Захватывающий сюжет, великолепный сценарий, визуальные эффекты и новые необычные образы, переносят нас в другой фантастический мир. И в этом мире, также как и у нас на Земле, самую высокую цену имеют Справедливость, Свобода, Мужество, Любовь, Честь и Дружба.
По словам автора фильма, режиссёра и сценариста Джеймса Кемерона (@James Cameron), в течении длительного времени он изучал мифологии и эпосы самых разных народов нашей планеты. Сюжет фильма основан на синтезе многих мифов и эпических повествований. В то же время, исследователи кавказской мифологии и эпоса о Нартах (прим.: у многих народов Кавказа бытует эпос о Нартах) обратили внимание на несколько значимых составляющих сюжета «Аватара», которые, по-сути, являются точно такими же, значимыми составляющими Нартского эпоса и кавказской мифологии. В особенности, сказанное справедливо в отношении черкесского варианта “Нартов” (прим.: не путайте черкесов и чеченцев, это два разных кавказских народа) и черкесской мифологии. Именно они содержат наибольшее количество сюжетообразующих компонентов, при чем точно в такой же взаимосвязи между самими этими составляющими, как и в фильме «Аватар».
Если предположить, что черкесская мифология и эпос послужили одним из самых главных оснований для сюжета фильма – это может показаться чрезмерно смелым предположением. Однако, оно базируется не на смутном интуитивном видении, а на сравнительном анализе 10-и сюжетообразующих компонентов в фильме «Аватар» и 10-и таких же компонентов в фольклоре, мифологии и эпосе черкесов.
При этом и связи, лежащие между самими компонентами, в рамках сюжета фильма аналогичны связям таковых же в черкесском фольклоре.
Итак, сравниваемых компонентов, более очевидных и понятных, по десять с каждой стороны. Условимся называть их мотивами, и выделим их сначала в сюжете фильма.
Мотив 1. «Проблемы с ногами»
«Герой» в «Аватаре» имеет проблемы с ногами. С самого начала фильма делается акцент на то, что он привязан к инвалидной коляске из-за повреждений ног.
Преобразовавшись, в процессе фильма, из человека в гибридное существо, «герой» радуется тому, что снова может бегать своими ногами.
Мотив 2. «Созревание в камере»
Герой, как в яйце, созревает в специальной стеклянной камере, где все биологические процессы преображения, проистекающие в организме, находятся под контролем. Герой вторично рождается и появляется на свет из этой камеры, приобретя новые качества и форму. Этот мотив назовем «созревание в специальной камере»
Мотив 3. «Мотив неродившей матери».
Женщина-ученная осуществляет постоянный мониторинг всех биопроцессов, происходящих с «героем» в камере. Она переживает о нем, постоянно заботится и опекает его, ориентирует в новом для него мире. По сути она является для героя матерью, хотя и не биологической. Связь эта, больше напоминает связь матери со своим сыном, чем связь учёной с подопытным существом.
Мотив 4. «Дерево – богиня».
Эйва, оно же Дерево Душ. Это Дерево в фильме имеет важное значение: оно является матерью аборигенного народа Н'ави. Это и центр священного места, связанного с душами ушедших. Дерево Эйва составляет одновременно и религию, и загробный мир, и культ предков, и связь с прошлым, и будущим. Оно же дает, по замыслу сценария, энергетическую подпитку людям Н'ави.
Другое огромное дерево из фильма - «дерево-дом», на котором живут кланы племени, - это часть их Родины. Они отчаянно защищают от захватчика свой дом-дерево. Назовём этот мотив мотивом “Священного дерева”. Если быть точным, то речь идёт о двух деревьях. По исполняемым функциям одно дерево - центр мира сакрального, a другое дерево – центр текущей настоящей жизни.
Мотив 5. «Власть»
У людей планеты Пандорра нет царей, королей, и т.п. Нет никого, напоминающего повелителя или правителя. Общество состоит из людей более-менее равных. Высшей властью является народное собрание - совет. Его решения неукоснительно исполняются всеми.
Opатopcкoe искусство высоко ценится, поскольку, на таких собраниях, где каждый имеет право выступать, пламенная речь оказывает влияние на выносимое собранием решение.
Старейшины пользуются большим уважением, но и они не являются правителями или повелителями. Назовём этот мотив «мотивом власти»
Мотив 6. «Герой добывает себе дракона»
Kaк принято y племени аборигенов На'ви, каждый воин должен сам найти «своего» дракона. Они считают, что и сам дракон должен выбрать себе наездника. «Добывание своего дракона» - один из эпизодов фильма на котором заостряется внимание зрителя. Ведь в будущем, дракон и наездник должны стать единым целым. Превратиться в единый организм, боевую единицу, не только физически соединив свои нервные системы, (с помощью волос наездника и специальных отростков на голове дракона), но и почувствовать и братское, и эмоциональное единство.
Мотив 7. «Мотив прически»
Главный «герой» и его соратники носят характерную прическу – что-то типа «ирокеза» у индейцев, или более известную, как «оселедец» у запорожских казаков. Это - длинные локоны волос, оставляемые на макушке, в то время, как по бокам головы волосы сбриваются.
Воины с такими причёсками в фильме защищают свою Родину от захватчика, в их числе главный герой фильма.
Мотив 8. «Мотив охоты».
У племени установлено, на уровне религиозной доктрины, и строго соблюдается правило охоты – спрашивать разрешения у высшей силы на право охоты, и благодарить за предоставленную добычу. Из этого эпизода фильма явствует: “Жизнь любого существа священна, лес священен.”
Мотив 9. «Мотив сражения с суперзлодеем»
Фильм завершается эпическим сражением главного героя с суперзлодеем, замыслившим уничтожить все племя, чтобы присвоить себе богатства и ресурсы их родины .
Мотив 10. «Признание в любви»
Признаваясь в любви, жители фантастической планеты говорят: «я тебя вижу», вместо привычного «я тебя люблю».
В этой же последовательности, и в той же нумерации, те же десять мотивов в черкесском эпосе о Нартах, и в мифологии черкесов :
Мотив 1. «Проблемы с ногами»
Главный герой эпоса о Нартах – нарт Саусырыко. С самого появления на свет он имел проблемы с ногами. Когда нартский кузнец Тлепш закаливал его стальное тело, окуная в холодную воду, то держал его щипцами за колени . В итоге колени остались незакаленными, и из-за слабости ног, пораженный в колени, Саусырыко погибает, но по сюжету эпоса, он когда-то снова вернётся в этот мир.
Мотив 2. «Созревание в специальной камере»
Нартский герой Саусырыко появляется на свет из оплодотворенного камня. Как будто в яйце, он вызревает в нем девять месяцев.
Мотив 3. «Мотив неродившей матери»
За девять месяцев до рождения героя, могущественная женщина-магиня – Сатаней-гуаша (гуащэ – черкеск. «госпожа», «богиня») приносит этот камень к себе домой, кладет в теплое место, и ведёт постоянное наблюдение за температурой камня. По сюжету ей известно, что из камня должен родиться герой, и она никогда не забывает «мониторить» изменения, происходящие с камнем.
Через девять месяцев Сатаней-гуаша, видя сильное нагревание камня, решает, что герою пора родиться, и относит камень к кузнецу Тлепшу (также магу и врачевателю), чтобы тот разбил камень, и дал герою появиться на свет.
Сатаней-гуаша всегда опекает своего сына-героя, учит его магии , военным хитростям, постоянно даёт советы, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации.
Из сюжетов черкесского эпоса невозможно точно понять, является ли Сатаней-гуаша настоящей биологической матерью Саусырыко или в действительности это ее приемный сын.
Во всех сюжетах эпоса связь между ними - это связь любимого сына и обожаемой матери.
Мотив 4. «Священное дерево»
Дерево-богиня – один из самых значительных образов черкесского эпоса о Нартах.
Величественный образ, называемый Жыг-Гуащэ (дерево-богиня, дерево-госпожа) своими волосами касается небес, а корнями охватывает все под землёй, и поэтому ведает обо всем, что творится в космосе, на земле и под землёй .
Она разговаривает с нартами на их языке и имеет способность к деторождению.
Священное дерево имеет ещё несколько функций в черкесской мифологии и, в соответствии с этими функциями, проявляется в нескольких ипостасях.
А) Священные деревья – специально выбранные деревья для молебнов, возле которых совершаются обращения к Богу, жертвоприношения и другие религиозные обряды.
Б) Дерево-центр загробного мира Хьэдрыхэ.
Огромное дерево, соединённое ветвями с небом, а корнями с подземельем. Наверху этого дерева живёт орёл, а внизу в корнях поселилась змея.
Духи умерших находятся в Хьэдрыхэ, а значит культ предков прямо связан с культом Хьэдрыхэ и этим деревом.
В) В день зимнего солнцестояния церемониально выносится из хранилища дерево Созыреша – небольшое засушенное дерево боярышника, с семью ветками, на каждой из которых установлена свечка. Это - символическое дерево, на котором, как яблоко, рождается и вызревает «новое солнце». Рождение солнца 22 декабря – всенародный праздник с играми, танцами, обрядами. Солнечный календарь таким образом связан со «священным деревом»
Г) Золотое дерево нартов.
В эпосе о Нартах плоды этого дерева дают новую молодость, новую жизнь и способствуют рождению здоровых детей. Благодаря своим свойствам, дерево составляет одну из главных ценностей Страны Нартов.
Д) Так называемое «воздушное захоронение» в черкесской традиции. В исторической литературе много раз описан обряд захоронения на дереве. При этом, тело вначале не предается земле, а в течении полугода находится в гробу, подвешенном на дереве. Затем тело хоронят обычным преданием земле.
Е) Также существует множество исторических описаний деревьев, на которых развешивалось трофейное оружие. Никому в голову не приходила мысль взять себе что-то из этого оружия. Строго установлено – все это дар; жертвоприношение, оставляемое «священному дереву»
Ж) Современный мемориал , сооружённый в память о жертвах русско–черкесской войны 1763-1864 годов представляет собой «священное дерево».
Его называют «Псэ жыг» на черкесском языке – дерево Душ.
Координаты: (43, 477520, 43,60500) г. Нальчик
На картах Google обозначен, как Circassian – Russian War Memorial (Tree of Life).
Монумент сооружён задолго до выхода фильма «Аватар» и получил название “Дерево Душ”, так же, как в фильме называют дерево-богиню.
Монумент символизирует идею из черкесской мифологии «все души возвращаются к священному перводереву». То есть, к дереву под условным обозначением Б) в этом списке.
Bo время этой войны, между Черкесией и Российской империей, священные деревья, обозначавшие место для религиозных обрядов, особо защищались, чтобы не допустить завоевателя к святыне.
Описания таких сражений (защитников священного дерева с врагом) можно найти в литературе о русско-кавказской войне.
Все эти восемь разновидностей дерева в рамках черкесской культуры имеют статус «священного дерева». Возможно, что у всех этих священных деревьев общий прототип, от которого, в процессе долгого бытования мифа сформировались такие вариации.
Мотив 5. Мотив власти"
В черкесском архаическом Эпосе, вы не найдёте царей, ханов, или королей. В нем нет вообще никаких повелителей или правителей. Нарты состоят из более-менее равных людей. Особым почётом у них пользуются старцы, называемые “нарт тхамада”. Совет или собрание Нартов решает все жизненно важные общественные вопросы. Решения выносимые на этих собраниях, называемых «Хасэ", выполняются всеми нартами. Даже великие нартские герои подчиняются решениям Нарт Хасэ и отправляются в поход за добычей, или для того, чтобы убить зловредного дракона, после принятия такого решения на собрании.
До завоевания Северного Кавказа русскими, в черкесском обществе, так же как и у нартов, не было царей, ханов, королей, или любых повелителей, или верховных правителей. Были князья, называемые «пши», не имевшие ничего общего с образом повелителя сидящего на троне. Эти “пши” были военными вождями и были начальниками только для своей группы уорков - рыцарей. Охрана и защита родины от захватчика была главной функцией отрядов рыцарей, под руководством пши. Невоенное население - женщины, дети, старики, всегда находились под защитой пши. Все жизненоважные вопросы решались не по велению князей, а на собраниях, называемых Хасэ (как и в легендарной стране Нартов). Решения Хасы неукоснительно должны были выполняться всеми членами общества. На таких собраниях каждый человек имел право голоса. Князь-пши или рыцарь-уорк имели точно такой же один голос на собрании, как и обычный свободный гражданин-земледелец. Ораторское искусство высоко ценилось, ему специально обучали молодежь, поскольку пламенная речь, построенная логически, всегда звучит убедительно, и влияет на принятие окончательного решения. В президиуме собраний сидели уважаемые старцы, называемые «тхамадами». После завоевания Черкесии русскими, черкесских князей, лояльных русской власти, русское правительство назначало администраторами сёл и поселений.
С этого момента в народном сознании они приобрели образ повелителей, наподобие русских помещиков.
Мотив 6. "Добывание дракона"
В эпосе о Нартах кони летают по небу, также, как драконы в фильме. Нартские герои разговаривают со своими лошадьми, и они отвечают на том же языке. Со своими лошадьми советуются и обращаются с ними не как с домашними животными, и не как со скотом, а как с равными людьми. Когда Саусырыко становится совершеннолетним, он идёт добывать себе коня. В эпосе, у нартов принято, что каждый воин должен найти себе своего коня.
Только что родившийся жеребёнок, сам выбирает Саусырыко в качестве своего спутника, друга и наездника. В этом легендарном сюжете наездник выбирает себе коня, но и конь также должен найти своего всадника. В будущем они станут единым целым, им придется вместе переносить лишения военной жизни, подвергаться опасностям вместе, делить хлеб и славу на двоих. Порой от скоординированности и взаимосвязи лошади и всадника зависит сама их жизнь. Существует обширная литература о черкесской породе лошадей (в наше время принято называть породу кабардинской), в ней, и этнографических записках иностранных авторов, и российских авторов, много сказано о взаимоотношениях черкесского всадника и его лошади.
Лошадью принято управлять не шпорами, или кнутом, а лишь голосом. Маленький кнут называемый «щ1опщ» нужен только для издания свистящего звука, к которому лошадь приучена и им же управляется. Шпоры же у черкесов вовсе не известны. Причинять лошади боль недопустимо. Это - оскорбление наносимое равному. Лошадь и всадник составляют собой единый слаженный организм. В походе они, как равные, делят еду и воду, и тяготы, и риски.
Братские отношения - единственный вид отношений приемлемый в условиях походной жизни, ведь от слаженности и взаимопонимания порой зависит сама их жизнь.
Вообще черкесское отношение к лошади – удивительный феномен, реликт, дошедший до наших дней из древнейшего прошлого. Это настолько удивительно, что люди другой культуры с большим трудом могут верить в то, что это не миф и не разыгравшееся воображение любителей кабардинской породы лошадей. В этом отношении до сих пор, все еще явствует важная мысль: в древности выбор коня был важнейшим актом. Выбирая коня, ты выбираешь судьбу, возможности, реализацию рыцарских амбиций. Имена великих нартских героев и имена их прославленных лошадей сохранились совершенно одинаково - лошади почти такие же герои, как и их наездники.
Мотив 7. Мотив прически
В черкесском обществе был класс называемый «уорк», о нем говорилось в мотиве 5 - власть.
В литературе этот термин обычно переводят как «рыцарь», «благородный», «дворянин». Это класс воинов, из которых состоят отряды, под начальством князей-пши. Прямая обязанность людей этого класса - защита своей территории, Родины и невоенного населения страны. Сохранение порядка и справедливости в обществе - также зона их ответственности. Главный девиз уорков «Хэкурэ Хабзэрэ» - Родина и справедливость (порядок; закон; правда). Уорки выделяли себя из числа остальных с помощью специальных знаков. Первый знак – оставляемый на макушке длинный пучок волос, называемый «ак1э». Отращивается при вступлении в полузакрытое общество «уорк» и сбривается с уходом на «пенсию» в преклонном возрасте. Второй важный знак - ношение красных элементов в одежде, и конской амуниции. Цвет военного сословия - красный. Третий важный знак - особый язык, жаргон, который принят в их кругу, и непонятен людям других классов общества. Впрочем, остальным запрещалось применение и двух первых знаков: прически и красного в одежде. Уорк/уоркство - полузакрытое общество, в которое принимаются новые члены исключительно по личным качествам – ум, храбрость репутация. Принесение клятвы и несколько поручителей из числа уже принятых - обязательное условие. Были и потомственные уорки, те, кто рождается в статусе «уорк».
Из сюжетов черкесского эпоса о нартах, очевидно, что герой - нарт Саусырыко относится именно к классу воинов - защитников Родины. Он и интересуется вещами лишь военными: оружием, лошадьми, походами, добычей, охотой. Добывает для нартов культурные ценности, защищает свою Родину, и совершает множество героических поступков. Но нигде не видно пашущего землю или пасущего скот, собирающего урожай, или изготовляющего горшки нарта Саусырыко.
Современные художники в своих иллюстрациях к древнему эпосу часто изображают Саусрыко с локоном волос на голове, подчеркивая его принадлежность к классу воинов - к людям избравшим путь славы.
Мотив 8. Мотив охоты
В черкесской традиции лес священен. Священны все животные и растения, они носители «псэ» - вечной души или жизни. Приходя в лес на охоту, еще до того как к ней приступить, принято просить духа леса, или по-другому «охотничье божество», выделить добычу. Принято также оставлять ему небольшой дар, для того чтобы получить разрешение на охоту.
В литературе о мифологии описывается и другой принцип - оставление части добычи хозяину леса. Это жертвоприношение имеет собственное название. ес вообще, включая, в том числе, и охотничьи традиции - главный культурообразующий фактор у черкесов. ( Дмитриев В.А. «Лес, как культурообразующий фактор у черкесов»)
Мотив 9. Мотив борьбы с суперзлодеем
Нарт Саусрыко сражается с суперзлодеем Емынежем, замыслившим проглотить солнце, и навсегда прекратить жизнь в стране нартов. Саусрыко защищает Родину от высшего зла, и побеждает в этой борьбе, хоть противник заведомо сильнее его. В другом сюжете Емынеж похищает золотое дерево Нартов, и Саусрыко отправляется сражаться с этим злодеем.
Мотив 10. Мотив признания в любви
Для того чтобы признаться в любви на черкесском языке нужно сказать: «Сэ уэ ф1ыуэ узолъагъу» - я тебя вижу с удовольствием (с радостью; по хорошему; с добром).
***
Приведенные сравнения 10 мотивов в такой совокупности, и в такой логической взаимосвязи, могут быть найдены лишь в черкесской культуре. Действительно, большинство из этих мотивов являются мифологическими универсалиями, имеют самое широкое распространение, встречаются у самых разных народов в разных регионах Земли. Несколько из 10 мотивов, например 1,2,3 можно обнаружить не только черкесском эпосе о Нартах, но и в других национальных версиях «Нартов». Четвертый по нумерации мотив «Дерево-богиня», образ объединяющий прекрасную женщину и древесный облик - богиня, ведающая обо всем на свете, характерна только для черкесской мифологии. Дерево, как центр мира, ось мира, древо добра и зла, познания, и т.п. можно обнаружить в мифологиях различных регионов планеты ( самый популярный пример - райское дерево из Библии, дающее плод познания добра и зла) . Но черкесское дерево - богиня стоит совершенным особняком.
Также и количество модификаций священного дерева в черкесском фольклоре, и их мифологические функции впечатляющие. Уместно отметить, что в таком количестве вариантов священного дерева, нет в рамках ни одной другой национальной культуры.
Египетская книга мертвых Ани содержит удивительные слова о священном дереве загробного мира: “Почтение тебе, О Повелитель дерева Нартов. Ладья Секер стоит на его санях” (Виллис Бадж. Книга мертвых Ани.)
Кэмерон назвал священное дерево душ “Эйуа”, точно также называли священное дерево в стране Хатти. (Хаттский язык имеет признаки родства с черкесским, а мифология имеет множество параллелей)
О древности культа дерева с семью ветками у далеких предков черкесов говорит артефакт. Серебряный сосуд с изображением “горного пейзажа” из Майкопского кургана относится ко второй половине четвертого тысячелетия до н.э., то есть этой вазе более пяти тысяч лет. В это время в Египте еще нет фараонов, пирамид, и всего того, что создает образ Древнего Египта. На изображении дерево с семью ветками находится между г.Эльбрус и г.Казбек. Стоит обратить внимание, что оно располагается значительно ближе к г.Эльбрусу.
Изображено еще одно дерево - поменьше, слева от большого, но, по-видимому, оно просто указывает, где именно находится главное дерево. На вазе не может быть изображено обычное дерево, это дерево - мифологическое, и по своему значению, значительности и размеру , не уступает самому Эльбрусу - главной горе Кавказа.
Особое отношение к лошади, как к другу, в мотиве 6 – «Добывание дракона»-специфичный черкесский мотив. И в фильме, и в Эпосе о Нартах он прочно связан с мотивами 1,2,3,7,9. Иначе говоря, герой, у которого проблемы с ногами, созревший внутри биокамеры, опекаемый неродившей его матерью, носящий прическу воина, добывает себе коня. Он же вступает в битву с самым главным злодеем.
Абсолютно специфическим черкесским является и 10 мотив «Я тебя вижу»
Седьмой мотив прически, хоть и связан прямо с героем эпоса о Нартах, но все же является универсалией.
Оставляемый на макушке или над ухом локон волос, в качестве знака, выделяющего принадлежность к классу воинов, известен с древнейших времен.
Самые ранние изображения таких причесок относится к середине 4 тысячелетия до нашей эры.
(Дэвид Ролл «Генезис цивилизаций») @David Roll
С изобретением иероглифического письма в Египте, слово «воин» стало изображаться в виде человечка, с торчащим на голове локоном волос, в руках которого лук и стрела.
Из всего сказанного здесь можно было бы сделать вывод о том, что Джеймс Кэмерон ( @James Cameron ) достаточно подробно ознакомился с черкесской мифологией и эпосом. Вполне понятно, что случайное совпадение по десяти сюжетообразующим пунктам имеет очень малую вероятность. Однако, без комментариев самого Кэмерона делать такой вывод было бы не совсем корректным.
Заслуживает внимания ещё одна аналогия.
Общая канва фильма – жестокий, алчный, и циничный агрессор, не признающий никаких человеческих ценностей, вооружённый до зубов самым совершенным оружием, желает завоевать Пандорру, и завладеть её ресурсами. Ей противостоит благородная племян На'ви, всё вооружение которого составляют лук и стрелы.
Люди племени отважны, сильны, благородны, верят в справедливость, и защищают свою Родину, и свою свободу, бескомпромиссно и отчаянно.
Всё это живо напоминает хроники русско-кавказской войны, где военной машине Российской Империи противостояли кавказские горцы – благородные, мужественные, высоко ценящие свободу и Родину. У них не было пушек, регулярной армии, но они не желали покоряться русскому царю. И в этой жестокой войне своей бескомпромиссностью и длительностью сопротивления выделяются черкесы. В течение 101 года (1763-1864) они защищают свою свободу и честь от агрессора, замыслившего отобрать у них Родину.
К сожалению, в отличие от концовки «Аватара», черкесы потерпели поражение в неравной борьбе, были подвергнуты истреблению. Оставшиеся в живых были изгнаны из кавказского региона в Турцию (Османскую империю). К концу войны по усреднённым подсчётам осталось только 10% от предвоенного населения Черкесии. Черкесы не признали себя побеждёнными Российской империей, не было подписано акта капитуляции или какого-то подобного документа. В конце двадцатого столетия - в начале XXI было принято несколько государственных актов, признававших геноцид черкесов.
Особо следует сказать о том, что мотив защиты Родины - один из важнейших в Нартском эпосе. Нартские герои Саусырыко, Бадыноко, Уозермес, Батерез, и другие, относятся к категории воинов-защитников Нартской страны Нарт Хэку.
Часто в сюжетах эпоса в эту страну вторгаются враги – злодеи, желающие истребить весь Нартский род. Однако герои всегда успешно противостоят агрессорам. Сквозь страницы эпоса проступает вечная истина: тот, кто защищает свой дом, Родину, семью, племя - всегда герой, а тот, кто жадно покушается на чужое - всегда захватчик, злодей, агрессор. Каким бы сильным и храбрым не был этот злодей, героем он не будет никогда. Наконец следует отметить, что самым большим архивом эпоса Нартов является семитомник на черкесском языке. Тексты здесь не подвергались редактированию, они приводятся совершенно в том же виде , в каком их передали народные певцы-сказатели называемые джэгуак1уэ.
Некоторые сюжеты имеют множество вариантов, например сражение героев Саусрыко и Тотыреша приводятся в 42 вариантах. Многовариантность – признак очень долгого бытования в народе этих сюжетов.
И долгое бытование, и сохранение эпоса о нартах до сегодняшних дней - удивительное и яркое явление культуры.
Разумеется, он дошёл до наших дней, благодаря своему мотивирующему содержанию. Это сборник истории успехов и побед, сборник моделей поведения героев, не жалеющих себя для защиты своей страны, и совершающих подвиги, для процветания своего племени. Воспитательное значение эпоса нартах - безусловно мощно и всеобъемлюще. Это народное произведение, имеющие лейбл с надписью «На века». Именно такой же лейбл прикреплён к фильму «Аватар» Джеймса Кэмерона. (@James Cameron)
Переведено с английского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий