Душепопечительство – особая форма христианского служения, получившая распространение и широкое развитие во многих странах мира. Однако на постсоветском пространстве формирование института душепопечительства идёт достаточно непростым путём – господствующая православная традиция, прошедшая через период гонений и несвободы, ориентированная скорее на мудрость конкретного священнослужителя, чем на схематизацию и систематизацию богословско-теоретических и психолого-практических знаний, в плане этой задачи весьма отстаёт и в некотором роде даже зависит от более оформленного и исторически сложившегося протестантского опыта. Мы столкнулись с тем, что хотя и существуют определённые сдвиги в этой проблематике (в частности, вводится образовательный курс психологии в семинариях, создаются специальные центры, пишутся различные богословские труды, толкования, работы светских и конфессиональных исследователей), в целом не существует самостоятельного, единого и общепринятого подхода не только к практике, но и теории душепопечения. Источниками знания о проблеме по большей части выступают житейский опыт и исследования зарубежных авторов (Эвальдс, Адамс, Гартфельд, Соломон), в целом весьма удовлетворительных, но не учитывающих догматические и ментальные отличия конфессий. Весьма приблизительно, лишь в общих чертах мы можем проследить ранний исторический период развития душепопечительства в нашей стране.
Одновременно с этим проблема душепопечения становится всё более и более актуальной в приходской работе служителей и мирян, несущих ответственные послушания. Это обусловлено, с одной стороны, всеобщностью духовно-психологических проблем (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, деятельность деструктивных течений, психические расстройства, молодёжные проблемы, семейные неурядицы и т.д.), с другой — необходимостью формирования подлинно христианского взгляда на деятельность Церкви в современную эпоху.
Душепопечительство — форма заботы о человеке, предполагающая участие другого человека либо конфессионального учреждения, которая направлена более на его внутренние потребности (душу), чем на внешние (т.е. физические потребности), хотя и не исключает этот аспект заботы.
Психотерапевт Дмитрий Авдеев обозначает православное медико-психологическое душепопечение как нравственно-религиозное направление в медицине и психологии. Составными его частями являются: православный подход в общемедицинской практике, психиатрии, наркологии, медицинской психологии, психотерапии, истории медицины и др. В этом контексте им также рассматриваются некоторые вопросы биоэтики [1]
Проведя лингвистический анализ Священного Писания, мы не увидим упоминания термина «душепопечение» ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Тем не менее, составные части этого понятия являются лейтмотивом описания служения новозаветной Церкви: наставление (Рим.15.14, Евр.3.13), утешение (1Фес.4.18), исповедание (Иак.5.16), служение (Рим.15.16), исправление (Гал.6.1). «…мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3.16-18); «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил.2.4); «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6.2).
Святоотеческий взгляд наиболее широко представляют труды Василия Великого, в частности, его трактат «О душе», и сочинение Григория Двоеслова — «Пастырское правило»
Канадский протопресвитер Степан Ярмусь показывает, в чем заключается суть богословия душепопечительства: «Человек живет в трех системах, от которых зависит его благополучие, благосостояние и здоровье. Первая является системой естественной, вторая — социальной и третья — духовной. Поэтому нормальная жизнь регулируется балансом их различных отношений: отношением к миру, отношением к людям и отношением к Богу. В грехопадении человек нарушил этот баланс и поэтому душевно болеет по сегодняшний день» [3]
В методологии форм душевнопопечительской деятельности можно выделить три основные группы методов: методы коммуникации, методы исследования и методы практического решения проблем
Эффективная диагностическая деятельность на приходе подчиняется следующему алгоритму: установление контакта, сосредоточение на проблеме, эмпатия, постановка вопросов; исследование предваряющих событий, ценностно-смысловой сферы, эмоциональных реакций; ответ на поставленные вопросы.
Душепопечитель обязан иметь своего духовного наставника, знать пределы своих возможностей, уметь принимать людей такими, какие они есть, соблюдать конфиденциальность, иметь возможность связи с компетентными специалистами, должен владеть собой и обладать базовыми навыками психогигиены.
Осознание зависимости человека от Бога при неспособности осознать меру и глубину этой зависимости у христиан является характерным признаком внешнего локуса контроля. Однако, это не судьба, не случайность и далеко не сам душепопечитель, это — благой, всевидящий Бог [2].
Душепопечитель должен помочь подопечному сформировать позитивное отношение к воле Божией, освободить его от страха и напряжения, негативных психологических защит, научить его принимать жизненные обстоятельства с благодарностью
Список используемой литературы:
1) Авдеев Д.А.«В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения»/ М.: Русскiй Хронографъ, 2001
2) Кайдалов Е.В. Психология и душепопечительство. Христианское душепопечительство. Издательство «Свет православия», 2002
3) Протопресв. Степан Ярмусь. Сучасне душепастирство. Вiннiпег: Жовтень, 1994
Дмитрий Шашкин (г. Рязань)
Научный руководитель – доц. М.Г.Гераськин
Одновременно с этим проблема душепопечения становится всё более и более актуальной в приходской работе служителей и мирян, несущих ответственные послушания. Это обусловлено, с одной стороны, всеобщностью духовно-психологических проблем (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, деятельность деструктивных течений, психические расстройства, молодёжные проблемы, семейные неурядицы и т.д.), с другой — необходимостью формирования подлинно христианского взгляда на деятельность Церкви в современную эпоху.
Душепопечительство — форма заботы о человеке, предполагающая участие другого человека либо конфессионального учреждения, которая направлена более на его внутренние потребности (душу), чем на внешние (т.е. физические потребности), хотя и не исключает этот аспект заботы.
Психотерапевт Дмитрий Авдеев обозначает православное медико-психологическое душепопечение как нравственно-религиозное направление в медицине и психологии. Составными его частями являются: православный подход в общемедицинской практике, психиатрии, наркологии, медицинской психологии, психотерапии, истории медицины и др. В этом контексте им также рассматриваются некоторые вопросы биоэтики [1]
Проведя лингвистический анализ Священного Писания, мы не увидим упоминания термина «душепопечение» ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Тем не менее, составные части этого понятия являются лейтмотивом описания служения новозаветной Церкви: наставление (Рим.15.14, Евр.3.13), утешение (1Фес.4.18), исповедание (Иак.5.16), служение (Рим.15.16), исправление (Гал.6.1). «…мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3.16-18); «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил.2.4); «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6.2).
Святоотеческий взгляд наиболее широко представляют труды Василия Великого, в частности, его трактат «О душе», и сочинение Григория Двоеслова — «Пастырское правило»
Канадский протопресвитер Степан Ярмусь показывает, в чем заключается суть богословия душепопечительства: «Человек живет в трех системах, от которых зависит его благополучие, благосостояние и здоровье. Первая является системой естественной, вторая — социальной и третья — духовной. Поэтому нормальная жизнь регулируется балансом их различных отношений: отношением к миру, отношением к людям и отношением к Богу. В грехопадении человек нарушил этот баланс и поэтому душевно болеет по сегодняшний день» [3]
В методологии форм душевнопопечительской деятельности можно выделить три основные группы методов: методы коммуникации, методы исследования и методы практического решения проблем
Эффективная диагностическая деятельность на приходе подчиняется следующему алгоритму: установление контакта, сосредоточение на проблеме, эмпатия, постановка вопросов; исследование предваряющих событий, ценностно-смысловой сферы, эмоциональных реакций; ответ на поставленные вопросы.
Душепопечитель обязан иметь своего духовного наставника, знать пределы своих возможностей, уметь принимать людей такими, какие они есть, соблюдать конфиденциальность, иметь возможность связи с компетентными специалистами, должен владеть собой и обладать базовыми навыками психогигиены.
Осознание зависимости человека от Бога при неспособности осознать меру и глубину этой зависимости у христиан является характерным признаком внешнего локуса контроля. Однако, это не судьба, не случайность и далеко не сам душепопечитель, это — благой, всевидящий Бог [2].
Душепопечитель должен помочь подопечному сформировать позитивное отношение к воле Божией, освободить его от страха и напряжения, негативных психологических защит, научить его принимать жизненные обстоятельства с благодарностью
Список используемой литературы:
1) Авдеев Д.А.«В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения»/ М.: Русскiй Хронографъ, 2001
2) Кайдалов Е.В. Психология и душепопечительство. Христианское душепопечительство. Издательство «Свет православия», 2002
3) Протопресв. Степан Ярмусь. Сучасне душепастирство. Вiннiпег: Жовтень, 1994
Дмитрий Шашкин (г. Рязань)
Научный руководитель – доц. М.Г.Гераськин
Комментариев нет:
Отправить комментарий