Пытаюсь понять связь...
1. С отрочества пытался понять, какая обязательная связь между теориями прибавочной стоимости и классовой борьбы, с одной стороны, и атеизма и материализма, с другой.
Социализм и коммунизм легко обосновывается Старым Заветом (пророки) и Новым Заветом ("раздай имение своё", "не трудящийся да не ест"), а также Платоном ("у друзей всё общее").
А с другой стороны, атеизм и "научная картина мира" совершенно не противоречат либерализму и даже консерватизму.
Поэтому коммунизм стал синонимом атеизма и материализма чисто случайно - из-за атеизма внука раввина Маркса.
Если бы отец (прусский чиновник) воспитал его пламенным протестантом, или если бы Маркс стал им вопреки секулярной равнодушности родительского дома, то мы знали бы христианский коммунизм, а материализм стал бы опорой либерализма, сопротивляющего этому мистически-революционному поветрию.
2. А сейчас я не понимаю, какая связь существует между демократией и правами человека.
Мы отлично представляем себе "плебисцитарную диктатуру", где режим, ежеминутно попирающий права и свободы, постоянно получает поддержку большинства, причём, искреннего и относительно честно подсчитанного.
Но ведь можно представить и систему с идеальной толерантностью и плюрализмом, где из всех прав сделано одно изъятие - невозможность формировать власть волеизъявлением (всеобщим или цензовым).
Правит некая меритократическая "монархия", точнее, министриальная гильдия, с занятием должностей по конкурсу (как в мандаринском Китае), а с представителями социальных групп, профессиональных корпораций и местных общин советуются по наилучшему способу проведения тех или иных научно обоснованных (экономистами, урбанистами, социологами, культурологами, экологами) мер.
1. С отрочества пытался понять, какая обязательная связь между теориями прибавочной стоимости и классовой борьбы, с одной стороны, и атеизма и материализма, с другой.
Социализм и коммунизм легко обосновывается Старым Заветом (пророки) и Новым Заветом ("раздай имение своё", "не трудящийся да не ест"), а также Платоном ("у друзей всё общее").
А с другой стороны, атеизм и "научная картина мира" совершенно не противоречат либерализму и даже консерватизму.
Поэтому коммунизм стал синонимом атеизма и материализма чисто случайно - из-за атеизма внука раввина Маркса.
Если бы отец (прусский чиновник) воспитал его пламенным протестантом, или если бы Маркс стал им вопреки секулярной равнодушности родительского дома, то мы знали бы христианский коммунизм, а материализм стал бы опорой либерализма, сопротивляющего этому мистически-революционному поветрию.
2. А сейчас я не понимаю, какая связь существует между демократией и правами человека.
Мы отлично представляем себе "плебисцитарную диктатуру", где режим, ежеминутно попирающий права и свободы, постоянно получает поддержку большинства, причём, искреннего и относительно честно подсчитанного.
Но ведь можно представить и систему с идеальной толерантностью и плюрализмом, где из всех прав сделано одно изъятие - невозможность формировать власть волеизъявлением (всеобщим или цензовым).
Правит некая меритократическая "монархия", точнее, министриальная гильдия, с занятием должностей по конкурсу (как в мандаринском Китае), а с представителями социальных групп, профессиональных корпораций и местных общин советуются по наилучшему способу проведения тех или иных научно обоснованных (экономистами, урбанистами, социологами, культурологами, экологами) мер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий