Поиск по сайту / Site search

26.01.2021

Антон Салмин: Краткая история савиров (сабиров)

В многочисленных трудах имеются попутные оговорки относительно истории савиров, однако они посвящены соседним племенам – гуннам, хазарам, болгарам и т.д. В статье предпринята попытка проследить краткую историю савиров. Работа опирается на классические письменные источники I тысячелетия н.э.

***

В истории происхождения и формирования чувашского народа слишком много неясных мест. Вопрос происхождения сабиров, предполагаемых предков чувашей, как отметил ещё Петер Голден, является одной из самых запущенных и раздражающих проблем (one of the largely neglected and vexing problems). До сих пор остаётся за семью печатями истина, которую желает узнать читатель. Чрезмерное желание читателей быстрее узнать, – с одной стороны, и великое намерение авторов скорее доставить свои соображения до читателя – с другой, порождали третье – беллетристику, компиляцию и сумбур. Большинство работ по этногенезу чувашей на сегодняшний день выполнено не выше уровня любительского краеведения.

Причина таких неудач – отсутствие прямых источников об исторических предках чувашей. В аналогичных случаях историческая наука за помощью всегда обращается к ретроспекции и сравнительно-исторической методологии. Ведь любые племена с самой загадочной историей непременно имели своих соседей, обязательно общались с другими племенами, входили в союзы. Своё можно познать только в сравнении с другими культурами. При этом «вдруг» станут заметными и общие, и особенные черты этноса. Тогда выход один – искать и изучать предков чувашей в связи с соседними общинами. Однако любая картина действий может реализовываться только в контексте пространства и времени. Народ не существует сам по себе. Не поняв, кто же был соседями изучаемого народа, невозможно ответить на главный вопрос.

Не зная причины, невозможно говорить о сути произошедшего события. Контекстное изучение соседей предков чувашей, естественно, не самоцель, главное – таким образом пролить луч истины на изучаемую проблему. Основной термин в работе – «племена». Как правило, племена, вовлечённые в поток Великого переселения, более цивилизованные соседи называли «варварами». Этот термин ничем, по сути, не отличается от греческого βάρβαροι, использованного в Византии по отношению к тем же «варварским» племенам, т.е. не принявшим христианство. В то же время некорректно подменять термины «племя» и «варвары» понятием «народ», что часто встречается и у вполне серьёзных историков.

***

Говоря о первом упоминании савиров, большинство исследователей берёт присковскую дату – 463 год. Однако савиры под другими наименованиями были известны за несколько веков до Приска. В середине II века они как Eaoagoi зафиксированы Птолемеем на Кавказе ниже аорсов и пагиритов. В начальный период кавказской истории предков чувашей часто путали с другими племенами, в первую очередь, с гуннами. «Гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племён, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие – савирами, но места их поселений разделены», – писал Иордан о племенах, составлявших ядро гуннской конфедерации. На самом деле по численности сами гунны в своих войсках занимали малое количество. Основную массу составляли союзники и покорённые племена. Ясность увеличивается с V века, когда савиры как активные участники персидско-византийских войн вовлекаются во взаимодействие с персами, восточными римлянами, племенами угров, аварами, аланами.

Стефан Византийский, описывая события V века, упоминает сапиров/савиров, обитавших на реке Акампис (Чорох) между Колхидой и Персией. После смерти Аттилы в 453 году и разделения гуннского союза по автономным племенам на Кавказе начинается господство савирской конфедерации. Государство оногуров распалось, а ему на смену пришло новое военно-политическое объединение во главе с савирами. Сюда же входили остатки гуннов и булгар. «Распад на Северном Кавказе первого гунно-булгарского объединения во главе с оногурами обусловил начало параллельного процесса объединения кочевников Восточного Предкавказья и становления нового военно-политического союза во главе с сабирами» [Ю.Р. Джафаров. Гунны и Азербайджан. Баку, 1985: стр.69].

В 463 году савиры напали на сарагуров, урогов и оногуров. Такое действие савиров было продиктовано тем, что к ним вторглись авары. А самих аваров изгнали племена, жившие на побережье. Сарагуры, в свою очередь, вторглись в земли акациров. Во второй половине V века савиры обосновались в районе реки Кума вдоль Каспийского моря. Как видим, этноним Еарегдог в византийских источниках вновь активно всплывает тут же после кончины Аттилы. Вспомним: Аттила становится единоличным лидером гуннского союза после насильственного устранения им родного брата Влиды/Блёды в 445 году. Затем Аттила объединял многие племена и вовсе узурпировал власть. До кончины Аттилы фиксируются только отдельные боевые эпизоды, в которых проявляли особую храбрость савиры/сабиры. В остальных случаях они действовали как составная часть войск Аттилы и были известны как гунны или, в лучшем случае, как «гунно-савиры» и «гунны, называемые савиры».

***

Из-за постоянных войн между Ираном и Византией, а больше всего – из-за выступления савиров то на одной, то на другой стороне, в савирском объединении образовались две группы: иранской и византийской ориентации. Савиры в эти годы представляли собой ряд самостоятельных «колен». «Но уже в начале VI века положение в савирском обществе изменилось. Из среды племенной знати выделилась наследственная династия, претендующая на управление всеми савирами. Представители этой династии вступили в открытую борьбу с сепаратизмом племенных вождей» [Я.А. Фёдоров. Хазария и Дагестан. Кавказский этнографический сборник. Наука, 1972: стр.21].

Дербентское и Дарьяльское ущелья служили главными военными и торговыми проходами. Учитывая это обстоятельство, савиры в начале VI века стали контролировать восточные и центральные районы Северного Кавказа. Они заняли районы обеих стратегических ворот. В «Летописи» Феофана Византийца под 516-517 годом (по Константинопольскому летоисчислению – 6008 год) записано: «Гунны, именуемые савир, переправившись через Каспийские ворота (т.е. Дербентский проход), разграбили Каппадокию, Галатию и Понт, чуть было не подступили к Евхаиту» [Феофан Исповедник. Хронография. Текст на древне-греческом и русском языках. Византийские исторические сочинения. Наука, 1980: стр.49].

Савиры представляли собой тогда одно из сильнейших племён в регионе. Согласно Феофану и Малале, в 528 году савирские вожди могли одновременно выступить с войском более чем в 120 тыс. чел. Отсюда можно предположить и об их общей численности, плюсуя к числу воинов их жён, по 5 детей и родителей. Получается около 1 млн душ. Другой такой мощной силы в то время на Кавказе практически не было. В этом году Боарикс, «женщина из гуннов, именуемых савир, пришла к ромеям. Имя этой женщины (Воа/Воа/Боа + /рикс «царица»), видимо, сходно с названием притока реки Фасис Боа(с), что на грузинском значит «крик». Она стала править в гуннских землях после смерти своего мужа Валаха. Под её властью находилось 100 тыс. воинов.

***

Персидский царь Кавад склонил двух племенных царей, родственных Боарикс, помогать ему в войне против римлян. Когда они проходили через владения царицы Боарикс, она напала на них. Одного, Стиракса, взяла в плен и в оковах отправила в Константинополь. Другого, Глониса, убила в бою. Так она сделалась союзницей Юстиниана. Относительно этого эпизода Питер Голден пишет, что савирская княгиня Боа управляла 100 тыс. людей и могла иметь в поле сражения 20-тысячную армию. На самом деле у Малала сказано, что Воа имела «под своим началом сто тысяч». 100 тыс. людей всего или воинов – Малала не уточняет. Дюла Немет склонен был читать 100 тыс. воинов, но в то же время полагал, что это число означает людей всего племени.

Видимо, он исходил из постулата, что каждый взрослый мужчина у савиров одновременно был воином. Однако в таком случае жёны, родители и дети остаются вне подсчёта. Феофан утверждал, что Боарикс имела «при себе сто тысяч гуннов», т.е. «гуннов, именуемых савир». Ни Малала, ни Феофан не утверждают, что у Боарикс было 20 тыс. воинов. На самом деле ни в одном источнике нет ясности, что означает 100 тыс. – это воины или вообще численность савирского населения. Однако известно, что два полководца из числа внутренних гуннов (по контексту можно полагать, что они тоже были «савирами, называемыми гуннами») шли в поход на выручку персам с 20 тыс. Естественно, в этом случае речь идёт о воинах, а не о простом населении.

О наличии у Воарикс войска из 100 тыс. человек однозначно писал Иван Стриттер [Известия византийских историков, объясняющие российскую историю древних времён и переселения народов. Часть 2: О тотфах, вандалах, гепидах, ерулах, уннах и о аварах. 1771]. Она наголову разбила оба отряда. Должно быть, у Боарикс численность войск во много крат превосходила численность соперника. А это – дополнительный аргумент в пользу многочисленности воинов под руководством Боарикс. Поэтому Питер Голден справедливо замечает, что нет ничего удивительного в том, что Византия изыскивала пути вовлечения савиров в союзники в их постоянных схватках с Сасанидским Ираном в целях доминирования на Кавказе.

***

В связи с подсчётом предполагаемого количества войск и населения савиров весьма полезно сообщение Иордана о численности гуннских войск. Вот эти строки: «После того как был коварно умерщвлён брат его Блёда, повелевавший значительной частью гуннов, Аттила соединил под своей властью всё племя целиком и, собрав множество других племён, которые он держал тогда в своём подчинении, задумал покорить первенствующие народы мира – римлян и везеготов. Говорили, что войско его достигало пятисот тысяч» [Ptolemaei Claudii Geographia. T. I. Lipsiae: Simptibus et typis Caroli Tauchnitii. Фрагменты 180-181]. Как видим, указанная Иорданом цифра учитывает воинов всех племён, входивших в войска гуннов. Однако Е.Ч. Скржинская считала, что Иордан преувеличивал реальную численность войск у гуннов. Тогда можно предполагать, что воинов в гуннских соединениях было менее 500 тыс. Из них 120 тыс. составляли воины-савиры, т.е. примерно четверть.

Такая пропорция идёт в пользу моего подсчёта, ибо савиры в составе гуннов по сравнению с другими племенами занимали подавляющую численность. В связи с описанием персо-византийских войн Прокопий заметил: «Между тем Кавад отправил другое войско. Оно состояло из персов и суннитов, соседей аланов. С ними было три тысячи гуннов, так называемых савиров, воинственнейшего племени». Вычислить год, в который происходило это событие, можно на основе упоминаемых в этом действе имён. Известно, что царь государства Сасанидов Кавад умер в 531 году – т.е. событие происходило до 531 года. Упоминаемый Прокопием в этом же абзаце Сита имел должность стратига и был поставлен во главе всего войска. Это 528-531 годах. А стратигом состоял Дорофей. Он командовал битвой под Саталой в лето 530 года. Таким образом, 3 000 савиров в 530 году на Кавказе воевали в составе войск персов против Византии.

***

Вместе с хазарами савиры «составляли одно и то же военно-политическое объединение, во главе которого, однако, стояли савиры, так как в первой половине VI века в большинстве исторических известий именно их наименование служит для обозначения варваров, обитавших севернее Дербента» [М.И. Артамонов. История хазар]. В 541 году развернулись военные действия между Ираном и Византией в Лазике. Это был стратегический район для обеих сторон. Важным пунктом стала мощная морская цитадель Петра, построенная по приказу Юстиниана к югу от реки Фасис. Однако местное население было недовольно византийской оккупацией. Лазы обратились за помощью к персидскому шаху. Тот хорошо подготовился и взял крепость. В 545 году было заключено перемирие между Персией и Византией.

Однако лазы на этот раз обратились за помощью к византийцам. Юстиниан в 549 году прислал сюда 7-тысячную армию. Царь лазов Гуваз наказал милитуму Армении Дагисфею послать кого-нибудь охранять ущелье, ведущее в Петру. Сам Гуваз двинулся к границам Лазики, чтобы охранять имеющиеся теснины. А до этого он заключил союз с аланами и савирами. «Между тем василевс Юстиниан послал племени савиров условленную сумму денег» [Procopii Caesariensis Opera omnia. Recognovit Jaecobus Haury. Vol. I: De bellis libri I-IV. Lipsiae: In aedibus B.G. Teubneri]. Как верно заметила комментатор Прокопия А.А. Чекалова, «союз с гуннами-сабирами был действительно важен, поскольку это был народ воинственный и хорошо знавший осадное дело». Сам Прокопий не раз отмечал эти качества у савиров и в книге «Война с готами».

В начале 551 года, использовав помощь гунно-савиров, византийский военачальник Бесса овладел, наконец, Петрой. При этом савиры применили тараны особой конструкции, что сыграло решающую роль для разрушения стен крепости. Эти тараны существенно отличались от тяжёлых и неуклюжих сооружений, передвигаемых запряжёнными быками. Как писал Прокопий, случайно в этом войске римлян было несколько варваров из племени савиров. Прибыв к осаждающим стены Петры, савиры увидели, что римляне при сложившихся обстоятельствах не знают, что делать, и попали в безвыходное положение. Тогда савиры «придумали такое приспособление (машину), какое ни римлянам, ни персам, никому от сотворения мира не приходило в голову, хотя и в том и в другом государстве было всегда, да и теперь есть, большое количество инженеров».

***

Прокопий даёт подробное описание савирскому изобретению. На этой машине нет брёвен, их заменили толстыми верёвками. В середине разместили свободно передвигающееся бревно с заострённым концом. Савиры приготовили три такие машины. Человек сорок из римлян, одетых в панцири, легко переместили эти тараны к стенам Петры. По сторонам машины встали воины, снабжённые шестами с железными крючками на концах. Когда удары бревна расшатывали ряды камней, они вытаскивали этими крючками рассыпающиеся камни и откидывали их. Так были разрушены стены Петры. Вскоре при осаде Археополя уже персы воспользовались услугами савирских лёгких таранов.

Персидский военачальник Мермероес прежде всего «велел сабирам делать много стенобитных машин, которые можно было бы людям носить на плечах; обычные машины он никоим образом не мог пододвинуть к укреплениям Археополя, так как они были расположены на подъёме горы. Он слыхал, какие машины были сделаны союзными с римлянами савирами около стены Петры немного раньше, и, подражая тому, что ими было там изобретено, из этого опыта хотел извлечь для себя пользу. Они стали делать то, что он им приказал, и скоро сделали много стенобитных орудий, таких же, какие сделали для римлян недавно, как я рассказывал, союзные с ними савиры... И вот персы и савиры, пуская в стоящих на стенах тучу стрел и копий, которыми они, можно сказать, закрыли здесь небо, почти добились того, что под их напором римляне готовы были оставить верх укреплений» [Procopii Caesariensis Opera omnia. Recognovit Jaecobus Haury. Vol. II: De bellis libri V-VIII. Lipsiae: In aedibus B.G. Teubneri].

В 552 году персидские войска под командованием военачальника Мермероеса хитростью взяли лазское укрепление Уфимерей. У персов были 70 тыс. отборных воинов и большое количество савиров. Таким образом, для римлян и лазов все эти плодородные земли от Мохерезиса до Иберии стали недоступны. По истечении зимы 552-553 годов между персами и римлянами утвердилось перемирие. Но Хозров не пожелал отказаться от Лазики. Деньги, вырученные от продажи римлянам яичек шелковичных червей, он раздал в качестве подарка гунно-савирам и набрал их в свои войска большое число. Всех их отправил к Мермероесу. Хозров приказал вести в Лазике дела со всей энергией и послал ему ещё много боевых слонов.

***

Вместе со всем персидским и гунно-савирским войском Мермероес двинулся к крепости лазов. Римляне, будучи в крепости, в открытый бой не вступали. К ним присоединился и царь лазов Губаз. Узнав, что в одной из крепостей находится сестра Губаза, персы решили взять её. Однако римляне защищались решительно. Им способствовал узкий горный проход к крепости. Персы повернули обратно. Римляне преследовали отступающих и в неудобном для персов месте убили многих, среди них был и начальник сабиров. Около его тела закипел сильный бой, в результате чего персы одолели противника и обратили их в бегство. В кампании 554-555 годов тяжеловооружённые савиры под предводительством «знаменитейших у них людей» Балмаха, Кутилзиса и Илигера приняли участие в войне на стороне Византии и разгромили сильный отряд дилимнитов – союзников персов. Однако в следующем бою в Иверии войска из гунно-савиров) в количестве 500 человек выступали уже на стороне персов.

По состоянию на 555 год непосредственными соседями савиров были аугары, бургары, куртаргары, авары, хазары, дирмары и другие племена. Живут они все «в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверями и оружием», – сообщал о них Захария Ритор. «К середине VI века савиры, являвшиеся наиболее сильным и многочисленным народом на Кавказе, захватили всю Северную Албанию (Ширан и Аран) в зоне Дербенд-Кабала, бывшую центром савирских поселений, и пробыли там более 100 лет» [Ашурбейли Сара. Государство Ширваншахов (VI-XVI века). Баку, 1983: стр.62]. В середине VI века савиры владели Прикаспийским проходом, где несколько позднее возник Дербент. В 552-558 годах савиры упоминаются на реке Техури в Западной Грузии.

Агафий писал: «Наёмники же из гуннов, которых называют савирами... расположились лагерем у Археополя и прилегающих местностей», т.е. в княжестве лазов. Как писал Менандр в 558 году, «авары вскоре завели войну с утигурами, потом с залами, которые уннского племени, и сокрушили силы савиров», т.е. нанесли тяжёлый урон их воинским подразделениям. В 559 году во время осады Херсонеса савиры изготовили небольшие шлюпки из длинных и крепких тростников, а также изобрели импровизированное устройство для укрепления вёсел на борту лодки и шлюпки с выносными уключинами в обе стороны [Golden Peter B. Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppes / ed. by Catalin Hriban. Bucure§ti : Editura Academiei Romane].

***

572 год знаменателен началом глубоких разногласий между Персией и Византией по кавказскому вопросу. Узнав, что гунны направили посольство к Юстину II, Хосров забеспокоился. Дело в том, что василевс платил персам ежегодно золотом, чтобы вторгающиеся племена не беспокоили оба государства. Тут Юстин расторг мир, сказав, что ему позорно платить дань персам. «Из-за этого имела место та самая великая война персов и ромеев» [Феофан Исповедник. Хронография. Текст на древне-греческом и русском языках. Византийские исторические сочинения. 1980: стр.54].

Как полагал И.С. Чичуров, под «вторгающимися племенами», о которых конкретно не говорил Феофан, следует полагать, прежде всего, кавказских гуннов, в частности гунно-савиров. Действительно, в это время гунны, под которыми имелись в виду савиры, владели Дербентом и были восточными соседями аланов. Савиры беспокоили византийцев и тем, что совершали дерзкие походы на их малоазийские провинции. В 576 году шли военно-тактические передвижения персидских и римских войск в борьбе за превосходство в Алвании.

Цезарь гневался на своих полководцев Курса и Феодора, упрекал их за то, что по вступлении в Алванию они не перевели на другое место савиров и алванов. Военачальники же ограничились взятием у этих племён заложников. Действительно, савиры немедленно свергли с себя господство римлян. Тогда римские военачальники опять вступили в Алванию и заставили савиров и алванов перелиться на западную сторону реки Кир (Кура) [Менандр Византиец. Византийские историки (пер. с греч. Спиридона Дестуниса; прим. Гавриила Дестуниса)]. Таким образом византийцы хотели удержать эти племена на своей стороне.

***

В 578 году Хозрой отправил из Кавказа в Месопотамию конницы, щитоносцев и стрельцов общим количеством около 20 тыс. воинов. Из этого числа 12 тыс. были персы, остальные – саракины и савиры. В другом источнике, описывающем события 579-590 годов, повествуется о вступлении многочисленных персидских войск на васпураканские земли. Были захвачены и преданы огню многие крепости, уведены в плен жители. Пострадали тогда многие области, в том числе и область Чуаш. И были отданы захваченные земли ишханам. Примерно в 613 году в Верхней Месопотамии (современный юго-восток Турции) завязался бой за крепость Беиудаес между местными жителями, персами и римскими войсками. Ромеи с необыкновенной силой осаждали крепость. У них в отряде был воин по имени Сапеир/Сапир. Феофилакт Симокатта даёт ему возвышенную характеристику: «Сапир физической силой был похож на воспетого Гомером Тидея, разумом превосходил Тидея, духом он был Геракл, а по доблести даже выше Геракла. Этот Сапир захватил с собой заострённые колья и, вставляя их в стену, таким образом забрался на крепость. Однако на башне крепости появился некто из персидского войска и столкнул на Сапира большой камень. Сапир покатился вместе с этим камнем вниз. При этом он рухнул вниз головой. Но раненый Сапир с упорством опять быстро стал подниматься по стене. И вот он схватился за зубцы стены. Но противник столкнул его вместе с расшатавшимся зубцом стены. Смельчак скатился вниз, «держа в своих объятиях эту бойницу, как дорогую любовницу». Но Сапир в третий раз пошёл на подвиг. На этот раз ему удалось забраться на стену и срубить персу голову. Один из братьев Сапира, став свидетелем доблести брата, повторил подвиг. За ним пошли и другие воины. Ворота были открыты, крепость взята». Комментатор Феофилакта Симокатты К.А. Осипова считала, что Сапир не есть собственное имя, в данном случае речь идёт о человеке из гуннского племени сабиров. Кроме того, из контекста узнаем, что у этого Сапира в отряде было несколько братьев. Действительно, Феофан уточнял: «Один из братьев этого Сапира (он был из них по возрасту старший)». Скорее всего, под именем в этом случае обозначены воины одного племени, а именно – савиров/сапиров.

***

В 657-659 годах распался Западно-Тюркский каганат. Одновременно в северо-восточных предгорьях Дагестана на основе раннефеодальных отношений образуется государство Сувар со столицей Варачан. По инерции византийские источники продолжают называть его Царством гуннов, а арабские хронисты – Джиданом. Сразу же после вступления Вараз-Трдата на княжеский престол Кавказской Албании (670-706) войска гунно-савиров во главе с князем Алп-Илитуером (правильная форма – Алп-Илутуэр) вторглись в страну Алуанк и стали опустошать области у подножия Кавказских гор и поселения гавара Капалак. Сам Алп-Илитуер переправился через реку Куру и перешёл в гавар Ути, стал захватывать скот, грабить и угонять всех в плен. Затем гунно-савиры расположились лагерем в долине у пределов Лпинка. Узнав об этом, Вараз-Трдат отправил своего доверенного к Алп-Илитуеру с мирными предложениями. Послу удалось склонить Алп-Илитуера к миру и дружбе. Тогда гунно-савиры вернулись в свою страну [Kaлaнкamyaци Mовсэс. История страны Ллуанк (в 3 книгах)].

В 723 году арабский полководец ал-Джаррах прибывает на территорию Вабандара, т.е. Варачана. В городе в то время было 40 тыс. домов. В 737 году арабский полководец Мерван при поддержке армянского князя Ашота предпринял поход на землю гуннов. Он овладел городом Варачан и вернулся оттуда победителем, захватив огромную добычу. Конечно, под «дагестанскими гуннами» в данном случае подразумеваются савиры.

К этому времени гунны не представляли ни единый этнос, ни единый военно-политический союз. Гуннами по инерции называли савиров. Полагают, что их столица Баланджар-Варачан прекратила своё существование после 737 года. Действительно, савиры покинули эти места. Но ушли, как преподносят некоторые историки, не на Волгу, а на Дон, где вместе с другими племенами образовали салтово-маяцкую археологическую культуру. А вот часть булгар после 737 года ушла на Волгу и образовала Волжскую Булгарию. К ним же перешла функция политического контроля над соседними племенами. Но в то же время большая группа булгар в самом конце VIII века. пребывала в степном Подонье. В конце IX – начале X века эльтебер волжских булгар начинает контролировать также барсилов и савиров [А.В. Комар. К дискуссии о хронологии раннесредневековых кочевнических памятников Среднего Поволжья II Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э.].

***

В VIII веке военно-политическая ситуация меняется ещё больше в пользу Хазарии. Хазары возлагают дань и на сувар, и на булгар. Страна Сувар становится хазарским федератом. Однако по состоянию на середину VIII века Дербент был в руках арабов. Хазары не могли с этим мириться, они делали в это время несколько попыток одолеть крепостные стены. Но безуспешно. Халиф дал приказ правителю Дербента Езиду восстановить старые укрепления. Были возобновлены и населены несколько разрушенных ранее крепостей, в том числе и Сувари. Кроме того, Езид поставил на границах, особенно в крепости Сувари, по 1 тыс. воинов. Таким образом, все укрепления вокруг Дербента были переполнены войсками, а город ограждён от хазар. Как видим, задолго до VIII века рядом с городом Дербент была крепость Сувари, первоначально построенная, несомненно, суварами.

Во второй половине IX века ибн Хордадбех фиксирует царство Сувар на северной стороне от Баба. В 863 году сувары, обитавшие в пределах Северный Кавказ – Дон, двигаются вверх по Итилю. Таким образом, савары/савиры/сувары обитали на Кавказе и побережьях Понта восемь веков. Из них два века (от смерти Аттилы до вхождения в Хазарское царство: 453 – ок. 650 года) савиры занимали на Восточном Предкавказье главенствующее положение. Таким образом, савиры выступали то на стороне Персии, то на стороне Византии, входили то в гуннскую, то в булгарскую конфедерацию, то вели автономную кочевническую и оседлую жизнь. У них на Кавказе была и своя государственность со столицей Варачан. Во всех случаях савиры сохраняли свою целостность, укрепляли свой племенной союз, выторговывали богатство у своих временных союзников. Источники по инерции продолжают называть страну савиров со столицей Варачан «страной гуннов».

***

Как отмечает Л.Б. Гмыря, по уровню социально-экономического развития «страна гуннов» (т.е. савиры) была «на пути формирования государственности раннефеодального типа» [Гмыря. Обретённая родина в представлениях номадов Прикаспийского Дагестана (IV-VII века)]. Разумеется, город Сувар на Волге отстроен после 922 года, а каменный город возник реально не ранее середины XIII века. Поэтому ал-Гарнати в 1135-1136 годах писал просто «жители Сувара», т.е. жители страны (или местности) Сувар. Во всяком случае, город Сувар, возникший на левобережье, «в золотоордынскую эпоху... экономической и политической роли уже не играл» [В.Л. Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV веках].

Вследствие монгольского нашествия происходит переселение части населения Булгарии на более северные земли. «В восточной части Закамья, в бассейне реки Омарки, возникает целая группа новых городов во главе с Керменчуком (в переводе с чуваш. Кермен чук – «Дворец жертвоприношений»), известным летописным городом» [Р.Г. Фaxрymдинов. Очерки по истории Волжской Булгарии]. Любопытно отметить, что савиры/сувары в своей длинной истории не терпели судьбоносных поражений в боевых действиях. В экстремальных обстоятельствах они меняли место дислокации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти