С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, – скифы.
А.Я. Брюсов, 1916 год
Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII по III век до н.э.
Появление скифов на исторической арене по времени совпало с двумя эпохальными событиями, сыгравшими огромную роль в истории. Первое из них: было освоено железо – теперь основной материал для изготовления орудий труда и оружия. Предшественники скифов – среди них и киммерийцы – пользовались ещё бронзовыми оружием и инструментами. Второе важнейшее событие: возникновение кочевого скотоводства. Господствовавшие в скифском обществе кочевники, прежде всего «скифы царские», подчинили себе земледельческие нескифские племена степной Скифии и лесостепи. Кочуя, скифы завязывали торговые, политические и культурные отношения с греческими городами-колониями Северного Причерноморья.
***
Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. А.И. Тереножкин – признанный лидер группы специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры – считает, что между населением доскифского и скифского времени не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят на рубеже VII века до н.э. в восточноевропейские степи (Северное Причерноморье и Поволжье) из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.
Учёные и исследователи по-разному трактуют и вопрос о киммерийцах – предшественниках скифов в северопричерноморских степях, о которых сообщают древневосточные и греческие источники. Например, всё тот же А.И. Тереножкин настаивает на полном культурном и этническом отличии скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежали самые поздние памятники местной срубной культуры. По Б.Н. Гракову, скифы и киммерийцы – прямые потомки «срубников» и поэтому имеют общую культуру. Скорее всего, они родственны этнически.
По-разному говорят о происхождении скифов и античные авторы. Здесь и «первочеловек» Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), прародитель всех скифов. И герой древнегреческих мифов Геракл, сотворивший от связи с местной змееногой богиней, жившей в устье Днепра (Гилее), трёх сыновей – Скифа, Агафирса и Гелона. Однако «отец истории» Геродот замечает: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс (Сыр-Дарью) и удалились в Киммерийскую землю».
***
Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды кочевников-скифов именно из Азии. Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.
***
А.Ю. Алексеев, подвергнув тщательному анализу весь список черт архаической скифской культуры, приходит к интересным выводам:
1. «Оленные камни» (каменные стелы) имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение (в Восточной Европе они появляются на рубеже VIII-VII веков до н.э.).
2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200-700 годов до н.э. в Восточном Туркестане (в настоящий момент оккупированный Китайской Народной Республикой).
3. Бронзовые литые котлы также явно азиатского происхождения – их ранние образцы находили в Минусинской котловине и в Казахстане. А в Северном Причерноморье они впервые появляются не ранее середины VII века до н.э. (Келермесский могильник в Прикубанье).
4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Восточном Туркестане ещё с XII-VIII веков до н.э. Анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, выявил в нём сплав, характерный для аналогичных артефактов из Монголии и Северного Казахстана.
5. Прорезные бронзовые навершия от погребальных повозок также имеют центральноазиатские аналогии (например, Корсуковский клад в Прибайкалье VIII века до н.э.).
6. Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII – начале VI века до н.э., их происхождение связывают со Средней Азией и Северным Китаем эпохи Чжоу.
7. Биметаллические клевцы (то есть сделанные из сплава железа и бронзы) были широко распространены с VII века до н.э. в Средней Азии и в Южной Сибири, о чём бесспорно свидетельствует хронологическое датирование археологического материала.
***
То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство – все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.
Итак, в многолетнем споре о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).
Комментариев нет:
Отправить комментарий