Американо-израильский историк экономики Джоэль Мокир констатирует:
"Великая ирония истории: европейцы смогли колонизировать, подчинить и эксплуатировать людей по всему миру. Однако потомки этих покоренных народов сегодня намного богаче своих предков. Что же стало причиной? Ответ — европейские знания".
В 1250 году европейцы отставали от других цивилизаций, но к XVIII веку, началу промышленной революции, уже вышли в лидеры. Этот прорыв случился не благодаря большему объёму знаний, а благодаря другим мировоззрению и компетенциям.
Мировоззрение
1. Скептицизм
Средневековая европейская интеллигенция — за некоторыми заметными исключениями — твердо верила, что носители классических знаний священны. Но затем появились сомнения. К 1500 году такая критика стала более распространенной. К 1700 году Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон и многие другие создали новую науку, пренебрегая классическим «каноном».
В других цивилизациях — китайской, мусульманской, индийской — традиционалисты в основном победили. То же самое было и с еврейской цивилизацией в Европе до 1750 года. Там вместо того, чтобы испытывать и критиковать традиционные знания, интеллектуалы занимались экзегезисом и филологией, спорили о том, что древние мудрецы «на самом деле имели в виду».
2. Открытость
Европейцы с ранних времен были готовы учиться у других цивилизаций и с готовностью принимали (или крали) их идеи, а затем совершенствовали их. После 1500 года, когда они начали путешествовать по миру, они переняли и научились делать индийский хлопок, китайский шелк и фарфор, а также растить многие культуры из Нового Света.
Одно из объяснений — конкуренция. Европа была глубоко раздроблена по многим направлениям: разные династии, княжества, города, университеты, религии. Если знания каким-то образом были полезны, было важно их получить, чтобы сохранить конкурентоспособность страны.
3. Неофилия
Европейская элита выработала вкус к новому и незнакомому и награждала новаторов-интеллектуалов. Люди, которые придумывали новые идеи (как в искусстве, так и в науке), награждались и пользовались высоким статусом. Интеллектуалы часто попадали под покровительство и конкурировали за места при дворе и в окружении знати: там они занимались медициной, навигацией, баллистикой, инженерией, астрологией и другими практическими областями знаний.
В результате в период между 1500 и 1750 годами было предложено много радикально новых идей. Некоторые из них были разработаны самими европейцами, другие — переняты из других стран. Не все эти новые идеи были хороши. Многие из них были фальшивыми или просто ошибочными. При этом знания, которые работали, приносили гораздо большую пользу, чем где-либо еще.
Компетенции.
Улучшались материалы и повышалось качество труда ремесленников.
Например, Бенджамин Хантсман, часовщик из Шеффилда, научился производить высококачественную сталь: более однородную и с меньшим количеством примесей. Тигельная сталь играла важную роль в производстве деталей машин, инструментов, пружин и всего остального, что нуждалось в материале, который был бы прочным и долговечным.
Итог
Начавшийся в XVIII веке экономический рост был обусловлен сочетанием мировоззрения («культуры») и компетенций («умений»). Оба эти фактора претерпели значительные изменения в ранней современной Европе и создали предпосылки для Промышленной революции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий