Пошук на сайті / Site search

23.02.2019

Таңай Чолханов: Пантюркизм Гаяза Исхаки

«Я знаю, многие меня будут ругать самыми последними словами, назовут кафиром… На всё это я согласен! Только читайте, люди, читайте и думайте!.. Моя главная цель – показать истину, заставить вас немного задуматься, принятся, наконец, за службу родной нации, поскольку от нынешних «служителей» мало проку».
Гаяз Исхаки

Как это знакомо! Прошло столько лет, сменились режимы, люди, поколения, – а все на местах своих! Долго я подходил к этой статье, все не знал, с чего начать. Во-первых, потому что трудно описать образ мысли Гения, а во-вторых… во-вторых, потому, что пантюркизм Гаяза Исхаки, весь образ мыслей его, направлен был внутрь нации, и идеи его – прежде всего о благополучии народа. Не громкими лозунгами, кричащими популистскими речами наполнено его творчество, нет! Ведь то, что хорошо нации, не всегда принимает толпа. И сейчас мы видим, как раскалывают наш мир силы тьмы, чьи крики так любит находящаяся в безумном трансе толпа. И кричат они светлым гениям – «Кяфиры! Кяфиры! Неверные! Покарает вас Господь»! Пожалуй, во все времена эти черные души не придумали ничего новее, чем обвинять в неверии, подтасовывая и додумывая слова Писаний и Откровений. Так и кричали ему – гению Нации, талантливому, неутомимому, непокорному. Потому он и был гоним – до 1917 года и после него. И сейчас его тоже не очень-то жалуют: одни за то, что он «слишком татарин», другие – что «слишком русский». Но никуда не деться татарам от Гаяза Исхаки: он не уходит. И долго ещё не уйдёт.

Имя Гаяза Исхаки семьдесят долгих лет было под запретом, и несколько поколений татар выросло, не зная о нем ничего. А ведь в начале ХХ века о Гаязе Исхаки и его произведениях писала вся татарская пресса, его книги выходили многотысячными тиражами и даже (невиданное для тех времён дело!) издавались многотомники его избранных сочинений. В наше же неспокойное время, особенно в последние годы, вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.

Какие же угрозы для Татарской Нации видел Гаяз Исхаки? К какому будущему стремился? Тюркизм его для некоторых современных «пантюркистов» и «панисламистов» показался бы вывернутым наизнанку, видимо поэтому так ненавидят его и в наши дни враги не только татарского народа, но и всего разумного человечества. Какую мысль он нам нес? В прошлом году исполнилось сто лет со дня выхода в свет наиболее «громкого» произведения Гаяза Исхаки — повести-антиутопии «Ике йоз елдан сон инкыйраз» («Вымирание через 200 лет»), в которой он описывает исчезновение татар как нации. В последнее время об этом «программном» произведении говорят по случаю и без случая, сделав из Исхаки своего рода татарского Нострадамуса. А ведь когда эта книга была опубликована, писателю было всего 25 лет, писать же её он начал в ещё более раннем возрасте. Исхаки неустанно утверждал, что прогресс татарской нации возможен лишь в тесном взаимодействии с миром и, прежде всего, с русским миром, с просвещённой и прогрессивной его частью. Вот цитата из доклада инспектора Татарской учительской школы (в будущем цензора татарских книг) В.Н.Пинегина (1863-1935), который так характеризировал Гаяза Исхаки: «Во время пребывания Исхакова в школе педагогическим персоналом её не замечено, чтобы он высказывал взгляды панисламизма или держался каких-либо крайних воззрений. Он только высказывался против фанатической замкнутости татар и отчуждённости их от русской жизни и светской науки и считал своей задачей способствовать сородичам освободиться от невежества и фанатизма».

В повести «Ике йоз елдан сон инкыйраз» Исхаки говорит о проблемах татар, которым грозит полное исчезновение из-за их нежелания идти за прогрессом, прежде всего, взаимодействовать с русской культурой и преодолевать свою многовековую привычку к замкнутости внутри нации. Автор повести выдвинул пять причин, которые, по его мнению, ведут к вымиранию татарской нации. Во-первых, это незаслуженно большая роль мулл-кадимистов и религиозных авторитетов — ишанов. Во-вторых, недостаточная сеть учебных заведений и бесполезность преподаваемых там предметов. В-третьих, бедность татарской интеллигенции, которая вынуждена думать о хлебе насущном, а не о просвещении В-четвёртых, нежелание татар учиться в русских школах. И, наконец, в-пятых, неспособность татар довести начатое дело до конца. Причём Исхаки наиболее выпукло выделяет страх перед всем русским, глубокий скептицизм относительно благих намерений царского правительства. Но сегодня мы видим, что современные «панисламисты» радикального толка как раз и стремятся к замкнутости внутри нации и религии, пропагандируют возвращение к старой системе религиозного образования, разбавляя все это новыми, яркими и броскими экстремистскими лозунгами! И интеллигенция, ядро нации – учителя, творческие люди, прогрессивная общественность вынуждена думать не о благополучии Нации, а о выживании своих семей. Увы, мы циклично возвращаемся к старым вопросам, вновь требующим их немедленного решения. В своем произведении писатель рисует страшные картины «беспросветного» будущего татар. Варясь в своём собственном соку, татары начинают испытывать глубокую депрессию — мужчин губит алкоголь, женщин — проституция. С каждым годом нация всё больше и больше разрушается, деградирует. Неужели пророчества «татарского Нострадамуса» начинают сбываться столь стремительно? Падение нравов, недостаточная подготовка духовенства, пьянство – вся та мерзость, о которой предупреждал нас Гаяз Исхаки столетием ранее, стремительно захватывает наш мир! И, как и говорил нам татарский Гений, только разумное взаимодействие между нациями, культурами, идеями может спасти народ от полной деградации.

Гаяз Исхаки известен и своей политической жизнью. С началом революции 1905 года он активно участвует в митингах, крестьянских сходках, пишет статьи, издаёт собственную газету «Тан йолдызы» («Утренняя звезда») эсеровского направления. В августе 1905 года на первом мусульманском съезде в Нижнем Новгороде Гаяз Исхаки возглавляет группу социалистов. В этот период его имя звучит в татарской прессе, он — признанный лидер в политических кругах и бесспорный авторитет новой татарской литературы реалистического направления. Другой татарский политический деятель — Юсуф Акчура называет его «пламенным борцом за нацию, самым чистым и самоотверженным защитником её идеалов».

В 1906 году Гаяз Исхаки был впервые арестован и заключён в Чистопольскую тюрьму. Через год — повторный арест и ссылка на три года в Архангельскую губернию, которую он отбывал вместе с Юзефом Пилсудским, будущим президентом Польши. Судьбе будет угодно вновь свести их в Варшаве, и Пилсудский окажет поддержку татарскому эмигранту.
В 1908 году Гаяз Исхаки направляет письмо в МВД с просьбой разрешить ему отбывать остаток срока заграницей. Его бумаге дают ход и дело идёт к положительному решению. Но ссыльному уже не сидится на месте, им овладело «чемоданное настроение». Не дожидаясь ответа, он бежит из ссылки — сначала в Петербург, а затем в Турцию. В Турции он тоже не сидит на месте: публикуется в местной прессе, занимается литературным творчеством, участвует в различных собраниях и мероприятиях, проводимых татарской диаспорой, где жёстко критикует турок за отсталость и нежелание следовать за прогрессом. На одном из заседаний «Турецкого общества» Исхаки обрушил на османов целый град обвинений, причём не стеснялся и использовал самые крепкие выражения. «Я приехал сюда, в Стамбул, полагая найти честную и мужественную общественность Турции, однако нашёл общество лжецов. Вы только и умеете, что лгать. У вас нет верности своему слову», — возмущался татарский писатель. Так же жёстко он будет критиковать политику Ататюрка, который, заигрывая с Советами, запретил в Турции его газету «Милли байрак» («Национальное знамя»), которой руководил Г.Исхаки. Но ведь и сегодня мы видим, на сколько нелепую политическую игру старается вести правительство Турции, в абсолютной степени лишенное жесткой, да и вообще какой-либо собственной позиции.

После возвращения в Россию главной темой творчества Гаяза Исхаки становится единство нации. Он принимает активное участие во Всероссийском мусульманском съезде, который проходит в Москве в мае 1917 года. В ходе работы съезда Исхаки предлагает принять разработанную им платформу, согласно которой «мусульмане России — политический организм, способный и обладающий правом развивать единую культуру и строить свою жизнь на основе единой культуры; в своих действиях руководствуются единым мнением и идут под единым руководством». Именно идея интеграции свободных народов с единой и самобытной культурой являлась главенствующей жизненной позицией татарского Гения!

Но традиционная многополярность не входила в планы новой, советской власти. В 1919 году Гаяз Исхаки в качестве представителя штата «Идель-Урал» отправляется на Версальскую мирную конференцию и больше не возвращается в Россию. Сначала он едет в Харбин, затем переезжает в Европу, живёт во Франции, Германии, Польше. Везде выступает, издаёт татарские газеты в Мукдене и Берлине, создаёт политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции, объединяет в Варшаве эмигрантов разных национальностей в организацию антисталинской направленности «Прометей», девизом которой становиться знаменитый лозунг «За вашу и нашу свободу!». Перед самым вторжением в Польшу германских и советских войск польские власти предупредили эмигрантов о грозящей им со стороны НКВД опасности, и им в самый последний момент с помощью турецких дипломатов удаётся покинуть территорию Польши. В СССР имя его предается анафеме. Пишутся обличающие статьи, люди уличенные в контактах с ним жестоко преследуются. В 1938 году по подозрению в связях с Гаязом Исхаки арестован создатель татарского театра, гениальный драматург и писатель Карим Тинчурин. Его обвиняли в том, что в 1930 году он получил по почте журнал «Яна милли юл» (по версии следствия «получил задание по антисоветской деятельности»), который ему отправил Исхаки. Вдобавок в вину вменялись непродолжительная работа в руководимой Исхаки петроградской газете «Иль». Этого оказалось достаточно для расстрельной статьи. Некоторые, особо рьяные советские публицисты придумывали для Исхаки самые нелепые обвинения, вплоть до его сотрудничества с фашистской Германией. Что касается родственников Г.Исхаки, то сталинская карательная система не могла обойти своим вниманием и их. Чувствуя, что кольцо сужается, родной брат Исхаки Хасан Исхаков ещё в 1934 году выехал в Среднюю Азию. Но жизнь в постоянном напряжении, в ежедневном ожидании, что вот-вот придут и арестуют, сломила его психику и в 1940 году он покончил жизнь самоубийством. В средине 30-х годов были репрессированы бывшая жена Гаяза Исхаки Марьям, а также его родные сёстры Нурия, Шамсикамар и их родственники. Когда в конце 1980-х годов начался процесс реабилитации имени Исхаки, в газете «Советская Татария» появилась статья «Гаяз Исхаки, он же Шольц», написанная одним из татарских партийных историков. Согласно данным автора получалось, что татарский писатель чуть ли не сотрудничал с фашистами под кличкой «Шольц». В статье говорилось, что якобы польская военная разведка, связанная с английской разведывательной службой «Интеллидженс сервис», финансировала Исхаки и направляла его в разные части света с заданиями антисоветского характера. Позже все эти домыслы были опровергнуты ныне покойным татарским литературоведом Ибрагимом Нуруллиным.

Исхаки и действительно много путешествовал. Делал он это, прежде всего, с целью объединения раздробленной татарской эмиграции. В это время он активно передвигался по Дальневосточному региону: посетил Манчжурию, Корею и Китай. В ходе своих многочисленных выступлений, встреч, совещаний с соотечественниками ему удалось завоевать много сторонников. В НКВД было заведено специальное досье, в которое заносился каждый шаг писателя. В сентябре 1933 года Исхаки должен был прибыть в Шанхай, но его не оказалось среди пассажиров парохода. Представители татарской диаспоры забеспокоились и начали выдвигать различные версии — например, о том, что его могли уничтожить по дороге агенты Коминтерна, о чём они сообщили в местную газету «Харбинское время». Но всё завершилось благополучно.

Идеи татарского Гения живы и актуальны сегодня. Как и многие другие одаренные люди, Исхаки обладал способностью к генерации вечных ценностей, пророческой мысли и созданию целостной идеологической базы для будущих поколений. Что же необходимо предпринять, чтобы спасти свою государственность, нацию? По мнению Исхаки, необходимо вести работу в нескольких направлениях. Во-первых, нужно постоянно проводить работу среди народа, открыть новые учебные заведения и развивать просветительские программы. При этом писатель особо подчеркивает, что образование должно отвечать потребностям времени, в школах, медресе должны изучаться наряду с другими и научно-практические и философские дисциплины. И в то же время он убежден и в том, что следует всячески использовать и вековые традиции, вбирая из них самое лучшее и светлое, для воспитания нового поколения. Традиционализм, сохранение традиционного наследия с разумной интеграцией в среду мировой культуры – вот основная мысль татарского Гения! Исхаки призывал народ к стойкости, стремлению бороться за свою традиционность до конца, к самообразованию и саморазвитию. Неудивительно, что «новые идеологи» идей радикального ислама, саляфизма и нового панисламизма видят в его идеях «пантюркизм, вывернутый наизнанку». Открытость для для мира с сохранением национальной традиционности – вот суть пантюркизма Гаяза Исхаки! И этот путь является и сегодня единственно возможной дорогой развития для любого народа, и дорога эта, в конечном счете, приводит к построению единого и крепкого многополярного мира.

Мира всем, Любви и Благословения Всевышнего Аллаха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти