Иван Франко в повести «Захар Беркут» представил образ общественной жизни Карпатской Руси в XIII веке, память о которой сохранилась в Карпатах до сих пор.
В повести сквозь фабулу борьбы карпатских русичей с авангардом экспедиционного корпуса монголов в 1241 году рисуется образ свободного общества свободных людей. Вот его описание в символах со знамени тухольской общины:
«... Из одного большого пня изготовлена вся эта сплошная цепь, сильная и будто замкнутая в себе, однако свободная в каждом отдельном кольце, готовая принять разные связи. Это цепь – наш русинский род, такой, каким вышел из рук добрых творческих духов. Каждое кольцо в этой цепи – это одна община, неразрывно по самой природе связанная со всеми другими, и при этом свободная сама по себе, как будто замкнута сама в себе, живет своей собственной жизнью и удовлетворяет свои потребности. Только такое единство и свобода каждой отдельной общины делает всю целостность единой и свободной» [с. 49–50].
«... Почему она красная [ткань знамени]? Ибо означает кровь. До последней капли крови должна оборонять община свою свободу, свое святое устройство» [с. 51].
Не вызывает сомнения, что этот образ общинной жизни может быть реализован лишь тогда, когда община будет состоять из личностей-носителей этого образа. Ибо кто же выступит гарантом справедливости, как не сами общинники?! Но смогут ли они распознать справедливость, если не будут носителями её?
А теперь перечислю, какими чертами должны были обладать и обладали общинники Руси XIII века:
1. Любовь к своей земле, слитность с нею, со своим народом.
«– Эх, все у вас ваше, все у вас святое, все у вас тухольское, – аж слушать надоело! ... Как будто за вашей Тухольщиной уже и мира нет!
– Для нас действительно нет [другого] мира ... Мы больше всего любим свой уголок, – если бы каждый так любил свой уголок, то, наверное, все люди жили в мире спокойно и счастливо» [с. 33].
2. Осознание свободы как высшей ценности, которая реально в духе, крови и плоти выше жизни. И как следствие такого мироощущения – готовность сражаться и умереть за свободу.
3. Чувство собственного достоинства, полное отсутствие угодничества и чинопочитания.
4. Чувство ответственности перед «громадою» (общиной) и стремление внести свой вклад в ее укрепление. Кроме того, понимание общественного, или общинного как «своего» в смысле ответственности за сохранение, использование и приумножение, а не как «моего» или «ничьего» в смысле собственности.
Ко всему этому следует добавить факт существования того конфликта, который в XXІ веке становится еще более острым, чем в XIII, и что от его исхода будут зависеть судьбы целых народов: «... Власть боярская не хотела терпеть рядом с собой другой, общинной (громадьской) власти; между боярами и общинами должно было дойти до долгой и тяжелой борьбы, которая закончилась не в пользу общин» [с. 44].
Закончить же хотелось бы словами завещания Захара Беркута, сказанными после победы над монголами, которые звучат исключительно современно:
«... Отцы и братья! Нынешняя наша победа – великое дело для нас. Чем мы победили? Нашим оружием только ли? Нет. Нашею хитростью только ли? Нет. Мы победили нашим общинным устройством, нашим согласием и дружностью. Хорошенько вдумайтесь в это! Пока будете жить в общинном порядке, дружно держаться вместе, несломимо стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражья сила не победит вас. Но я знаю, братья, и чует это моя душа, что это не был последний удар по нашей общинной твердыне, что за ним пойдут другие и в конце разобьют нашу общину. Плохие времена настанут для нашего народа.... Но среди этих напастей снова вспомнит народ свое давнее общинничество, и благо ему, если быстро и живо вспомнит его: это сбережет ему целое море слез и крови, целые столетия неволи. Но раньше ли, позже ли, он вспомнит жизнь своих предков и пожелает идти по их следам. Счастлив, кому суждено жить в те дни! Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного! Передавайте же детям и внукам своим вести о давней жизни и давних порядках. Пусть живет среди них эта память среди грядущих лишений, так как живая искра не гаснет в пепле. Придет пора, искра разгорится новым огнем!..» [с. 154].
Франко I. 3ібрання творів у п'ятидесяти томах. Київ, 1978. Т. 16.
В повести сквозь фабулу борьбы карпатских русичей с авангардом экспедиционного корпуса монголов в 1241 году рисуется образ свободного общества свободных людей. Вот его описание в символах со знамени тухольской общины:
«... Из одного большого пня изготовлена вся эта сплошная цепь, сильная и будто замкнутая в себе, однако свободная в каждом отдельном кольце, готовая принять разные связи. Это цепь – наш русинский род, такой, каким вышел из рук добрых творческих духов. Каждое кольцо в этой цепи – это одна община, неразрывно по самой природе связанная со всеми другими, и при этом свободная сама по себе, как будто замкнута сама в себе, живет своей собственной жизнью и удовлетворяет свои потребности. Только такое единство и свобода каждой отдельной общины делает всю целостность единой и свободной» [с. 49–50].
«... Почему она красная [ткань знамени]? Ибо означает кровь. До последней капли крови должна оборонять община свою свободу, свое святое устройство» [с. 51].
Не вызывает сомнения, что этот образ общинной жизни может быть реализован лишь тогда, когда община будет состоять из личностей-носителей этого образа. Ибо кто же выступит гарантом справедливости, как не сами общинники?! Но смогут ли они распознать справедливость, если не будут носителями её?
А теперь перечислю, какими чертами должны были обладать и обладали общинники Руси XIII века:
1. Любовь к своей земле, слитность с нею, со своим народом.
«– Эх, все у вас ваше, все у вас святое, все у вас тухольское, – аж слушать надоело! ... Как будто за вашей Тухольщиной уже и мира нет!
– Для нас действительно нет [другого] мира ... Мы больше всего любим свой уголок, – если бы каждый так любил свой уголок, то, наверное, все люди жили в мире спокойно и счастливо» [с. 33].
2. Осознание свободы как высшей ценности, которая реально в духе, крови и плоти выше жизни. И как следствие такого мироощущения – готовность сражаться и умереть за свободу.
3. Чувство собственного достоинства, полное отсутствие угодничества и чинопочитания.
4. Чувство ответственности перед «громадою» (общиной) и стремление внести свой вклад в ее укрепление. Кроме того, понимание общественного, или общинного как «своего» в смысле ответственности за сохранение, использование и приумножение, а не как «моего» или «ничьего» в смысле собственности.
Ко всему этому следует добавить факт существования того конфликта, который в XXІ веке становится еще более острым, чем в XIII, и что от его исхода будут зависеть судьбы целых народов: «... Власть боярская не хотела терпеть рядом с собой другой, общинной (громадьской) власти; между боярами и общинами должно было дойти до долгой и тяжелой борьбы, которая закончилась не в пользу общин» [с. 44].
Закончить же хотелось бы словами завещания Захара Беркута, сказанными после победы над монголами, которые звучат исключительно современно:
«... Отцы и братья! Нынешняя наша победа – великое дело для нас. Чем мы победили? Нашим оружием только ли? Нет. Нашею хитростью только ли? Нет. Мы победили нашим общинным устройством, нашим согласием и дружностью. Хорошенько вдумайтесь в это! Пока будете жить в общинном порядке, дружно держаться вместе, несломимо стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражья сила не победит вас. Но я знаю, братья, и чует это моя душа, что это не был последний удар по нашей общинной твердыне, что за ним пойдут другие и в конце разобьют нашу общину. Плохие времена настанут для нашего народа.... Но среди этих напастей снова вспомнит народ свое давнее общинничество, и благо ему, если быстро и живо вспомнит его: это сбережет ему целое море слез и крови, целые столетия неволи. Но раньше ли, позже ли, он вспомнит жизнь своих предков и пожелает идти по их следам. Счастлив, кому суждено жить в те дни! Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного! Передавайте же детям и внукам своим вести о давней жизни и давних порядках. Пусть живет среди них эта память среди грядущих лишений, так как живая искра не гаснет в пепле. Придет пора, искра разгорится новым огнем!..» [с. 154].
Франко I. 3ібрання творів у п'ятидесяти томах. Київ, 1978. Т. 16.
Комментариев нет:
Отправить комментарий