по монографии Ю. О. Шилова «Аратта – арийский рубеж» (К., 2019; М.-К.-Мн., 2019):
Эллинов-греков с их эпической поэмой «Илиада» и пр. принято считать основателями европейской цивилизации. Но они не знали ни биографии автора поэмы – Гомера, ни дат жизни свого «отца истории» Геродота – из столпов классической Греции, сомневавшегося в преданиях о происхождении своего народа и его Богов.
Считают, что истоки той классики высвечивает предание про Атлантиду, оставленное «отцом науки» Платоном (427-347) – которое якобы рассказали его прадеду египетские жрецы, указав на гибель той страны 10 тысячелетий назад. Но – поскольку Платон относил себя к XV поколению мифического Атланта – то получается (с позиции демографии: три дееспособных поколения в столетие): предание коренится в событиях не древнее рубежа ІІ-І тыс. до н. э., спустя примерно 2 тысячелетия от начала Египта. Поэтому указанная Платоном дата неверна. К тому же в «Текстах пирамид» Атлантида не упоминатся, – там есть сведения о другой затонувшей стране, тесно связанные со значительным комплексом иных данных.
Причиной Потопа стал, видно, прорыв «Полесского озера»: условно названного геологами вместилища части талых вод Ледника, запруженной его южными моренами. Одна из них легла поперёк долины пра-Днепра. Геологи полагают, что последний прорыв сей запруды случился 12 тысячелетий назад. С тех или несколько позжих времён хранит название правобережный Псёл. Языковед Ю.Л. Мосенкис увязал гидроним этой реки с дошумерским ‘Море познавшим’ AB-zu (> Аpsu ‘Пресный океан’ как «Бездна начального Хаоса») [16; 20; 33, с. 49-50].
А выше по долине Днепра, в подлесной Болоховщине, доныне распространена легенда о Золотой камышине. Растёт она где-то на болотистом торфянике Оврут в стáрике Десны – который 7 тысячелетий назад (по данным геологии и археологии) перестал быть руслом сей ‘Быстрины’.
В.Н. Гузий предположил отражение здесь катастрофы – соотносимой как с местной трипольской а/к, так и с кораблём «египетского бога Ра» (рис. 7:е и др., [І; 36, с. 40]). К преддверию того же, второго прорыва в Океан-Черноморье вод «Полесского озера» восходит записанное Геродотом [6, IV 51-57] предание о вытекании рек Скифии (от Тираса-Днестра до Танаиса-Дона) из «большого озера», в котором историки донедавна усматривали болотистую область истоков реки Припять.
Зная три Великих потопа, античные легенды путали их причины да последовательность – выводя два первых из Черноморья.
«В первый раз через Кианейское устье {реки Тритон, вытекавшей из одноименного озера в Чёрное море}, а во второй раз через Геллеспонт {пролив Дарданеллы между Эгейским и Мраморным морями} устремилися воды. Говорят, что Понт {Чёрное ‘Mоре’ или Океан: см. в разделе 1} будучи озеру подобен, от впадающих в него рек преисполнился так, что {…} в Геллеспонт лишек излил, где затопил великую часть приморской Азии» [3, с. 98].
Древнейшим греки считали Огигосов потоп (по имени младшего сородича Атланта), который римский историк Варрон датировал 2136, а Н.А.Чмыхов и Д.Рол [24, с.161-201; 31, с.187-189] – 3300-3100 гг. до н. э., соотнося его с Потопом «Торы», списанным из шумеро-вавилонской «Поэмы о Гильгамеше». Но библейский Потоп более соотносим с Дардановым греков, а также с сообщением Диодора о Потопе-III: «Рассказывают, что Тритонское озеро пропало {сменившись Мраморным морем}, когда вследствие землетрясения разверзлась часть земли {став Боспорским проливом} от озера до Океана», т. е. Чёрного моря…
Следы второго из данных Потопов обнаружили американские геологи У. Питман и У. Райен, а также океанолог Р.Баллард [10 и др.], датировав его примерно 5500 годом до н. э. У малоазийского берега Турции среди пресноводных отложений на глубине около 150 м были найдены руины строений из камня и дерева. А с морскими переселенцами исследователи связали прибрежный могильник у болгарской Варны, что изобилует древнейшими золотыми украшениями и могилами-кенотафами без погребённых (утонувших, вероятно, в пучине)… В любом случае, указанные события и дата совпадает с рядом иных.
Так, «’Суд Воды’ – главнейшее на Каменной Могиле ритуальное действо» в понизье Днепра – наиболее чётко проступает в её протошумерском «Списке правителей» около 5540 г. до н. э., когда произошла смена династий и ‘Праведные годы’ Mu-gi уступили ‘Владыке-ветру’ En-líl (< см. выше > слав. Лель и шумер. Энлиль > Элохим, БОГ-Творец «Библии») с эпитетом PA-íl ‘(Поднявший крыло 😊 Преступник’, спровоцировавший Потоп [12, с. 257, 492, 662, др.]. К этому же тысячелетию можно отнести перекрытое песком да илом святилище № 65 у приречного подножия КМ – с обломками древнейшей (сурско-днепровской?) керамики, антропоморфными стелами, рыбообразным алтарём и тремя табличками с пиктограммами ’Суда Воды’, Энлиля, Инанны [17, с. 44-48; 12]. Наконец, к 5500-5300 годам относят археологи смену буго-днестровской а/к трипольской.
Не исключено появление тогда же изображений в архиве КМ «стоп Вишну» (рис. 21) – ‘Всеобъемлющего’ БОГА-Творца-странника «Веды словена». Он хотел было истребить огнём, землетрясением и Потопом род человеческий – за нарушение (подобно Енлилю Паилю) брачного обычая вкупе с «живою-и-мёртвой водою» [39, с. 434]. Кроме того, стопообразный знак Вишну в нескольких текстах VII-III тыс. до н. э. протошумерского архива КМ можно трактовать как ‘Море’, который в разных контекстах пиктографического письма «мог превращаться в unug ‘водная могила’, ‘Урук’» [12, с. 63 и др.]… Некий же Потоп обусловил и смену перволюдей «ВС» Опрю и Вриду (> фр.-гр. Орфей и Эвридика) парой Уфреном и Росидой [39]. Бежать от катастрофы помогла юрцам-орцам (< Арита/Аратта, Арсания > сколот. аротеры, слав. оратаи) посредница между ними и Богами – Самовила (→ инд. «Само-Веда», Сивилла и т. п. египтян, персов, греков, римлян). Она помогла беглецам уговорить Колчу, сына Бога Курабе, научить их строить суда: курабче-корабли да ковчече (рис. 7:в, 8, 9 и 7:б; [17]). На них – числом 19 – и уплыла, из малоазийской в новую для них европейскую Край-земе за Синим Дунаем, молодёжь семи банов-королей (< кара-лаль КМ). Там переселенцы на Гюргев-день (> сл. Юрий, гр. Георгий) почтили местного Бога Атле. Но далее, пред Белым Дунаем (Днепром?), подстерегла их змееподобная Сура Ламия (> гр. Ламия и Ладон при Атланте)…
Тема черноморского Потопа, коснувшись и страдавшего от подобных бедствий Шумера, могла достигнуть Египта. На это указывает находка в протошумерском архиве Каменной Могилы шумерологом А.Г. Кифишиным зачатков египетского письма, археологом же Б. Д. Михайловым – рисунка «египетской богини смерти Мерит-сегер или близкий эквивалент, который всегда сопровождала солнечная ладья бога Ра», весьма отчётливо тут представленная ([17, с. 109-111], рис. 7: е). Исследования этих учёных привели антиковеда Л.И. Акимову [1] к правомерной гипотезе о том, что жреческий архив КМ «мог быть центром иррадиации различных этно-культурных ветвей, ушедших затем на территории будущего Шумера, Египта, Греции, Италии». Соответствия этой гипотезе особенно наглядны в соприкосновении с затронутой нами темой Великого Потопа.
Поскольку архив КМ имеет местные корни ХII-III тысячелетий до н. э. и дунайско-днепровская Аратта-I {затем в индоевропейском мире появятся её тёзки-форпосты: урмийская -II и пенджабская -III, – см. далее} упоминается в нём начиная с VII тыс., то первичные влияния шли из них в Шумер и Египет V-III тыс. – а не наоборот [ср. 10, т. I, с. 97, 337, 470-471, 522 и 12, с. 251-562]. А.Г. Кифишин выявил отзвук «трипольско»-араттских влияний на вторичные цивилизации Ближнего Востока в преданиях «Текстов пирамид» о северной стране Осек, с коей началась предыстория Египта (← ‘Чёрная земля’ Ке-мет/ Кеме 3000-1700 гг. до н. э. [8]). Судя по лексике текстов, ‘круглота Осек’ обладала ‘Великой чернотой’ чернозёмов. Она была прародиной если не части египтян, то пришлых к ним миссионеров – существенно повлиявших на местное земледелие: ег. Осек ‘;ś(j) > śk молоть зерно; śk’, приносить урожай; śk’,.t страна пахарей = Аратта [11, с. 30-41]. Открытие Кифишина, гипотеза Акимовой, замечание Михайлова о «солнечной ладье» КМ (рис. 7:е) весомо подтверждает выводы египтолога Д.Рола о древнейших рисунках кораблей (рис. 10), а также священных лилий Египта: они там не местные, а происходят из Шумера и более северного ареала, включавшего «Крым, Кавказ от Чёрного до Каспийского моря и некоторые районы {…} царства Аратты» [24, с. 297-319, 424-425].
‘Погибшая в море’ Осек расширяет тему Потопа и на истоки Эллады [11, с. 36-38; 12, с. 253-258]. Осек, как затонувшее около 5500/5540 г. до н. э. приморье Аратты, сродни стране между устьем Дуная и Буго-Днепровским лиманом, в которой господствовал Бог Атле «Веды словена». А от него выводим богоборец прагреков '’Ατλας, титан и царь Атлантиды. Вопреки древнегреческому философу Платону, упомянувшему Аратту в связи с полувыдуманной им Атлантидой якобы египетских преданий, историк Диодор Сицилийский (90-21 гг. до н. э.) совместил легенды и современные ему рассказы рыбаков про ту страну у озера Тритон (см. выше) – которые вполне согласуются со свидетельствами КМ и «ВС», с археологией Триполья, с данными современных геологов и океанологов…
Комментариев нет:
Отправить комментарий