Поиск по сайту / Site search

26.01.2021

Б. Есбоганова, М.Х. Пиримжанов: Прикладное искусство и фольклор каракалпаков

Каракалпаки – один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатой культурой, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов. Богатейшее, культурное наследие народов Центральной Азии играет огромную роль в обновлении общества. При этом исключительную устойчивость обнаруживает духовная культура как один из главных этнических признаков народа. Накопленные историко-этнографические материалы свидетельствуют о том, что в прошлом прикладное искусство, фольклор и т.д. являлось одним из основных сфер духовной культуры каракалпакского народа.

Каракалпакский народ издавна славился разнообразными видами прикладного искусства: ювелирное искусство, резьба по дереву, тиснение по коже, ковроделие, вышивка. Широкая слава о них была засвидетельствована историками и географами средневековья. В исторической традиции развития прикладного искусства каракалпаков чётко прослеживаются характерные периоды упадка и подъёма. Упадок в основном происходил во времена разорительных войн и различных междоусобиц. Однако с возникновением благоприятных социально-экономических условий прикладное искусство восстанавливалось и получало дальнейшее развитие. Оказывалось, что традиции, выработанные веками, не забыты, технологии прошлого возрождались и  получали «второе дыхание».

***

В условиях колониальной эксплуатации, когда богатство края – хлопок, рыбные и другие богатства отправлялись в российские города, когда край был превращён в сырьевой придаток Российской империи, наши предки смогли сохранить замечательные памятники прикладного искусства для будущих поколений. Об этом нам ясно свидетельствуют письменные источники, фольклорные данные. Русские исследователи, приехавшие из России в 40-х годах прошлого столетия, особо отмечают своеобразие и красоту каракалпакского прикладного искусства и активно занимались сбором и изучением.

Одним из первых особо отметивших красоту и значение каракалпакского прикладного искусства была руководитель отряда Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии Наук СССР Т.А. Жданко, которая в своей работе «Народное орнаментальное искусство каракалпаков», особо подчёркивает значение искусства каракалпакского народа, приводит неповторимые образцы орнаментального искусства [Жданко. Народное орнаментальное искусство каракалпаков. Материалы и исследования по этнографии каракалпаков. 1958: стр.373].

Образцы искусства, экспонируются и хранятся в фондах Музея искусств им. И.В. Савицкого в городе Нукус (изделия домашнего быта, одежда мужчин и женщин, ковровые изделия, ювелирные изделия, изделия из дерева, изготовленные народными мастерами). Искусствоведы И.В. Савицкий, Т.А. Алланазаров, А. Алламуратов, Т. Уразимова, историки и этнографы написали ряд работ по истории прикладного искусства, однако это искусство народа требует дальнейшего исследования, особенно надо показать роль и место отдельных мастеров, хранителей этого замечательного клада народных мудростей и таланта.

***

Прекрасные образцы народного прикладного искусства, талантливые мастера воспеваются в устном народном творчестве каракалпакского народа. В фольклоре непосредственно и довольно ярко выражается эстетический идеал народа на разных стадиях его исторического развития. Говоря об эстетическом отношении к действительности в фольклоре, необходимо также иметь в виду, что оно неразрывно связано с практическими, прикладными функциями произведений народного искусства. Живой фольклор немыслим вне быта, вне обычаев, он сопровождает различные виды трудовой деятельности, вплетается в общественные и семейные праздники.

Устное народное творчество, прикладное искусство каракалпакского народа также отличаются разнообразием и оригинальностью форм. Среди богатейших сокровищ устного народного творчества каракалпакского народа эпосы – дастаны занимают особое место. Особую историческую и культурную ценность представляют такие народные дастаны как «Кырк кыз», «Алпамыс», «Едиге», «Маспатша», «Шарьяр», «Бозуглан», «Курбанбек», «Еркосай», «Ерсайын», «Ер Зиуар» и многие другие. Дастаны – отзвук исторических событий прошлых времён и художественные произведения, созданные талантливыми представителями народа. Эти дастаны продолжали существовать и в конце XIX – начале XX века.

Многие из них были предметом научного интереса со стороны академических кругов России. Одним из первых Абубакир Диваев записал эпос «Алпамыс», осуществил перевод на русский язык в 1901 году. Эти записи стали одним из первых записей каракалпакского поэтического творчества. Этнокультурную особенность каракалпакского народа особо отметил первый учёный-литературовед Каракалпакстана Н. Давкараев в своих многочисленных статьях и рукописях посвящённой каракалпакской литературе XIX века [Рукописный фонд Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан. Рукопись Н. Давкараева в 50-томах: том 16].

***

В известных народных эпосах «Кырк-кыз», «Алпамыс», «Коблан» и др. содержатся многочисленные этнографические мотивы о традиционно-бытовой культуре, в частности о прикладном искусстве предков каракалпаков. В каракалпакской национальной одежде также широко представлен саукеле, который почти не встречается среди других тюркоязычных народов Азии. Однако в современный период среди каракалпакского народа этот вид женского головного убора исчез. Только один экземпляр был найден на территории Муйнакского района Каракалпакстана. В своё время этот головной убор был широко распространён среди каракалпаков. Его название и описание широко представлены в таких памятниках народного творчества как «Кырк кыз», «Алпамыс» и т.д.

В частности, упоминание о саукеле как ритуальном женском головном уборе встречается в каракалпакском героическом эпосе «Кырык кыз», который не имеет себе подобных в устном творчестве других народов. Например, только главная героиня этого эпоса – Гулаим, возглавлявшая общину сорока девушек, носила саукеле, сделанный из золота и серебра. Чтобы разгадать сны, виденные Гулаим, более догадливая из сорока девушек – Сарбиназ, одевает саукеле. Из содержания данного эпоса становится очевидно, что цель одевания саукеле – это особый способ достижения перевоплощения, а сам саукеле является символом сверхъестественной силы, отражающий социальные и культовые функции, положение женщин как у саков/скифов, которые пронесли свою религию до Индии ещё во II веке до н.э.

***

Женский головной убор «саукеле» является одним из произведений искусства, созданный руками искусных каракалпакских ювелиров. Саукеле представляет собой шлем, сделанный из войлока и покрытый красным сукном, богато украшенный металлическими узорами, бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом, коралловыми. Верхняя часть шлема (тумак) перекрещивается широким чёрным крестом из нашитых полосок ткани. На лоб спускается тяжёлая серебряная бляха. Эта бляха носит название «жыга» или «хатеп». Оба термина близки по назначению: «хатеп» переводится на русский язык как соединитель, а «жыга» – круг.

К наушникам прикреплены две серебряные бляхи с сердоликовыми и бирюзовыми вставками – «кыран». Этот термин имеет значение «ловкий, хваткий, зоркий, бьющий без промаха» (о ловчих птицах). Форма блях напоминает голову орла или охотничьих ловчих птиц. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой, полоса ткани называемая «халка» или «халака». «Халка» в саукеле – длинный накосник, впускающийся с затылка до талии, а иногда – ниже. Он делится на две части. Верхняя – из красного и чёрного сукна, вышитая тамбурным швом, имеющая вид слегка расширяющейся половы с острым углом на конце, и нижняя – подшитая к ней, выполненная вышивальной техникой басма. По существу, «халка» – это матерчатая полоса, которая сшита из двух расширяющихся клиньев, разъединённых в 30 см от конца.

Каждый клин, в свою очередь, разрезан на том же уровне, что придаёт накоснику вид сложенного хвоста павлина. К наушникам саукеле пришиты крупноячеистые сетки из бисера – зелёного, жёлтого цветов и цвета гранатовых зёрен. Три длинные связки бус (бойдасы) различные по размеру и материалу выпускаются на грудь, завершая обрамление головы. К центру бусы значительно укрупняются. Связки бус включают бусины, сделанные из пасты и бронзы, в них – по одной в каждой нити также обязательно присутствует крупная бусина из застывшего сока каучуконосных растений, имевших в народном представлении свойство предохранять от сглаза и болезней.

***

По словам пожилых людей, саукеле не носили без тобелик – макушки, представляющей собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как вершина саукеле на его мягкую часть – тумак. Тобелик был богато украшен разным орнаментом, выполненным по металлу, и имел множество выпуклых блях с вправленными в них цветными камнями.

Наряду с архаическими реликтами верований и представлений, саукеле соединяло в себе лучшие национальные традиции прикладного народного искусства каракалпаков: высокое мастерство ювелира, тончайшую по технике исполнения и колориту вышивку и необычайно продуманную конструкцию и моделировку.

Таким образом, в каракалпакском фольклоре, в частности в эпосах сохранились интересные сюжеты и мотивы, определяющие этнографический облик наших далёких предков. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к древнему и средневековому этапам этнической истории каракалпакского народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти