Стоит добавить и беспрецедентную в истории широкомасштабную пропаганду через СМИ западной массовой культуры, связанную с ней деформацию этнокультурного самосознания, переориентацию с национальных духовно-нравственных ценностей и норм на западные ценности и стереотипы жизни, распространение нетрадиционных течений, движений, культов, в том числе негативно влияющих на общественное сознание, разрушающих коренные этнические социокультурные традиции и ценности.
Народная художественная культура представляет широкие возможности преодоления этих негативных явлений. «Традиционная народная культура всё ещё является действенной формой внутреннего и общественного контроля, препятствующего проявлению отрицательных, осознаваемых или подсознательных агрессивных эмоций, порождаемых сложной ситуацией в стране». Она даёт богатый материал по нравственному, эстетическому воспитанию, впитывает в себя практику семейного воспитания, опыт воспитания на народных традициях, передачи умений и навыков ведения хозяйства, развития народных ремёсел, народного творчества. В народной художественной культуре накоплен богатый опыт экологического воспитания молодого поколения. Народное искусство экологично в своём содержании, воспевает природу, вслушивается в неё, призывает к тонкому и бережному взаимодействию и слиянию с ней.
***
Каракалпакская художественная культура может явиться одним из ведущих средств патриотического воспитания молодёжи, воспитания национальной гордости и чувства собственного достоинства граждан республики, которое в идеале должно представлять собой глубокое и всестороннее постижение шедевров национальной художественной культуры. Последнее особенно заметно сегодня-происходит активная «мобилизация этничности», малые этносы обращаются к истокам своей духовности, основам своих национальных культур, стремясь понять: Кто есть мы? Что отличает нас от других? Как мы воспринимаем и понимаем мир и себя в нём? и др.
Ответы на эти и другие вопросы они находят в богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном им далёкими предками. Поскольку народная художественная культура является «своеобразной сферой материализации национального сознания» и выступает в качестве «ценностного фонда, который концентрирует в себе богатство и многообразие материальных, духовных и художественных достижений», поэтому народная художественная культура – это путь познания народа через его же народное творчество, познания народного мировосприятия, эстетического идеала, нравственных норм, психологии.
При этом народная художественная культура приобщает людей к истокам не только национальных, но и общенациональных культур, в частности, благодаря обращению каждой культуры к общечеловеческим ценностям (любви, верности, доброте, красоте), что приводит в свою очередь к появлению схожих моментов, сюжетов в художественных произведениях самых разных народов (все матери мира одинаково поют колыбельные песни, все богатырские поединки, встречи с неузнанными детьми, братьями, сёстрами – совпадают), а у «соприкасавшихся» в своём развитии народов – к тождественным жанрам, например, эпосы «Алпамыс».
***
В.М. Жирмунский подчёркивал, что казахский и каракалпакский «Алпамыс» имеют единый древнейший эпический сюжет из всех сохранившихся у казахов, узбеков, каракалпаков или «Жоблая» («Кобланды»). Распространённый среди казахов, каракалпаков, татар, ногайцев, башкир эпос «Кобланды-батыр» повествует о борьбе кипчаков (входивших в ногайский союз племён) с калмыками.
Народная художественная культура сближает народы, способствует взаимопониманию, взаимопознанию, возможным на основе диалога культур, который представляет собой, как пишет А.Й. Арнольдов, не «обмен продуктами культур, а взаимное обогащение» (что особенно важно сегодня, при таких огромных масштабах миграции: она может способствовать решению проблем их адаптации «успешному приспособлению, вживанию в иную среду». Таким образом, в современных сложных условиях в связи с необходимостью восстановления исконных этических и эстетических норм, способов художественного и морального воспитания человека, происходит переоценка некоторых явлений, возникает потребность в возрождении народной художественной культуры, в качественно новом обращении к её исследованию.
Поэтому выбор нашей темы считаем вполне оправданным и актуальным: каракалпакская народная художественная культура не становилась предметом специального исследования и в философско-эстетическом аспекте она рассматривается впервые (если не считать кандидатской диссертации и монографий автора)
Комментариев нет:
Отправить комментарий