Пошук на сайті / Site search

10.02.2019

Антон Евстратов: Славяне в мусульманском мире в раннем Средневековье

Увеличение количества последователей ислама среди славянского населения Земли, а также рост активности и влияния славян-мусульман в обществе привлекает внимание как их единоверцев, так и экспертов, наблюдающих процесс «со стороны». Сейчас уже никого не удивляет, например, словосочетание «русский мусульманин». Однако мало кто знает, что явление перехода славян в Ислам имеет глубокие корни и начинается едва ли не с первых лет существования исламского халифата. Именно о судьбах предков современных русских, украинцев, сербов и других народов в мусульманских землях в Средневековье пойдет речь в данной статье.

Какими ветрами занесло?
На арабском славян называли «сакалиба». Это слово было производным от византийского названия данного народа «склавины». Именно через византийцев арабы и славяне впервые «познакомились». Дело в том, что славянские военные формирования были частью византийской армии, а потому довольно рано встретились с мусульманскими завоевателями. Уже начиная с первых контактов с воинами Ислама, славяне, иногда целыми отрядами, стали переходить на их сторону – против ненавистной им деспотической и развращенной Византийской империи. Еще в 664г. около пяти тысяч славян присоединились к армии халифа Муавии (661-680 гг.), а в 692г. то же самое сделала славянская дружина князя Неволоса в полном составе. Новые союзники халифата принимали Ислам и селились на северных границах Исламского государства – в Сирии, Леванте, Северной Месопотамии и Армении, для их обороны. Скорее всего, это были сербы и македонцы, так как именно эти славянские народы преобладали в византийской армии того времени.

Имели место и совместные действия славянского и арабского флотов – также против Византии. К примеру, по сообщению византийского императора, а также выдающегося историка Константина Парфирогенета, в 805 или 807г., в правление его предшественника Никифора, славянский флот атаковал город Патрас на Пелопоннесе в союзе с «сарацинами и африканцами». Здесь, по всей видимости, имеются в виду славяне восточного побережья Адриатического моря.
Еще одним путем, по которому сакалиба попадали на арабский Восток, была работорговля. Как правило, славяне захватывались в ходе набегов на их поселения франками, хазарами и венграми, а затем перепродавались на восточные рынки.
Сколь позорны плен и рабское состояние, столь удивительна и дальнейшая судьба этих пленников в различных районах распространения мусульманской цивилизации.

Испанские сакалиба — воины и правители.
В Испанию славяне попадали преимущественно за счет работорговли, причем с достаточно ранних времен. Еще в 762г. прибывший из Испании на восток Халифата аббасидский агитатор Абд ар-Рахман Фихри имел прозвище ас-Саклаби, то есть – славянин. Существенно увеличилось количество сакалиба в Испании после ее отделения от Халифата и создания Кордовского эмирата, а затем – халифата.
Самый могущественный испанский мусульманский правитель, халиф Абд ар-Рахман Третий (919-929 гг.), впервые понял всю ценность славян как воинов и создал из них свою личную гвардию. Будучи от природы храбрыми и бесстрашными, а в силу сложившихся для них обстоятельств – дисциплинированными и преданными халифу, гвардейцы являлись едва ли не лучшим военным формированием своего времени. Интересно, что тогда они еще не были мусульманами, а потому удивителен тот факт, что их использовали как военную силу.
Объяснением этому может служить то, что хотя в описываемое время немусульмане, жившие на территории Дар уль-Ислам – мусульманского мира, не могли вступать в вооруженные силы, на немусульманских союзников вне этой территории упомянутое положение не распространялось. С другой стороны, вскоре практически все славянские гвардейцы приняли Ислам.
Если говорить о численности «преторианцев», то, по данным арабского историка XVII в. аль-Маккари, в правление Абд ар-Рахмана она составляла 13750 человек. Уже при этом правителе славяне стали занимать высокие должности в военном и государственном аппарате и, как следствие, – оказывать влияние на политику Кордовского халифата. К примеру, славянин по имени Наджа возглавил армию, посланную халифом против королевства Леон.
В период политической анархии и распада халифата в Испании (в арабской историографии именуемый «периодом ат-Таифа»), начавшийся в 1010г., на ее территории возникло множество сравнительно мелких и фактически самостоятельных княжеств-эмиратов. В некоторых из этих эмиратов – Альмерии, Мурсии, Тортосе, Валенсии – власть захватили бывшие славянские гвардейцы, основавшие собственные династии. В основном «славянские» княжества располагались на восточном побережье Пиренейского полуострова, а также на Балеарских островах. А, например, в Севилье сакалиба, хотя и никогда не правили, тем не менее, в качестве ядра армии, оказывали значительное влияние на политику эмирата.
Самым успешным славянским правителем Испании можно признать Муджахида аль-Амири, властителя Дении (на Балеарских островах). В 1015г. ему удалось (правда, только на один год) овладеть Сардинией. Кроме того, Муджахид известен как выдающийся покровитель науки и искусства: при нем на территории эмирата была открыта кораническая школа, а город Мадина Майурка (Пальма де Майорка) стал ареной публичных диспутов между двумя величайшими андалусскими интеллектуалами того времени — Ибн Хазмом и аль-Баджи. Столица эмирата Дения стала в период правления Муджахида одним из крупнейших портов Средиземноморья. Среди других славянских эмиров Испании можно упомянуть властителя Мурсии и Альмерии Хайрана аль-Саклаби, а также правителя Тортосы Лабиба аль-Саклаби.
Кроме того, в X-XI вв. славяне оказали громадное влияние и на культуру мусульманской Испании. Так, в последние годы существования Кордовского халифата на его территории было столько писателей, поэтов и владельцев библиотек славянского происхождения, что им была посвящена целая монография Хабиба ас-Саклаби. По прозвищу автора нетрудно догадаться, что он также вел свой род от славян.
Конец славянским эмиратам в Испании положили берберы – их давние соперники еще при дворе кордовских халифов. Служа вначале, как и сакалиба, гвардейцами при дворе халифа, они были гораздо более многочисленны, а также имели поддержку в лице берберских племен, переселившихся на территорию Андалусии. Однако в период ат-Таифа это не представляло особой угрозы для укрепившихся на своих престолах славянских эмиров. Положение переменилось в конце XI в., когда вновь объединившая мусульманскую Испанию берберская династия Альморавидов ликвидировала все, в том числе и славянские, очаги сепаратизма.

Северная Африка.
На территории Северной Африки славяне также использовались в качестве гвардейцев. В султанате Никур, располагавшемся в районе современной границы между Алжиром и Марокко, в XI в. они участвовали в попытке свержения султана Саида ибн Салиха. После долгой и кровопролитной борьбы непокорные гвардейцы все же были побеждены и ушли в горы, где построили укрепленный лагерь и поселение, которое позже было названо Карайат ас-Сакалиба («деревня славян»).
Были славянские гвардейцы и при дворе фатимидских халифов в Египте. Так, славянин Масуд, подчинявшийся Фатимидам, в 924-925 гг., отплыв из Ифрикийи (современный Тунис), захватил крепость Санта Агата на Сицилии.

Багдад.
Многочисленные источники сообщают о громадном количестве славян в Ираке. По одному из сообщений – 800 г. – они просто «наводнили» Багдад. Это были купцы, а также – все те же гвардейцы. Известно, что в правление Омейядского халифа Марвана Второго (744-750 гг.) его казначеем был славянский вольноотпущенник.
Однако при Аббасидах славянские гвардейцы имели несчастье участвовать в восстании 865-866 гг. в поддержку претендента на халифат аль-Мустаина – славянина по матери. После поражения восстания части сакалиба начинают заменяться тюрками.

Были славяне и в других мусульманских землях – в Йемене, Нубии, Персии, Хорезме, где они также выполняли в основном военные функции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти