Пошук на сайті / Site search

11.06.2023

Жаксылык Сабитов: В поисках потомков Чингис- Хана

Опять будут охотно искать
Чингис-хана и не найдут.
(фрагмент из Ясы Чингиз-хана)

На написание этой статьи меня подвиг информационный вакуум, существующий в отношении чингизидов. Конечно, в отдельных народах существуют свои исследования о местных чингизидах, но нет ни одной статьи, посвященной чингизидам в общем. Это, прежде всего, связано с тем, что чингизиды присутствовали в различных народах от монголов и бурятов на востоке до поляков и румын на западе, от русских и татар на севере до индусов и пакистанцев на юге.

Сама же задумка написать такую статью появилась с сообщения о 16 миллионах современных потомков Чингиз-хана в статье «The Genetic Legacy of the Mongols» (2003). Рассмотрим эту статью критически.

Основными тезисами статьи были:

1. Протестировано 2123 человека по 32 маркерам в Азии.

2. В 16 популяциях в Азии от Тихого Океана до Каспийского моря встречается очень распространенный гаплотип, который они назвали «Звездный кластер» («старкластер»).

3. Авторы посчитали, что процент обладателей гаплотипов, относящихся к данному старкластеру, должен составить 8 % в Азии и 0,5 % по всему миру.

4. Расчет времени жизни предка для обладателей гаплотипов старкластера дал 1000 лет назад (с учетом вариаций они оценили срок жизни предка как 700-1300 лет назад с надежностью 95%)

5. Они оценили скорость распространения старкластера и пришли к выводам, что оно превышает все нормы и не является случайным дрейфом

6. Экстраполируя результаты их расчетов на все население Азии, они пришли к выводу, что гаплотипы старкластера имеют 16 миллионов человек.

7. Предковый гаплотип старкластера в формате FTDNA выглядит так: 

13-25-X-10-X-X-11-14-10-10-11-16

8. Гаплогруппа предка старкластера – С(хС3с), то есть гаплогруппа С, в которую не входит подгруппа С3с.  

После оглашения тезисов мы хотели бы перейти к критике:

1. Возражения методологического плана: методологически авторы определили гаплотип «Чингиз-хана» в отрыве от истории и классической генеалогии, исходя из посылки, что большая группа людей в Монголии имеет общего предка, жившего в эпоху Чингиз-хана (или немного до него). Следовательно, они, скорее всего, потомки человека, который имел высокое социальное положение, следствием чего стало большое количество жен и большое количество потомков. Идеальным кандидатом на эту роль был Чингиз-хан. К тому же пиар, реклама, научные гранты и деньги от спонсоров очень нужны были для новой науки.

Но по прошествию нескольких лет мы должны попытаться по настоящему разобраться в вопросе, используя данные классической генеалогии и истории.

В первую очередь мы хотели бы отметить, что высокий социальный статус человека в прошлом не гарантирует, что у него будет огромное количество потомков. Скорее наоборот, мы хотели бы сказать, что высокий социальный статус человека всегда говорит о том, что у него будет относительно малое количество потомков. Например, во времена образования казахского хана жили два чингизида Джанибек и Гирей (троюродные братья), кроме них жил аргынский бий Акжол. В итоге чингизидов, потомков Джанибека, у казахов несколько тысяч, Гирей не оставил потомков, а у Акжола около одного миллиона потомков. Также говоря о чингизидах надо отметить, что демографический взрыв среди них пришелся на 18-й век (до демографического взрыва были известны около 10-20 чингизидов, потомков Джанибека) и продолжился в 19-м веке, когда чингизиды утратили свой высокий социальный статус в Казахстане после реформ второй половины 19-го века. 

С 15-й по 17-й века количество казахских чингизидов ориентировочно не превышало 500 человек. При хане Ишиме было около 120 чингизидов. То же самое можно сказать про Монголию, где в 15-16 веках на всю Монголию был один чингизид, Даян-хан. 

Этим мы хотим сказать, что утверждение о том, что высокий социальный статус является причиной большого количества потомков изначально не верно, так как по теории Голдстоуна-Нефедова и предположениям Крадина количество элиты всегда ограничено и ее перепроизводство всегда идет к войнам, где излишняя элита уничтожается путем физического устранения. Динамика количества членов правящей элиты обычно имеет цикличный характер. Сначала происходит бурный рост количества представителей правящей династии, потом из-за перепроизводства элиты начинаются гражданские войны, которые приводят к тому, что либо уничтожается большая часть представителей правящей династии, либо государство распадается [1]. 

Таким образом, мы хотим сказать, что признание большого количества населения Монголии потомками Чингиз-хана изначально неверно исходя из самой методологии, а также из-за отсутствия тестов реальных потомков Чингиз-хана среди монголов.

Кроме того, если взять пример с китайскими казахами, то около 20 % их являются представителями «старкластера». Мы точно знаем, что там живут представители двух казахских родов Найман и Кирей. Причем в каждом племени есть по две генеалогические мужские линии. Самих же потомков Чингиз-хана (казахи рода торе) в Китае проживают не больше нескольких тысяч. Общее число казахов в Китае примерно 1,5 миллиона человек. Судя по генеалогии ДНК, чингизидов среди казахов в Китае будет меньше 1 %, что противоречит подсчетам из статьи.

В казахском ДНК-проекте (www.elim.kz) единственным обладателем старкластера является представитель рода Керей (ашамайлы), а генеалогические потомки Чингиз-хана имеют немного отличающийся гаплотип, который мы рассмотрим ниже.

Также хотелось бы заметить, что полигамия не была сугубо привилегией ханов и чингизидов. Любой обеспеченный человек мог себе позволить гарем. Так что тут действует принцип «Если б я был богат, я имел сто жен». Полигамией можно объяснить взрывное распространение старкластера сначала в самой Монголии, а потом при миграциях 13-го века по всей Азии.

Еще одним аргументом в пользу написания статьи является то, что с помощью новых методов мы, возможно, сможем решить восьмивековую задачу об отцовстве Джучи, путем сравнения гаплотипов Джучи и Даян-хана, потомков братьев Чингиз-хана.

Забегая вперед, мы скажем, что в этой статье мы не решим задачу выявления гаплотипа Чингиз-хана, мы просто сделаем первый шаг. Для этого мы очертим круг чингизидов из разных народов, и тем самым покажем общий план мозаики, которую хотим собрать. Сами же мы заполнили мозаику пока только процентов на пять. Фактически мы занимаемся наложением данных ДНК-генеалогии на генеалогическую карту чингизидов, а так как нам пока известны только гаплотипы казахских чингизидов, то получается, что мы закрыли только малую часть мозаики.

Хотелось бы также четко внести дефиниции в нашей статье. Если мы говорим о гаплотипе какого-нибудь чингизида, мы пишем либо о реальном человеке, который стоит в стороне от других веток чингизидов, либо мы пишем об общем первом предке для нескольких чингизидов. Например, если мы пишем о гаплотипе Джанибек-хана (родился не позднее 1428 – умер после 1470), то понимаем, что он является первым общим предком для двух линий казахских чингизидов, на нем эти две ветки сходятся (одна линия идет от его сына Усека, другая от сына Джадика). Утверждать о том, что это гаплогруппа Джучи мы не будем, так как между ними было еще несколько поколений и нам стоит говорить только о фактах, не идя на поводу у конъюнктурных соображений. То же самое с гаплотипом Даян-хана (1464-1543) (общий предок для всех монгольских чингизидов) – протестировав его потомков, мы будем говорить о гаплотипе Даян-хана, а не о гаплотипе Толуя, Чингиз-хана или Бодончара. 

Насчет гаплотипа Джучи мы сможем говорить что-то более-менее уверенное только после тестирования нескольких линий чингизидов, принадлежащих к его потомкам (например, польских Асанчуковичей, крымских и казахских ханов, а также некоторые российские дворянские фамилии).

В качестве контрольных линий, способных подтвердить или опровергнуть гипотезу об отцовстве Джучи, можно использовать потомков Бельгутэя и Хасара, братьев Чингиз-хана – известно, что их потомки проживают среди монголоязычных народов. Для непосвященных хотим сказать, что у Чингиз-хана было четыре сына, оставивших многочисленное потомство (Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй), из них потомки второго и третьего сына на сегодняшний день отсутствуют.

Начнем разбор чингизидов.

Монголы

Среди монголов проживают потомки Даян-хана (1464-1543). В свое время он оказался единственным чингизидом в Монголии, прошедшим бутылочное горлышко популяции, и все монгольские потомки Чингиз-хана восходят к нему.

Генеалогия Даян-хана выглядит так [2]: 

он - сын Баян Мунке, 

сына Харгуцага, 

сына Нагбарджи-хана, 

сына Ачая, 

сына Харгуцага, 

сына Усхал-хана, 

сына Тогон-Тимур-кагана, 

сына Кутукту-кагана, 

сына Хашан Кулук-кагана, 

сына Дарма-балы, 

сына Чингкима, 

сына Хубилай-кагана, 

сына Тулуя, 

сына Чингиз-хана. 

Даян-хан выделил уделы всем своим сыновьям (которых у него было одиннадцать). Старшие сыновья стали князьями во Внутренней Монголии (чахарские ханы, в основном представители этой ветви проживают в Китае), младший сын, Гэрэсэндзе, получил в удел Халху. Гэрэсэндзе стал родоначальником таких династий, как Алтан-ханы, Саин-нойон-ханы, Дзасакту-ханы, Тушету-ханы и Сэцэн-ханы.

Кроме ханов в этой династии было два «буддийских святых» и один известный писатель:

Лубсан Дамба Джамцан Ундур-геген (1636-1723), 

сын Гомбо Дорджи, 

сына Эрехея, 

сына Абатая, 

сына Нухунуху Уйдзэн-нойона, 

сына Гэрэсэндзэ,

сына Даян-хана. 

В 1641 году Лубсан Дамба Джамцан был провозглашен хубилганом (перерожденцем) Джебзун Дамба-хутухты. В 1649 году уехал в Тибет, в 1651 году вернулся в Халху, стал ундур-гэгэном (так называли первого богдо-гэгэна). Ундур-геген под именем Занабазар был известен в Монголии как талантливый мастер буддийской скульптуры.

Второй богдо-гэгэн (1724-1757), 

сын Дондуб Дорджи, 

сына Галдан дорджи, 

сына Чихунь Дорджи, 

сына Гомбо Дорджи, 

сына Эрехея, 

сына Абатая, 

сына Нухунуху Уйдзэн-нойона, 

сына Гэрэсэндзэ

сына Даян-хана. 

Он был сыном халхаского цинь-вана Дондуб Дорджи, зятя маньчжурского императора Канси, но родился от его второй жены — монголки. Учитывая огромные влияние и авторитет богдо-гэгэнов, маньчжурские правители, опасавшиеся объединения и усиления Халхи, рекомендовали далай-ламе отыскивать будущих «перерожденцев» богдо-гэгэна в Тибете. И действительно, все последующие богдо-гэгэны были «найдены» именно там.

Натсаг Дорджи (1906-1937), 

сын Дашдорджи, 

сына Лувсанцерена, 

сына Церенчултема, 

сына Самбу, 

сына Церендорджа, 

сына Буянкишига, 

сына Дамдина, 

сына Жамсранжава, 

сына Генденжава, 

сына Ханживдорджи, 

сына Дондуб Дорджи (продолжение рода – см. выше). 

Натсаг Дорджи - писатель, поэт, сценарист. Основатель современной монгольской литературы. Родился в Туве в благородной, но бедной семье. У его отца было только четыре слуги. Был женат дважды: на Пагамдулан и на Нине Чистяковой. От Нины Чистяковой у него была дочь Ананда Шри, которая также имела дочь. С Ниной Чистяковой он познакомился в Военной Академии в Ленинграде. Они поженились, когда он вышел из тюрьмы. В 1935 году его жена и дочь были высланы в Ленинград.

Среди халха-монголов проживают в основном потомки Гэрэсэндзэ, а потомки остальных детей Даян-хана в основном проживают в Китае, где многие из них носят фамилию Бао.

Среди монголов проживают много потомков братьев Чингиз-хана, но автор менее знаком с этой темой, поэтому оставим эту часть Чингиз-хановой мозаики нашим монгольским коллегам.

Калмыки, джунгары, хошоуты

Среди западномонгольских племен жила одна династия, которая возводила свое происхождение к Хасару, брату Чингиз-хана. Взлет славы потомков Хасара пришелся на конец XVI - и первую половину XVII веков. Пять сыновей хошоутовского Хаун-нойон-Хонгора от первой жены благодаря своей мудрости и мужеству приобрели большой авторитет среди джунгарских владельцев, и современники с великим уважением называли их «табун-барс» (пять барсов). 

Старший из них, Байбагас-батур, в 1587 году был признан ойратскими князьями чулган-даргой, т.е. первенствующим среди них по вопросам веры, управления, войны и мира. 

Сын его Очирту-Цецен-хан также признавался соправителем ойратского мира вместе с джунгарским Эрдени-Батуром-хунтайджи. Третий из «барсов», Туру-Байху Гуши-хан, в 40-х годах XVII века откочевал на озеро Кукунор, где создал свое ханство. В эти же годы его войска покорили Тибет. С этого времени Далай-лама приобрел наряду с духовной и светскую власть, а Туру-Байху получил титул Гуши-хана. [3]

Буряты

Чингизиды Бурятии происходят от:

Окин-тайши, 

сына Хонтогора, 

сына Цокур Цокту, 

сына Бахарая, 

сына Нухунуху Уйдзэн-нойона, 

сына Гэрэсэндзэ,

сына Даян-хана (продолжение рода – см. выше) 

Цокур Цокту правил в 1634-1636 в Кукунорском княжестве до его завоевания хошоутами. После разгрома Цокту от хошоутов в Кукуноре, его сын Хонтогор бежал к своим родственникам по матери во Внутреннюю Монголию. В 1696 году ушел из Монголии в Россию находившийся в подчинении у Вачирай Бату Тушету-хана зайсан Окин Хонтогорын, сын Хонтогора.

Кроме чингизидов в Бурятии проживают родственники Окина по материнской линии, пришедшие вместе с ним. Они являются потомками Бельгутэя, брата Чингиз-хана. Его генеалогия, начиная с последнего потомка:

Баян Барджигар,

сын Идэр Нуура, 

сына Дорж Эцэг Дзорикту-вана, 

сына Тумэдэй засага, 

сына Зангуудая, 

сына Сэгусенги, 

сына Тарни Гудэна, 

сына Баясху Бургут-нойона, 

сына Баян-нойона, 

сына Очирхой Дзасакту, 

сына Мулихая, 

сына Мунке, 

сына Табира, 

сына Джошиму, 

сына Наманагца, 

сына Хулу, 

сына Набчин Буру, 

сына Агу Галдзагу, 

сына Энхэ Тогуса, 

сына Мунке Тогуса, 

сына Номохана Буру, 

сына Шихи, 

сына Мэнду, 

сына Бельгутея, брата Чингиз-хана.

Баян Барджигар был сподвижником Окин-тайши, первого правителя бурят, и не только сподвижником, но и родственником Окин-Тайши по матери. Они прикочевали из Халхи на территорию современной южной Бурятии (Бичурский, Кяхтинский, Селенгинский районы). Он - родоначальник таких родов, как тэмдэгтэн, табантан и табдайтан.

Потомки Окина и Баян Барджигара живут среди сонголов (один из бурятских родов). Мои попытки взять анализы у представителей этих двух родов закончились таймаутом, все же надеюсь, что кто-нибудь из сонголов пройдет тест.

Потомки Чагатая и Угедея, а также пакистанцы, индусы, хазарейцы

Современные потомки второго и третьего сыновей Чингиз-хана, Чатагая и Удегея, официально не известны.

Последние потомки Угедея правили как марионеточные ханы в державе Тамерлана. К их числу относится Махмуд, который правил в 1388-1402 годах. Его генеалогия согласно Муиззу:  

Махмуд,

сын Соргатмыш-хана, 

сына Данишменда, 

сына Хундуна, 

сына Турджана, 

сына Малика, 

сына Угедея. 

Возможно, они оставили потомков среди современных узбеков, хотя эти предположения являются гипотетическими.

Потомки Чагатая составили две ветви: первая ветвь проживала в современном Узбекистане, и ее представители были марионеточными ханами, как и Угедеиды. Эта ветвь известна до второй половины 15-го века, дальше генеалогии этих чагатаидов не были записаны. Хотя шансов на то, что они оставили после себя потомство, гораздо больше, так как их клан был более многочислен чем Угедеиды. Вторая ветвь – это могольская ветвь. Ее основатель Тоглук-Тимур основал в 1347 году отдельное государство Моголистан, где в дальнейшем правили его потомки. 

Его генеалогия:

Туглук-Тимур (1329-1363),

сын Эмил-ходжи, 

сына Дува-хана, 

сына Барак-хана, 

сына Есен-Тувы, 

сына Метугена, 

сына Чагатая, 

сына Чингиз-хана.

Потомки Туглук-Тимура правили Уйгурией до 1696 года. Последний хан Уйгурии Акбаш был из этой династии [4]:

Мухаммед Мумин-хан (Акбаш), 

сын Саид-Бабы, 

сына Абд ар-Рахима, 

сына Абд ар-Рашид-хана, 

сына Саид-хана, 

сына Ахмеда Алачи-хана, 

сына Йунус-хана, 

сына Вайс-хана, 

сына Ширали, 

сына Хызыр-ходжа-хана, 

сына Туглук-Тимур-хана. 

Некоторые Чагатаиды, как Имин-ходжа (вместе с сыном Масудом), Чин-Тимур, Йусун Тимур, Тухта Буга (четыре сына Ахмеда Алачи-хана) эмигрировали в Индию.

Кроме них в Индию уехали Баба-султан, сын Халила, сына Ахмеда Алачи-хана, Исмаил-султан, Исхак-султан, Йакуб-султан (дети Шах-Мухаммеда сына Султан-Мухаммеда, сына Султан-Махмуд-хана, сына Йунус-хана). Также в Индию к Камран-мирзе бежал Касим Хусейн, сын Касим-султана [5]. По нашей гипотезе, Касим был сыном Сайдек-хана (сын Хаджи-Мухаммеда), правившего в Сибири и в дни своей юности жившего среди Тимуридов, где, скорее всего, его сын Касим женился на дочери Хусейна Байкары.

Скорее всего, они оставили потомство в Индии, но искать их потомков в Индии – это искать иголку в стогу сена. Также считается, что пакистанцы и индусы, носящие фамилии Хан, Могол, Мирза могли иметь отношение к Тимуридам, Чагатаидам и другим Чингизидам, переселившимся в Индию.

Последним же известным Чагатаидом в истории является Мухаммед Ибрагим-бек, который правил в 1781-1794 годах в одном из четырех районов Ташкента [6]. Скорее всего, он чагатаид из могольской ветви, но его точная генеалогия не известна.

Среди хазарейцев существовала династии потомков персидских ильханов (потомки четвертого сына Чингиз-хана Толуя)

Родоначальником династии Аргун был Зуннунбек Аргун, сын эмира Хасана Басри и потомок ильхана Аргуна. Он первоначально правил среди хазарейцев до 1507 года, но впоследствии его сын Шахбек бежал от Бабура в Синд, где после него до 1554 года правил сын Шахбека Шах Хасан Аргун. После них на престол взошла другая ветвь потомков ильхана Аргуна, а именно династия Тархан. Основатель династии Иса тархан был сыном мирзы Абду Али, сына мирзы Абду Халика (потомок ильхана Аргуна), после него правили сын Баки и внук Джанибек (сын Баки). В 1591 году династия была отстранена от власти [7].

Вероятно, потомки этих двух династий до сих пор проживают в Синде. Среди хазарейцев также могли остаться потомки Чагатаидов и Толуидов-ильханов.

Польско-литовские татары

Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары Кара-Кисека. 

Кара-Кисек был 

сыном Джеке, 

сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник), 

сына Татара, 

сына Бувала, 

сына Джучи, 

сына Чингиз-хана. 

Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область. Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и литовцам одолеть Орден. 

В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели среди польских татар [8].

Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко, известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.

По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы. По легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву. Имя его неизвестно. Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей – Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики Литовской. Павел был жив еще в 1528 году. У него было два сына Петр и Грегорий, известных по описи 1567 года.

Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские, происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека Шейх-Ахмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6 пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет). По местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его потомков стали именовать царевичами Острынскими.

После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве (первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10]. В начале 17-го века род Острынских пресекся.

Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын), Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.

Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан происходило от названия Оглан (титул, который носили представители рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус: Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов Шейх-Ахмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских ханов), в то время как Уланы происходили от прочих чингизидов, не правивших Золотой Ордой.

На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:

Самым большим уланским родом были Асанчуковичи. По информации, доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в 1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан (упомянут в 1480 году)

1. Шатыш

Сыновьями Шатыш-удана были Войшутко (1482), Майко (1487-1520), Сеит (1487).

1.1. Войшутко.

Сыном Войшутко был Ахмет. У него было три сына 

1.1.1. Хасан, предок таких родов, как Засульские, Ждановичи, Хасеневичи. У него были следующие сыновья: Алей, Фурс (женился на Умнее Ширинской, вдове Чингиза Острынского), Махмет, Ахмет, Шахун. Махмет, Ахмет и Шахун унаследовали Засулу от Аликеча из другой ветви Асанчуковичей.

Алей имел сына Хасана, который положил начало роду Хасеневичей. У Хасана было два сына Шахун и Ждан (родоначальник Ждановичей)

У Фурса был сын Агиш.

1.1.2. Шахун, предок таких родов как Шагуневичи (Шахуновичи), Чимбаевичи герба Варния.

1.1.3. Шахдовлет, у которого была два сына: Чимбай, предок рода Малушицких (Малучицкие), и Шахун, предок рода Чимбаевичи герба Вардан.

1.2. Майко. 

Другой сын Шатыша, гродненский маршал Майко имел четырех сыновей: Махмета, Бегима, Адка, Нурума, которые поделили Засуле. В 1522 году Сигизмунд утвердил раздел Засуле. Сын Бегима Аликеч, известный королевский ротмистр, поменял часть Засуле на часть Довбучисек.

Нурум стал предком Нурумовичей, а Адка стал предком Корицких..

1.3. Сеит

У Сеита была два сына: Касым и Юхна. Касым не оставил потомства, а Юхна стал предком Лостайских. 

2. Второй сын Асанчука не известен по имени. Его сыновьями были Урус и Тулаш, упомянутые в 1506 году, а также Кодзел.

2.1. Сыновьями Уруса были Ахмет, Асан, Халим, Абрагим, и возможно Урмаш (предок Халецких). Сыном Абрагима был Измаил, предок Измаиловичей.

Асан положил начало таким родам как Демидковские, Шемешовы.

У Ахмета был сын Яхья, у Яхьи был сын Сафьян. У Сафьяна были дети Рызван и Ильяс, положившие начало родам Ильяшевичи и Рызвановичи.

2.2. Сыновьями Тулаша были Майко и Дисо.

3. Третий сын Асанчука тоже не известен по имени. Его сыновьями были Обдула, Банко, Дахно, Кодзел.

3.1. Сыном Обдулы был Давлеш. Сыновьями Давлеша были Исуп и Михно, положившие начало роду Романовских.

3.2. Банко. У Банко были три сына Келим, Киль Довлет и Ян Довлет.

3.2.1. Келим стал предком Шабановичей.

3.2.2. Киль Довлет. Его сын Измаил в 1565 году был на военной службе в литовском войске. Его сыновьями были Муртаза, по прозвищу Альдзиук (предок Альдукевичей), и Абдыш, предок Абдзевичей.

3.2.3. Ян Довлет. Его потомки носили фамилию Улановы. Его детьми были Богдан, Джанибек и Ахмат (предок Ахматовичей). 

3.3. Сыном Дахно был Джанибек.

3.4. Сыновьями Кодзела являлись Ивашко и Аликеш. У Ивашко был сын Алей, на котором род Кодзелевичей пресекся.

4. Сыновьями Чадет-улана были Чогадай, Мысак и предположительно Михно 

4.1. Чогадай. У него было два сына Миско и Федор. От Миско пошли два рода: Чугаевичи и Йозефовичи.

4.2. Михно. Сыновьями Михно были Фурс, Анджей, Михайло, Бахтияр. Михайло и Бахтияр положили начало таким родам как Волкачовы-Каецинские и Мочинские.

4.3. Мысак. У него было три сына: Янушко, Ромодан, Махреш.

Янушко стал предком Рудзиевичей, а Ромодан и Махреш стали предками Мысаковых.

Также к Асанчуковичам относят:

1. Дайковы: предок Часиен Дайко фигурирует в гродненских актах 1591 года. Возможно из рода Халецких, либо из другой ветви Асанчуковичей.

2. Москевичи, подрод Рудзиевичей.

3. Поланские-Улановы, потомки Александра Улана из рода Улановых (1769)

4. Дракевские, ветвь Халецких.

Другие уланские рода

1. Алинские и Лосинские: Предок Войняк, отец Баранка, служившего в войске литовском в 1528 году.

2. Андреевичи (Анджеевичи): предок Анджей Михнович был в войске литовском в 1528 году.

3. Аразлич: Предок - Аразла, его сын Шиман фигурировал в описи войска литовского в 1528 году.

4. Байрамсубовичи: предком рода был Ураз, сын которого в 1558 году фигурирует в войске литовском.

5. Балдышевичи (Болдышевичи): Потомки Болдыша, известного по описи войска в 1567 году.

6. Бобикевич: Потомки Тавучука, сын которого, Сепук, известен по описи войска в 1567 году.

7. Богушевские (Богушевичи): предок Корсак-улан известен по описи 1528 года, был приписан к Ушинской хоругви. 

8. Бузуновы и Карзаевичи, Давлешовичи: происходят от Чодыра, отца Богдана и Давлеша, известного по описи 1528 года. 

9. Манкозич: предок Манкожа, отец Татлукожи.

10. Данкевичи: Предок Даниел, отец Кудайбердыя, Кансубы и Черевчея, известных по описи 1559 года.

11. Идресевичи: предок Идрис известен по описи 1559 года.

12. Есинские, Речиповичи, Смольские-1, Шахмансеровы: происходят от Сеинчука, отца Араза, известного по описи 1528 года. Сыновья Араза: Богдан, Адам, Януш (предок Речиповичей и Смольских) и Кульзиман (предок Есинских).

13. Лосовские: предок Белексуба, отец Кудаша.

14. Мурзичи: предок Итеш, отец Мурзы.

15. Ебеловичи: предок Ебел, сын которого Ильяр известен по описи 1528 года.

16. Качкаровские: предок Качкар, отец Матиаса, известного по описи 1528 года.

17. Корсаки: потомки Адама-улана.

18. Козакевичи и Козаковские: потомки Янко (конец 15 века), отца Монтуша.

19. Некрашевич: предок Некраш, известный по описи 1507 года.

20. Козловские: предок Ямгурчи, известен в описи 1506 года

21. Кульбицкие: предок Евизах, отец Мака

22. Кункевичи: предок Тулаш, отец Курмаша, известного по описи 1528 года.

23. Курмаш: предок Борко, отец Курмаша, известного по описи 1528 года.

24. Лехушевич: предок Лехуш, отец Богдана.

25. Левачковы: предок Базар, отец Шемардена.

26. Лихачевы: предок Курманчик, отец Аксубы.

27. Ломаковы: предок Жук, отец Айзюка

28. Потушинские: предок Дармаш, отец Потуша.

29. Селимшовы: предок Осман, отец Селимши.

30. Смольские-2 и Шемерденовичи: предок Чутур, отец Шемердена.

31. Собачкевичи: предок Собачко, отец Азко и Богдана.

32. Солтыковы: предок Канчем, отец Солтыкана.

33. Сулеймановичи: предок Яныш, отец Янсубы.

34. Счезновичи: предок Исуп, отец Счестного

35. Тансаревичи: предок Тан Сарей.

36. Тулубай и Великие: предок Тулубай, отец Тактамы.

37. Здзиекельские: предок Якоб Туча.

38. Анбокевич: предок Джанибек Чутурович (1534)

39. Баранцевичи: предок Асан, отец Баранца (1528)

40. Блоки (Бялоблоки): предок Чобонаш, отец Болотко

41. Богдашевские: предок Янушко, отец Богдаша (1511)

42. Бохдзиевичи: предок Бохдзей, отец Исупа (1528)

43. Булатовичи: предок Булат, отец Богдана.

44. Давидовские: предок Давид, отец Мустафы (1528)

45. Дзядулевичи: предок Дзядуллах, отец Ахмета Дзядулина, известного по актам 1489-1500 годов. К этому роду принадлежал Станислав Дзядулевич.

46. Гудзиевские: предок Собол, отец Ариты (1528)

47. Харабурдовы и Щербовы, Жукевичи: предок Тахир (1442), отец Хамзы (1480)

48. Киневичи: предок Киен (1511)

49. Коцановы: предок Коцан.

50. Коморовские: предок Янек, отец Анджея и Матея (1567)

51. Косякевичи и Соколовские: предок Иван (1528), отец Косяка и Базара, по прозвищу Сокол.

52. Мордасевич: предок Мордас, отец Абрагима

53. Османовичи и Османовские: предок Солтыш, отец Бордзилы (1528)

54. Руневичи: предок Рын, отец Богдана.

55. Шпаковские: предок Ромодан, отец Махмета (1528

56. Шийковские: предок Байдаш, отец Базара.

57. Татаровские и Вербицкие: предок Залеско, отец Бордзила (1540)

58. Токарские: предок Кансуба (1550), отец Аксубы

В роду Уланов самым знаменитым был ротмистр Александр Улан. Получив звание полковника, он был фаворитом Августа III. Во время гражданской войны 1715-1716 годов он воевал на стороне короля. Король оценил это и перевел весь полк Александра Улана, состоящий из восьми хоругвей, в количестве 400 человек, в польскую армию, где этот полк выполнял функции королевской гвардии. После смерти Александра командование полком поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому (тоже из уланского рода), который вскоре стал генерал-майором. Полк был назван уланским, в честь Александра Улана, а впоследствии это название было перенесено на все татарские полки. Чымбай умер на войне в 1762 году [12].

Мы взяли анализ у представителя рода Ахматовичей, но при дальнейшем рассмотрении узнали, что было два рода Ахматовичей, и человек, сдавший анализ, принадлежал ко второму роду Ахматовичей, происходившему из Заволжской Орды, из племени ушин (хушин, уйсун). Его анализы оплачены, и мы находимся в ожидании результатов. Также нам интересны результаты анализов семьи Фурсов, участвующих в проекте «Генография фамилий: однофамильцы или родственники», которых некоторые исследователи относят к Асанчуковичам. 

К сожалению, мои обращения к 20 представителям уланских родов, проживающих в Беларуси, не дали результатов. Ни один из них так и не согласился сдать анализ (оплату анализов мы брали на себя).

Румынские потомки Чингиз-хана

Тохтамир – основатель валашского государства, отец Бессараба. Годы правления (ок.1290-ок.1310)

До недавнего времени в румынской историографии было две версии о происхождении Тохтамира. Некоторые историки идентифицируют его с болгарским боярином по имени Тихомир. Но другие исследователи (Aurel Decei) склонны идентифицировать его с Тохтамиром (Ток-Темир), из рода Чингиз-хана, известного по походам на Русь.

В английской историографии распространено мнение о Чингизидском происхождении Бессараба, это позволяет им вывести родство почти всех европейских домов с Чингиз-ханом.

Neagu Djuvara имеет свой взгляд на проблему, считая Тохтамира и Басараба куманами, приводя свою систему доказательств [13].

Известный британский криптоисторик и специалист по генеалогии и культурологии Лоренс Гарднер в своей книге прямо указывает на то, что Бессараб – правнук Чингиз-хана [14].

Мы отождествляем Тохтамира с 

Тохтамиром, сыном Кукджу, 

сына Беркечара, 

сына Джучи, 

сына Чингиз-хана 

на следующих основаниях:

1. Билыкчи, брат Тохтамира, был тем человеком, кто помог Тохте занять трон. В благодарность за это Тохта мог подарить часть бывшего удела Ногая Тохтамиру. 

2. Правление Тохтамира в 1290-1310 годах в Валахии не могло иметь места, так как в это время данные территории входили в состав Золотой Орды, и ими могли управлять только принцы-джучиды как наместники хана Тохты (как известно, Тохтамир назван как наместник, а не король в легендах, правда, непонятно, чьим наместником он был по легенде). После смерти Ногая Тохта разделил земли Ногая между своими родственниками: Тукель-буга сел в Исакчи, у Железных Ворот в Валахии, т.е. в дунайских землях, а Ильбасар - на Нижнем Урале. Возможно, другие земли Ногая были переданы другим родственникам Тохты. Возможно, Тохтамир получил Валахию на правах наместника Тохты. Thocomerius по легенде был первым наместником Валахии, но в то время власть Золотой Орды была очень сильна, и вряд ли кто-нибудь смог бы получить эту землю без разрешения хана. Тем более мы видим, что до 1324 года Валахия была слабым государством, которое подчинялась соседям. 

3. Отделение Тохтамира и Бесараба от Золотой Орды, скорее всего, связано с исламизацией в Золотой орде, гражданской войной против немусульман, а также репрессиями Узбека против джучидов. После смерти Тохты в 1312 году в Золотой Орде началась гражданская война. Племянник Тохты Узбек совершил переворот, убив наследника Тохты Ильбасара и эмира Кадака. После переворота сразу были казнены 120 царевичей из рода Чингиз-хана [15]. Узбек был мусульманином и усердно начал исламизацию страны (он был узурпатором, и ему пришлось опереться на мусульманскую оппозицию). Многие несогласные с политикой Узбека начали выезжать на Русь. Возможно, Тохтамир или Бессараб как близкие родственники хана, опасаясь за свою жизнь, решились жить в Валахии, не вмешиваясь в гражданскую войну. Если монголы-христиане бежали на Русь, то вполне можно предположить, что часть их (к которым могли относиться Thocomerius и Бессараб) могли уйти в Валахию и под защиту Венгрии (Валахия до 1324 года была вассалом Венгрии). Среди монголов было много христиан (например, Сартак, хан Золотой Орды был христианином) [16].

Иоанн Бессараб, сын Тохтамира, положил начало династии Бессарабов. В честь Иоанна Бессараба был назван географический район Бессарабия. 

Династия Бессарабов по мужской линии пресеклась в 17 веке.

Самым известным представителем династии Бессарабов стал Влад Дракула, или

Влад Цепеш Дракула (ноябрь, декабрь 1431-декабрь 1476),

сын Влада III Драка, 

сына Мирчи Старого, 

сына Раду Черного, 

сына Александра, 

сына Иоанна Басараба.

Через Бессарабов многие европейские дома возводят происхождение к Чингиз-хану:

1. Александр, сын Иоанна Басараба, отдал свою дочь Елизавету за Владислава Оппельна. Их дочь Катерина фон Шлесен Оппельн вышла замуж за Генриха Сагана. Их сын Иоганн I Саган является предком многих европейских домов. Среди его потомков – Луиза Вильгельмина (1817-1898), супруга Кристиана IX Ольденбурга. Их потомками являются королевские дома России (Николай II и его братья и предки), Греции (Георг I), Норвегии (Хакон VII), Дании (Фредерик VIII), Бельгии (Балдуин I), Испании (София, жена Хуан Карлоса)

2. Сын Влада Цепеша Дракулы, Михня I, выдал свою внучку Поликсену замуж за Марко Якша. Ее потомок – Клодин Сьюзан Редей, бабушка Марии Тек, супруги Георга V Виндзора. Среди ее потомков есть правящий дом Великобритании. 

Еще одним родом чингизидского происхождения мог являться род Кантемиров. 

Согласно семейной легенде, Кантемиры происходят от хана Белгородской орды Темира, который в 1540 году принял христианство и поселился в Молдавии. Местные жители произносили "хан Темир" как "Кантемир" - отсюда и фамилия. Проблема в том, что историки не знают о существовании Белгородской Орды. Возможно Темир был одним из Ногайских ханов, чье имя не сохранила история, так как историков того времени интересовали больше «не куклы, а кукловоды». Тогда его переселение сродни переселению Ахмед-Гирея, сына казахского Хак-Назара, на Кубань из-за развала Ногайской Орды в 1550-60-х годах [17].

По другому источнику, княжеский род Кантемиров происходил от богатого татарина Кантемира, в 1540-м году принявшего христианство и поселившегося в Молдавии. Шансов на то, что Кантемиры были чингизидским родов, 50 на 50. Если они происходили от хана, то их чингизидское происхождение не оспаривается, так как только чингизиды имели исключительное право именоваться ханами. Если же они происходили от татарского богача, то тут, скорее всего, никакого чингизидства нет. Мужская линия рода пресеклась в 1820 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти