вещь, в самом грубом вещественном смысле. 

Мысль должна быть подтверждена всеми органами чувств, только тогда она имеет право на проникновение в восприятие. И эта вещь должна соответственно выглядеть. 

Карго-история - это такая бумага, кожа, береста, глина, камень; исторические исследования - этот поиски неких идеальных текстов, которые когда-то кем-то уже написаны

*** 

Самая страшная тайна архивов заключается в том, что как раз там нет никаких тайн. Нет ничего менее загадочного, чем архивы. 

В архивах лежат громадные завалы исторического нарративного сырья, и всё. Из этого сырья можно изготовить всё, что угодно, - и меч, и лопату. Всё зависит только от того, зачем это сырьё извлечено и в чьи руки оно попадает. Архивы не более таинственны, чем руда, нефть, торф. 

Таинственны, манящи, угрозны, овеяны неявными шёпотами и трепетными тенями, - руины средневекового замка. Но нет совершенно ничего таинственного в камне, из которого этот замок когда-то сложен. Это обычный местный камень, который на каждом шагу встречается. 

*** 

В архивы проскользнуть действительно - сложно, и, на самом деле, существуют архивы, наглухо закупоренные. 

В определённых ситуациях документы, действительно, уничтожаются, - только занимаются этим не сказочные ареопаги хтонических архонтов, а - тошно скучные обыденные казённые персонажи, о которых официоз вещает каждый тошно скучный обыденный день.  В уничтожении архивных документов тоже нет ничего таинственного. Распоряжения о пропалывании архивов спокойно лежат в архивах, - на потрёпанных казённых бланках, за подписями и печатями.   

Загадки запечатанных или сожжённых архивов - я бы тоже свёл к двум вышеозначенным прилагательным: дикарство и дурь. 

Карго-культ предполагает, что Верховные Повелители Вещественного, Отцы Вещей, - это некие сверхчеловеки, которые приникли в сакральную суть вещности, видят в каждой вещи некую сверхподлинную сверхвещь, и потому руководствуются своими, нам неведомыми, демоническими соображениями.  

Безмерная тоска фактологической истории, - те самые многия печали, - заключается в том, что вещественными миром полновластно управляют самые обыденные, тусклые плоские люди, и нечеловеческая тяжесть власти чаще всего просто окончательно их расплющивает, превращая, скорее, в клопов, а не в демонов

Попытки прятать или жечь испачканную чернилами бумагу, чтобы управлять стихиями Большой Истории - это бессмысленные ритуальные действа.

Уничтоженный документ никого и ничего не спасает и не предохраняет, а как раз наоборот: возникает очередная дыра, - голодная, тревожная, жадная, разрушительная пустота.

Которую заполняют воспалённые фантасмагории, - безусловно больные, разрушающие и уродующие, как любая ложь.

***

... Что совершенно жизненно необходимо для создания глобальных исторических фальсификаций, - так это архивные документы и прочие первоисточники, мемуарные, легендарные, археологические  и тд.

Это - топливо любого исторического нарратива. 

В советское время фальсификаторы истории постоянно оказывались в идиотском положении, именно из-за бессмысленных ограничений, из-за дефицита нарративного сырья, - как фальшивомонетчик, в распоряжении которого имеется только карандаш и туалетная бумага. 

Власти, с их мировосприятием, деформированным шизофренией коммунистической идеологии, никак не могли уяснить, что для формирования советских симулякров необходимо ввести в употребление как можно больше антисоветчины. 

Именно поэтому советские фальсификации, даже самые разработанные, - выглядят так убого, дрябло, непристойно. 

Прежде всего, следует осознавать вот что: эффективная историческая ложь - это не тупое утаивание каких-то фактов, не игра в прятки с собственным сознанием. 

Глобальное историческое враньё - как, впрочем, и любое другое, это не деструкция правды, а реконструкция и трансформация. 

Любой умелый врун подтвердит, - (и откроет глаза дураку-историку советской школы), - что врать нужно не сжимая, а расширяя; не отнимая, а даруя информацию.  

Смысл исторического вранья - это направление потока фактологии в нужном, изначально задуманном, направлении. Для этого, на самом деле, нужно как можно больше фактов. 

*** 

Пожалуй, я готов перечислить основные составляющие методологии успешного вранья в сферах Большой Истории. 

1. 

Прежде всего, на мой взгляд, фальсифицировать историю позволяет игнорация её регистров.

Ранее я писал уже, что, по моему убеждению, существует несколько разных регистров исторического нарратива: все они очерчивают зону достоверности, - так же, как прямые линии образуют квадрат или треугольник, - но не сливаются в одно целое и не являются достоверностью сами по себе. 

Главные регистры - это: история документальная и история мифологическая. 

Чтобы не повторяться и не тонуть в терминах, - вот: 

регистр документальности - это ваше резюме для трудоустройства; 

регистр мифологии - это рассказ вашей мамы своим подружкам о том, где и кем вы работали, сколько получали, и почему вас уволили. 

Ни один из регистров не является достоверностью, но оба позволяют выявить некие очертания вашей биографии (если относиться к обоим регистрам, и к вашим дипломам, и к восклицаниям мамы, осторожно и не без иронии).

Для того, чтобы вашу биографию полностью фальсифицировать, - достаточно сделать вид, что никаких регистров нет, и слить их воедино. Далее любой факт можно демонтировать или трансформировать при помощи факта из другого регистра, причём ни в одном из утверждений не будет содержаться прямой лжи. 

Из вас, таким образом, несложно будет сделать кого угодно - кандидата для отбора в космонавты, шизофреника, девственника и сексопата, вражеского шпиона и агента российских спецслужб, - и всё это сразу, при желании. 

2. 

Фантомирование. 

 То есть: создание  псевдоисторических призраков, которые должны быть втиснуты между отчётливыми историческими реалиями.  

Притом эти призраки должны обладать всеми атрибутами достоверности, лучше всего - по принципу Крошки Цахеса, - то есть слипаясь с реалиями предельно тесно, фантомы притягивают их атрибуты достоверности к себе, и даже отнимают их, как Цахес (или поручик Киже, если угодно).

Для этого служит прежде всего конспирология, - собственно, вся конспирология и есть фантомизация. (Я имею в виду, конечно, в данном случае классику конспирологии, а не провалы в тёмные недра экстатического бреда; Рене Генон, скажем, а не Фоменко-Носовский). 

Прекрасные инструменты фантомизации - это квази-историческая беллетристика и всё, что она породила. 

(Аббат Арамис с лицом Старыгина и голосом Градского - это торжествующий разбухший паразит, в котором уже полностью растворился несчастный Анри д'Аббади д'Арамитц, прослуживший в мушкетёрах недолго и скончавшийся в своём замке сорока лет от роду).   

3. 

Интонирование. 

Это, наверно, понятно без особых разъяснений. Способ наиболее примитивный, грубый, легко заметный при самом поверхностном анализе, - и, тем не менее, практически  неодолимый при любой дискуссии. 

Ну, как тот анекдотик: 

В забеге участвовали два спортсмена, из США и из СССР. В этом нелёгком испытании наш бегун продемонстрировал все лучшие качества коммуниста,  вооружённого бессмертным учением великого Ленина, и принёс Родине долгожданное серебро. 

Американец пришёл к финишу предпоследним.  

4. 

Парцелляция. 

Это: превращение значительного исторического события в множество событий мелких, между собой не связанных. 

Этот инструмент хорош особенно в тех случаях, когда событие накрывает собой обширные географические территории и втягивает в се6я разные этнические категории. 

При помощи этого метода порой удаётся развеять в прах и полностью скрыть гигантские, эпохальные, определяющие события.

Классический пример - это Вторая Гражданская война в России, то есть - Колхозная война 1928 - 1938 годов (апогей - 1929-1931). Эту войну только при помощи парцелляции удалось спрятать так, что о ней понятия не имели даже непосредственные очевидцы, не говоря уже о детях и внуках участников событий. 

*** 

(В подробностях я могу раскрыть механизмы парцелляции и других вышеизложенных методик - скажем, на основе так называемой народной войны 1812 года, поскольку этим занимаюсь достаточно пристально: это - огромный по масштабам крестьянский мятеж, соотносимый с Пугачёвской войной и в какой-то степени являющийся её продолжением. 

Официоз, - начиная уже с 1813го,  сосредоточил всё внимание, - яростно, шумно, всеми средствами, от лубочных картинок на ярмарках до опер и мраморных статуй, - на действиях бунтующих крестьян только против французских фуражиров и только в пределах оккупационной зоны Московской, Смоленской и Калужской губерний. 

Для этого запущено было фантомирование: созданы эпические  персонажи (Василиса Кожина, Герасим Курин и тд), которые практически не имели соприкосновений с прототипами, носившими те же имена. Распостранились количественные фантомы, чрезвычайно живучие: до сих пор постоянно в краеведческих источниках встречаются сообщения, что, скажем "четыре тысячи крестьян разгромили два полка французских фуражиров" (Фуражные бригады обычно насчитывали от 10 до 50 штыков и сабель; весь Польский корпус Великой Армии при вступлении в Москву  - это менее 7 000 солдат).   

За периметром "народной войны" оказался и мятеж в Чембаре и Саранске (когда бунтовщики захватили и контролировали очень значительную территорию), осадное положение Уфы и Казани, восстания на Среднем Урале, полноценные войны в Кахетии и Младшем Жузе, расформирование в разгар военных действий Донского корпуса. 

В пределах Московской губернии были мягко отделены и задвинуты вглубь (при помощи интонирования) волнения "подданных царя Наполеона" в Вышневолоцком и Рузском уездах, самозванный муниципалитет города Дмитрова, встречавший войска экспедиции графа Клапареда с хлебом-солью; тщательно игнорируются мемуарные и документальные сообщения о вооружённых отрядах русских солдат-дезертиров, (общую численность которых в пределах Московской зоны российские военные источники предполагали в порядке 10 000),  и тд).

Вот, например, хорошая иллюстрация к моему пассажу. Если набрать в поиске нечто вроде "Казахстан война 1812", - то рядом возникают сказочные "казахи-герои 1812 года" и Каратай-хан. Никого казахского героизма в составе российских войск не было, просто потому, что время Жузы не входили в состав России и не были оккупированы (если не принимать во внимание десяток символических присяг, которые казахские ханы приносили одновременно императорам России и Китая). В статье сообщается, что некоторые казахи воевали в составе башкирских и казачьих полков (перечислено около десяти имён башкир, которые автор переписал на казахский лад; проблема в том, что в то время не было чёткого разграничения между многими казахскими и башкирскими ру). А вот Каратай-хан (не признанный Россией претендент на трон Младшего и Среднего Жузов) действительно в 1812 году вёл масштабную войну против России, фактически в союзе с Наполеоном (даже прямых сношений с наполеоновской разведкой, исключить нельзя, - через Иран и султанат Мангышлак).

Или грандиозный, во многом определяющий бытие украинской государственности феномен Королевства Обеих Галиций - при помощи интонирования задвинут вообще за периметр украинской истории, и подарен, широким жестом, истории Польши. В свою очередь, Польша от этого подарка фактически отказывается, поскольку для польских идеологем это Королевство - всего лишь часть кампании, рейд князя Понятовского, и такие факты, как чёткое самоопределение "галицийской нации", формирование Временного Военного Жонда во Львове, Войско Галицийско-Французское и тд. в польскую мифологию не втискиваются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти