Версия, согласно которой дольменная культура привнесена на Кавказ извне народом, который был носителем этой культуры в местах своего прежнего обитания, давно обсуждается специалистами по археологии и древнейшей истории. Самый известный сторонник данной гипотезы В.И. Марковин особо подчеркивает, что еще раньше, чем на Кавказе, дольмены строили на островах Средиземного моря (Корсика, Сардиния) и на Пиренейском полуострове, что, по всей вероятности, именно отсюда в нач. III тыс. до н.э. мигрировали на Кавказ первые дольменостроители (Марковин, 1974). Заметим в данной связи, что отличительной чертой жителей острова Сардиния и сейчас является их малый рост.
Для выяснения вопроса о генезисе дольменной культуры первостепенное значение может иметь происхождение слова «испы», которое фигурирует в адыгских мифах как общее название народа, положившего начало сооружению мегалитических погребальных сооружений. Отдавая должное желанию П.У. Аутлева связать мифических испов с каким-либо известным народом, следует отметить, что, основываясь лишь на внешнем сходстве и созвучии слова «испы» с названиями народов, обитавших в древности на Западном Кавказе и в прилегающих к нему районах, можно привести множество других простых совпадений. Например, ничто не мешает связать термин испы с именем спалов, побежденных готами. Но это не помогает разъяснить ни происхождение слова исп/спы, ни мифы, связанные с народом под этим названием.
Гораздо больше оснований считать термин испы/спы производным от древнего финикийского названия Пиренейского полуострова – «И-шпаним», что в переводе означает «Берег зайцев/кроликов». Согласно преданиям финикийцев, когда они высадились на Пиренейском полуострове, все хором вскричали «Спан, спан!» («Зайцы, зайцы!»), т.к. увидели выбегающих из-под каждого куста зайцев. Поэтому и страну, которая называлась раньше Иберией, они назвали Испанией – Берег зайцев или Заячий берег.
Термин «испы» адыгского нартского эпоса и финикийское слово «ишпаним» объединяет не только созвучие, но и идентичная мифологическая составляющая. Это сюжеты, в центре которых и в том, и в другом случае находятся образы зайцев. По-видимому, адыги, сохранявшие память о строителях дольменов, пришедших из Европы, заимствовали (в ходе контактов с «народами моря») финикийское название Иберии и по-своему интерпретировали финикийский миф о происхождении слова Ишпаним – Испания. Иными словами, на основе финикийского мифа о Заячьем береге был создан вариант адыгского мифа о народе карликов-испов, разъезжающих верхом на зайцах, о мегалитических постройках, которые были домами этих карликов – испыун. Память о строителях дольменов, пришедших с берегов Пиренейского полуострова и островов Средиземного моря, причудливым образом соединилась здесь с народной этимологией финикийского слова ишпаним.
Некоторые исследователи допускают, что финикийцы заходили в Черное море (Шифман, 1965). В ходе контактов с народами Восточного Причерноморья они, как шарданы и другие «народы моря», передавали им свои знания, в т.ч., надо полагать, знания об условиях формирования дольменной культуры Кавказа, об испах, как о народе, который принес с собой на Кавказ опыт и традицию строительства мегалитических сооружений.
Должен заметить в дополнение к этому, что в современной археологии типологическую связь кавказских испунов с мегалитическими гробницами Европы считают вполне естественной, а мысль о том, что идея дольменов пришла на Западный Кавказ – бесспорной (Пиотровский, 1949; Формозов, 1965). С этим согласны многие исследователи. Но в отношении конкретных путей, условий, обстоятельств этого воздействия единого мнения нет.
Выстраиваются различные версии или гипотезы, все многообразие которых можно свести к двум основным:
1) гипотеза миграции и переноса дольменной культуры на Кавказ пришельцами из других регионов мира;
2) гипотеза восприятия и утверждения дольменостроительства местным абхазо-адыгским населением по мере знакомства с ней в ходе контактов с другими народами мира, у которых такие сооружения возводились еще раньше.
Итак, черкесские и абхазские предания подкрепляют гипотезу, согласно которой культуру дольменов принесли с собой на Кавказ пришельцы, что не противоречит версиям, акцентирующим внимание на роли местных традиций в данном процессе (А.А. Формозов, Ш.Д. Инал-Ипа, И.И. Цвинария, Н.Г. Ловпаче и др.). С большой долей уверенности можно сказать, что абхазо-адыгские мифы о возникновении мегалитических сооружений Западного Кавказа отражают реальные факты прямого участия в этом процессе народов Западной Европы. Измененные временем и расцвеченные народной фантазией эти мифы дошли до нашего времени как отдельные сюжеты нартского эпоса.
Бгажноков Б.Х., Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, г. Нальчик
Более вероятно, что и на Кавказ, и в Испанию, и в Индию (дольмены известны в Ассаме) и Корею идею дольменов принесли разные ветви одного древнего народа. Но увы, пока не возможно установить его истока, хотя. наверно, где-то в Анатолии. Возможно, они связаны были с тотемом "зайца" (и строили дольмены как домики-храмы первопредка-зайца) и финикийцы только сохранили это слово на обозначение зайцев (*S-PN- / H-PN-; на иврите - шаф(п)ан "кролик"), а в греко-латинском мире они известны как "паны / фавны". народ, связанный с лесом.
ОтветитьУдалитьЭдуард Богус
ОтветитьУдалитьНазначение Исп унэ давно известно Адыгам и современным ученым. Они были родовыми склепами для захоронения костей умерших после освобождения от мягких тканей природой и птицами-падальщиками. Есть рисунки этих птиц в некоторых склепах, например в музейном экспонате в Майкопе. Обычай такого захоронения была распространена во2-3 тыс. летии до н.э. вокруг Средиземноморского региона и М. Азии во времена т.н. Минойской эпохи. Она пришла в упадок с середины 2т. летия до н.э. Это форма захоронения присуща народам исповедующим культ Божей Матери Земли и культ предков. Этот культ исповедали и Фино-Угорские народы. Только они вместе камня использовали дерево, домики на сваях. В Святую Землю нельзя по вере ложить труп.