Пошук на сайті / Site search

12.03.2023

Амвросий фон Сиверс: Патриарх Иуда

Иу́да (ивр. ‏יהודה‏‎, «хвала Яхве») — четвёртый сын патриарха Иакова, от Лии; один из ветхозаветных праотцов. Традиционно его образ несет в себе много противоречий, что, очень вероятно, отражает сам прототип в реальности. Изначально, его статус не вполне понятен, но попытаемся определить.

Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе Фамари [Быт.38]. Именно Иуда предложил продать своего возлюбленного отцом [Быт.37:3] и Богом брата Иосифа, носившего разноцветные одежды, каравану, шедшему в Египет [Быт.Быт.37:26]. Остальные, кроме Рувима, предлагали убить Иосифа, тогда как Рувим хотел тайком спасти невинную кровь и вернуть брата отцу. Сработал план Иуды — купцы продали Иосифа египтянам.

Поскольку раввинские источники считали Иуду лидером своих братьев, сии источники также утверждают, что другие девять братьев обвиняли его в том, что именно тот несет ответственность за весь обман, даже если не сам Иуда принес плащ Иакову.

 Даже если Иуда пытался спасти Иосифа, классические раввинские источники по-прежнему относятся к нему отрицательно; сии источники утверждают, что как лидер братьев Иуда должен был приложить больше усилий и отвести Иосифа домой к Иакову на своих плечах (Genesis Rabbah 85:4). Источники утверждают, что братья Иуды, увидев горе Иакова в связи с потерей Иосифа, низложили и отлучили Иуду от союза, ибо они считали Иуду полностью ответственным, поскольку они отвели бы Иосифа домой, если Иуда попросил их о сем (Exodus Rabbah 42:2; Tanhumah, Vayeshev, 12). Божественная кара, согласно таким классическим источникам, в наказание постигла и Иуду: смерть Ира и Онана, а также его жены изображается классическими раввинами как акт божественного возмездия (Tanhuma, Vayiggash 10). Был ли он лидером в тот момент — не вполне понятно. 

Однако, скрытый конфликт между Рувимом и Иудой в отношении судьбы Иосифа подчеркивает более скрытый конфликт за верховную власть в амфиктионе, в качестве царя, и наследника Иакова. Очевидно, что от первородного Рувима сие отнималось, а Иуде подавалось. Именно так звучит в Завещании Иуды: «И когда настала пора зрелости  моей, благословил меня отец мой, говоря: Царем будешь  ты,  благим  путем идущим во всем» ("Завещание Иуды" 1:6). 

Имеются еще важные детали его восхождения к власти, своего рода инициатические действа. В том же апокрифе упомянуто: «Помню, что гнался я за оленем, и взял его, и приготовил его в пищу отцу моему, и ел он. И серну одолел я в беге, и все,  что было на равнине, ловил я. Льва убил я и спас козленка  из  пасти его. Медведицу поймал я за лапы, и бросил ее в пропасть, и разбилась она. Дикую свинью нагнал я, и схватил на бегу, и растерзал ее. Барс в Хевроне напал на пса моего, и я схватил барса  за  хвост,  и бросил его о скалу, и разбился он надвое. Быка дикого  нашел  я, пасшегося в поле, и за рога поймал его, и по кругу прогнав  его,  и помрачив зрение его, бросил и убил его» ("Завещание Иуды", 2:2-7). Все перечисленные животные также являются символами. И тотемами тех или иных общностей. Побиение оных и должно свидетельствовать о предназначении измлада Иуды к царствованию, не по первородству, а избранничеству.

     Сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7) настаивает : «Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба…» Символом же данного колена является лев. В иудаизме библейский Иуда (древнееврейский — יהודה «Иегуда»), давший имя колену Иуды, традиционно был связан с символом льва. В Первой книге Моисея праотец Иаков перед смертью благословляет своего сына Иуду, называя его «Гур Арье», что в переводе с древнееврейского означает «молодой лев» (Быт. 49:9): «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?». В древней Иудее было традицией объединять собственное имя с прозвищем.

      В связи с тем, что впоследствии колено Иуды стало наиболее могущественным среди древне-израильских родов, как в древней Иудее, так и среди евреев Нового времени сохранились в вариантах произношения и в переводах слова «лев» синонимичность его с понятием «Иуда» (Иегуда). Также и весьма распространённое современное еврейское (иврит) имя «Ари» (или Ариель) переводится как «лев». В иудейской традиции именно из колена Иудина произходит царская династия Давида, коий в свою очередь должен быть предком Мессии (светского лидера Израиля). В эпоху между Ветхим и Новым Заветами словосочетание «Лев Давида» стало титулом Мессии. Во Второй книге Ездры говорится о фигуре льва и приведены слова: «Это — Помазанник, сохраненный Всевышним» (2 Езд. 12:32). В комментарии на 5-ю главу Апокалипсиса Уильям Баркли отмечает: «Сила льва и его неоспоримое место как царь зверей делали его хорошей эмблемой всесильного Мессии, которого так ожидали иудеи». Появление в данном случае льва в зооморфах также не является случайным.

    Маловероятно, что совершенно всё сфальсифицировано в пользу царского достоинства Иуды. Из Библии как раз мы видим, что Рувим очень долгое время сохранял свою власть минимум над заиорданскими коленами Израиля, а Веньямин вообще имел первую общеизраильскую царскую власть, не смотря на весьма отрицательную репутацию исторически. Вполне правильно было бы принять статус Иуды как царя с древних времен, но не над всеми коленами Израиля. 

    Проф.А.П.Лопухин в своем толковании на благословение Иуде Иаковом пишет: «В первой половине ст. 10 колену или потомству Иудину в двух синонимических выражениях обещается верховная власть в Израиле – правительственная (schebet; LXX: ἄρχων, русск.: «скипетр», ср. Чис. 24:17; Ис. 14:5; Зах. 10:11) и законодательная, а также военная (mechoqeq; LXX: ἡγούμενος; Vulg.: dux; слав.: «вождь»). Затем указывается предел этого господства – в смысле прекращения его или идеального завершения – в словах: ad ki jabo Schiloh, весьма неодинаково понимаемых толкователями всех времен и направлений. Преобладающее толкование – и по древности, и по авторитетности его представителей, и по контексту идей и событий истории спасения – мессианское. Все различия в понимании приведенного выражения сводятся к неодинаковому толкованию слова Sсhiloh.

Из не мессианских толкований можно упомянуть то, которое видит в последнем имя города Ефремова колена – Силома (евр. Schiloh, напр. Нав. 16:6, 18:1 и др., или schilo – Суд.21:21 и др.), где по завоевании Ханаана поставлена была скиния, и всю фразу передает: «пока не придут в Силом» – смысл очень ограничительный: гегемония Иуды была бы очень кратковременна, да и значение прихода евреев в Силом – проблематично.

Пророчески мессианское толкование, господствовавшее в иудейской синагоге, в древней христианской церкви и в ученом христианском богословии средневекового и нового периодов, представляет несколько видоизменений по различному пониманию Shiloh, при чем во всяком случае удерживается идея нового мессианского порядка жизни. Понимают Schiloh именно как абстрактное вместо конкретного – примиритель, князь мира (LXX: ἀποκείμενα αυτω; Акила: ῶ ἀπόχειται) или – прямо как конкретное: «сын его» (р. Кимхи); qui mittendus est (Vulg.) и пр.

В Талмуде и Мидрашах Шило – одно из имен Мессии. Конец стиха «Ему покорность народов» всеми толкователями относится к Мессии, как затем весь стих 10, и, наконец, все пророчество об Иуде. «Это самый ясный признак пришествия Господа», – говорит блаженный Феодорит о словах ст. 10, – у иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и пророки, в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться Спасителю нашему, возобладали Иудеями цари иноплеменные, а сим указан Царь вечный – «чаяние языков» (отв. на вопр. 112). «Дотоле Иудейские и князья из Иудеев будут продолжаться, пока придет Он» (Иоанн Златоуст, 718)».

   Если прочитывать историю Иуды политически, то получается, что изначально породнился с хананеями (их царями или вождями), - а сие было строго запрещено патриархами. В апокрифической книге Праведного говорится: «И пошел Иуда в Одоллам (Adulam) в то время, и пришел он к Одолламитянину, и было имя его Хира. И увидел там Иуда дочь Хананеянина, и имя ее было Алияф (Aliyath), дочь Шуи, и он взял ее, и вошел к ней, и Алияф родила Иуде Ира, Онана, и Шелу, трех сыновей» (45:4). В апокрифической книге Юбилеев (гл.34) указано ее иное имя - Бетазуэл, что м.б. понимаемо как Bath Azuel «дочь Азуэла» или Beit Azuel, т. е. «Дом Азуила», что наводит на некоторые размышления. Маловероятно, что указаны две разные фигуры. Хананейка одна, ее имя Алият, а вот Шуя, возможно, имеет еше некий эпитет Азуэл. (Не исключено, что данная данная группа хананеем (не прежде ли озвученных амореев?) была обрезанной или изначально сохраняла почитание ЯХВЕ). Породнение не помогло, и тогда он возстанавливает свою линию через вдову сыновей — сноху Фамарь из Арама. Таким образом его статус возстановлен и не подлежал сомнению, хотя мог вызывать вопросы как моральные, так и юридические. В любом случае, именно от Фареса и Зары продолжается царская линия Иуды.

     Но с сей темой также не всё прозрачно. Мы как бы более осведомлены об одной линии в колене Иуды, - той, откуда происходит Давыд, сын Иессея. Оная влечется от Фареса, о коей нам хоть что-то известно. Но Фарес (Peres, иврит.: פֶּרֶץ‎ / פָּרֶץ‎, «идти напролом») имел брата-бризнеца Зару (Zérach, иврит. זֶרַח‎ / זָרַח‎‎ "восход"), о линии коего практически ничего не содержится. Имена Фареса и Зары, более чем вероятно, есть архаические титулы вождей. Так, имя (титул) Зары мы находим у одного из вождей идумеев (Быт.:36:13, 17), а также у основателя одного из кланов в колене Симеона (Чис.26:13), и даже у одного кушита (2 Пар.14:9-15)! 

     Из ВЗ известно, что Зара имел 5 сыновей: «Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара» (1 Пар. 2:6), коих практически ничего неизвестно. Проф.А.П.Лопухин в своем толковании на Ветхий Завет отмечает следующее: «Четырех последних сыновей Зары древние и новые экзегеты — Гроций, Кперик, Лайтфут и Моверс отожествляют с теми упоминаемыми в 3Цар 5:11 мудрецами, которых превосходил своей мудростью Соломон, и которых раввинская кн. Seder Olam называет пророками времени пребывания евреев в Египте. Но это мнение теряет свою силу ввиду полного отсутствия каких-либо данных для признания мудрецов 3Цар родными братьями, каковыми являются лица настоящего стиха. Наоборот, первый из них — Ефан называется Езрахитом, а Халкол и Дарда — сынами Махола. Против тожества этих лиц говорит далее 1Пар 6:33−42 и 1Пар 15:17−19, где упоминаются Еман и Ефан, начальники певцов Давидовского времени, причем первый в 1Пар 25:5 называется «царским прозорливцем в словах Божиих». Вероятная одновременность жизни этик певцов с одноименными им мудрецами 3 Цaр. и особенно название Емана прозорливцем заставляют признать их лицами тожественными. Но Еман и Ефан 1Пар 6:33−42 и 1Пар 15:17−19 происходили из колена Левиина, следовательно, между лицами 1Пар 2:6 и 3Цар 5:11 нет ничего общего, кроме названия, так как первые являются потомками Иуды, но не Левия. Предположение Эвальда, что Еман и Ефан, хотя и происходили из колена Иудина, но ввиду образования в левитской певческой школе были причислены к колену Левиину, не имеет за себя никаких оснований… Стоящее при имени Ахар замечание: «навлекший беду на Израиля, нарушив заклятие», дает понять, что в настоящем случае разумеется Ахан книги И. Навина (Нав 7:1:22.20). Его имя в форме Ахор было уже известно ее автору, так как он ставит в этимологическую связь с ним название долины Ахор (Нав 7:26:15.7). Что касается Хармия, отца Ахара, то между ним и Зарою пропущено, как думают, посредствующее лицо. Но так как в кн. Иисуса Навина (Нав 7:1) он называется сыном Завдия (по греч. чтению Зимврия), а этого последнего считают за одно лицо с Зимрием, сыном Зары (1Пар 2:6), потому что различие между именами Завдий и Зимрий только в двух, сходных по еврейскому начертанию буквах (бет) и (мем), (реш) и (далет), то другие экзегеты признают Хармия за сына Зимрия, внука Зары (1Пар 2:6), т.е. не допускают пропуска». Упомянуто, что сыном Ефана был некий Азария (1 Пар.2:8). 

       Практически все сии линии потомков Зары остаются амфиктиона Израиль актуально. Тот, кто, по видимому покинул пределы, будет упомянут ниже.

     Старшим сыном Фареса является Эсром (ивр. חֶצְרוֹן , Хецрон, буквально «замкнутый, заключённый») (Быт. 46:12), чье имя также может вполне оказаться неким титулом избранничества или посвященности. Из Первой книги Паралипоменон видно, что Есром вступил в супружество с дочерью Махира, первенца Манассии, и через Сегува, сына своего от неё, был дедом Иаира, внука Манассии (1Пар. 2:21, 22). У Есрома было 3 сына: Иерахмеил, Арам и Хелувай (1Пар. 2:9), чьи имена также весьма многозначительны. Второй сын Фареса — Арам является прямым родоначальником линии давидтов, и носит эпоним, еще раз подчеркивающий особую значимость. Нас же более интересует Иерахмеил (иврит: יְרַחְמְאֵל, Yəraḥməʾēl; греч.: ιραμεηλ), что по разным толкованиям может означать «Он получит милость Бога», «Бог пожалеет», «Да помилует Бог», «Да смилуется Бог», или даже «Луна от Бога». От него происходят некие Иерахмиелиты - народ, живший в Негеве, на коих Давид, будучи на службе у филистимлян, как утверждал, напал (1 Царств 27:10), но с коими действительно был в дружеских отношениях (1 Царств 30:29). Имя сего сына Есрома вполне соотносимо с именем архангела Иеремиила, отчего можно предполагать особого почитание данного ангела именно в сей народности. Вообще, не исключено, что се — некое религиозное сообщество внутри амфиктиона Израиля.

      Есром, как мы предполагаем, является неким титулом, и оное имя мы находим среди сыновей Рувима (Быт.46:9). Сие может даже означать совсем радикальное: сын Рувима мог быть включен в состав внуков Иуды, и сия инкорпорация может означать передачу царских функций от Рувима к Иуде.

       С потомками Фареса более или менее понятно, но с потомками Зары, как уже указывали прежде, не вполне. Особенно сие касается его младшего сына Дары, коий иногда пишется как Дарда. Имя Дарда полностью соотносимо с яфетидом Дардан (известным также из античной мифологии), в библейской форме доданим или роданим. Имеется несколько соображений по сему поводу.

       Не исключено, что сей Дарда казался лишенным наделов из-за своего меньшего статуса среди колена и семьи. И он вполне мог выйти за пределы Ханаана, впервые еще до окончательного переселения в Египет. Возможно, согласно его имени, его могли и прямо предназначать для отъезда вовне — в конкретную яфетическую территорию. Но при исходе из Египта данный клан вполне мог пойти не со всеми обратно в Палестину, а устремиться с отдельными искателями нового в Европу. 

     Среди спартанских царей династии Агиадов находим Арея (др.-греч. Ἀρεύς), чью этимологию возводят к богу Аресу (др.-греч. Ἄρης, микен. A-re), хотя все сходятся на негреческом происхождении оного. Спарта также постоянно подчеркивает свою символику в облике льва. Но лев — символ колена Иуды, а по-еврейски «лев» звучит, как arye. Сама диархия в Спарте м.б. понимаема, как диархия двух разноприродных линий, условное объединенных в династию. Я предполагаю, что царский род Спарты имел какое-то отношение к колену Иуды, и более конкретно — к клану Дарды. Насколько долго сие продолжалось — совершенно непонятно. Но именно с древним кланом Дарды, а не поздними иудеями, следует связывать древне-германское племя ютов (jutho), чье происхождение совершенно неизвестно, по именно коего и называется п-ов Ютландия. Не лишена внимания и теория о породнении с ирландской древнейшей династии бежавшей царской дочери. Ее якобы звали Tea Tephi, она была одной из дочерей царя Седекии, кто был убит вместе со всеми своими сыновьями. Но его две дочери избежали смерти (Иер.43:6), отправившись в Египет в изгнание. Сия Tea Thephi по ирландским сказаниям вышла замуж за Высшего Короля Érimón’a Милесийца из испанской Галисии. 

      В любом случае, за коленом Иуды сохранялась царская власть, сузностно отличаемая от власти священнической. Она была потенциальной, до момента ее актуализации при Самуиле, но не данной тогда непосредственно колену Иуде по не вполне понятным причинам. Вне всякого сомнения колено Иуда — каста правителей. Однако, внутри оной указана определенная династия — Давидиты. Никого рационального объяснения сему нет, отчего можно предположить , что статус прародителей Мессии был известен во всем Израиле задолго до воцарения сына Иессея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти