Пошук на сайті / Site search

24.02.2019

С.В. Ильницкий: Образ общественной жизни Карпатской Руси (в повести Ивана Франко "Захар Беркут")

Иван Франко в повести «Захар Беркут» представил образ общественной жизни Карпатской Руси в XIII веке, память о которой сохранилась в Карпатах до сих пор.

В повести сквозь фабулу борьбы карпатских русичей с аван­гардом экспедиционного корпуса монголов в 1241 году рисуется образ свободного общества свободных людей. Вот его описание в символах со знамени тухольской общины:

 «... Из одного большого пня изготовлена вся эта сплошная цепь, сильная и будто замкнутая в себе, однако свободная в каждом отдельном кольце, готовая принять разные связи. Это цепь – наш русинский род, такой, каким вышел из рук добрых творческих духов. Каждое кольцо в этой цепи – это одна община, неразрывно по самой природе связанная со всеми другими, и при этом свободная сама по себе, как будто замкнута сама в себе, живет своей собственной жизнью и удовлетворяет свои потребности. Только такое единство и свобода каждой отдельной общины делает всю целостность единой и сво­бодной» [с. 49–50].

«... Почему она красная [ткань знамени]? Ибо означает кровь. До последней капли крови должна оборонять общи­на свою свободу, свое святое устройство» [с. 51].

Не вызывает сомнения, что этот образ общинной жизни может быть реализован лишь тогда, когда община будет состоять из личностей-носителей этого образа. Ибо кто же выступит гарантом справедливости, как не сами общинники?! Но смогут ли они рас­познать справедливость, если не будут носителями её?

А теперь перечислю, какими чертами должны были обладать и обладали общинники Руси XIII века:

1. Любовь к своей земле, слитность с нею, со своим народом.

«– Эх, все у вас ваше, все у вас святое, все у вас тухольское, – аж слушать надоело! ... Как будто за вашей Тухольщиной уже и мира нет!
– Для нас действительно нет [другого] мира ... Мы больше все­го любим свой уголок, – если бы каждый так любил свой уголок, то, наверное, все люди жили в мире спокойно и счастливо» [с. 33].

2. Осознание свободы как высшей ценности, которая реально в духе, крови и плоти выше жизни. И как следствие такого миро­ощущения – готовность сражаться и умереть за свободу.

3. Чувство собственного достоинства, полное отсутствие угод­ничества и чинопочитания.

4. Чувство ответственности перед «громадою» (общиной) и стремление внести свой вклад в ее укрепление. Кроме того, понимание общественного, или общинного как «своего» в смыс­ле ответственности за сохранение, использование и приумноже­ние, а не как «моего» или «ничьего» в смысле собственности.

Ко всему этому следует добавить факт существования того конфликта, который в XXІ веке становится еще более острым, чем в XIII, и что от его исхода будут зависеть судьбы целых народов: «... Власть боярская не хотела тер­петь рядом с собой другой, общинной (громадьской) власти; между боярами и общинами должно было дойти до долгой и тяжелой борьбы, которая закончилась не в пользу общин» [с. 44].

Закончить же хотелось бы словами завещания Захара Беркута, сказанными после победы над монголами, которые звучат исклю­чительно современно:

«... Отцы и братья! Нынешняя наша победа – великое дело для нас. Чем мы победили? Нашим оружием только ли? Нет. Нашею хитростью только ли? Нет. Мы победили нашим общинным уст­ройством, нашим согласием и дружностью. Хорошенько вдумайтесь в это! Пока будете жить в общинном порядке, дружно дер­жаться вместе, несломимо стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая вражья сила не победит вас. Но я знаю, братья, и чует это моя душа, что это не был последний удар по нашей общинной твердыне, что за ним пойдут другие и в конце разобьют нашу общину. Плохие времена настанут для нашего народа.... Но среди этих напастей снова вспомнит народ свое давнее общинничество, и благо ему, если быстро и живо вспомнит его: это сбережет ему целое море слез и крови, целые столетия неволи. Но раньше ли, позже ли, он вспомнит жизнь своих предков и пожела­ет идти по их следам. Счастлив, кому суждено жить в те дни! Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного! Передавайте же детям и внукам своим вести о давней жизни и давних порядках. Пусть живет среди них эта память среди гря­дущих лишений, так как живая искра не гаснет в пепле. Придет пора, искра разгорится новым огнем!..» [с. 154].

Франко I. 3ібрання творів у п'ятидесяти томах. Київ, 1978. Т. 16.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти