Но очевидно, что, будучи «принцем Египта» и принадлежа к самой его элите, Мойсей имел весьма насыщенную жизнь. Непосредственно о сем Библия умалчивает. Не вызывает сомнения то, что текст Исхода также является своего рода дайджестом, уже позже отредактированным последующими поколениями книжников. Посему кое-что находим исключительно в иных источниках, а также в непонятных фрагментах, сохранившихся в самом тексте.
В Ветхом Завете существует один весьма таинственный пассаж, постоянно привлекавший внимание многих изследователей. Вот он: «И возглаго́ласта Марiа́мъ и Ааро́нъ на Моисе́а жены́ ра́ди Еѳiо́пляныни, ю́же поя́ Моисе́й, и́бо жену́ поя́ Еѳiо́пляныню, и реко́ста: еда́ Моисе́ю еди́ному глаго́ла Госпо́дь? Еда́ и на́мъ не глаго́лаше?» (Числ.12:1-2).
Вне всякого сомнения, и Мариамна и Аарон являлись подлинными пророками Израиля и их авторитет был весьма высок. Но здесь подмечен конфликт, коий, скорее всего, уходит корнями в контекст бытия народа Израиля еще в Египте. О сем не принято напоминать, но остается очевидным, что на протяжении всей истории было не всё гладко, даже на самом высшем уровне. Авторитет Мариамны с Аароном сопоставим с авторитетом Мойсея, но не равен. Вопрос ли здесь во власти? Более вероятно, существенные вопросы от самих израильтян, у коих накопилось много недовольства к своему харизматическому вождю Мойсею.
Поводом к к конфликтц посоужило совершенно таинственная претензия: некая «жена эфиоплянка» (в подлиннике — кушитка). Как сие понимать, если из всех библейских источников нам известно, что супругой Мойсея являлась дочь мадиамского священника Сепфора, т. е. не хамитского, семитского происхождения, т. к. кинеи происходили непосредственно от потомков Авраама и Хеттуры, причем никогда не отклонялись от истинного Богопочитания. Проф.А.Лопухин по сути не высказывает своего мнения, лишь озвучивая все версии: «Под «эфиоплянкой», женой Моисея, одни разумеют Сепфору, дочь мадианитянина Иофора, так как-де земля мадианитян находилась в смежности с землей эфиопского племени омиритов или савеев (3Цар.10:1; Лк.11:31) и могла также называться эфиопской (блаж. Феодор., Толк. на кн. Чисел, вопр. 22). Другие, основываясь на данных Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 2:10, 2), разумеют дочь эфиопского царя, на которой будто бы женился Моисей еще будучи при фараоновом дворе, после одного блестящего похода против Эфиопии. Третьи разумеют кушитку, жительницу южной Аравии, взятую Моисеем после предполагаемой смерти Сепфоры во избежание родственных связей в Израиле.
Очевидно, что «эфиоплянка» послужила лишь поводом для Аарона и Мариами выразить Моисею чувства их оскорбленного честолюбия: последнее не могло мириться с исключительным положением в народе их брата».
Смешение семитов и хамитов было строго запрещено. Более того, израильтяне не вступали в браки даже с определенным количеством семитских племен, коих считали оскверненными. Как в таком случае быть с «кушиткой»?
Известный протестантский пастор Бернард Компарет в статье «На ком же был женат Мойсей?» пишет: «В библейские времена существовало две разные страны под названием Куш, одной из которых была Эфиопия, расположенная к югу от Судана в Африке. Был еще один Куш, который находился в восточной Месопотамии или в других временах был частью Вавилонской империи. Эти люди никогда не были черной расой. Этот Куш процветал около 1500 г. до н.э., во времена Моисея, исход из Египта произошел в 1486 г. до н.э. взял ли Моисей свою жену? Обратите внимание, что в Библии нет абсолютно ничего, что говорило бы или даже намекало на то, что Моисей когда-либо был в Эфиопии или в каком-либо другом месте, где он мог бы найти негритянку для женитьбы. Библия действительно говорит нам, где Моисей взял свою жену или кем она была. Помните, Моисей убил египтянина, который бил израильтянина...
По логике вещей, он хотел бы, чтобы они переехали дальше, чем на несколько миль, поскольку вся идея заключалась в том, чтобы отправить их достаточно далеко, чтобы они не были соседями Исаака и, возможно, поссорились с ним из-за наследства. Следующим важным местом, куда они могли отправиться, был Куш. Куш находился в долинах рек Тигр и Евфрат, в той же стране, которая в другое время была частью важной Вавилонской империи. Так мадианитяне и его потомки стали кушитами, людьми, живущими в царстве Куша. Помните, однако, что по расе они были потомками Авраама, тесно связанными с Исааком и его потомками, израильтянами. Однако они остались отдельной нацией и так и не вошли в состав Израиля. Поскольку это единственная жена, которая, как говорит нам Библия, была у Моисея, ясно, что она была мадианитянкой, чья семья жила в Хуше в долинах Тигра и Евфрата. Логично, что именно здесь Моисей нашел бы свою жену».
По сути, всё высказанное пастором, - всего лишь безпомощная дедукция, ибо противорнечит не только расовым установкам «Христианской Идентичности», но установлениям древнего Израиля. Понятно, что пастор Б.Кампарет имел в виду месопотамский город Киш, коий и на самом деле основан библейским Хушем. Но нет ни малейших данных, что древние мадинятяне проживали в тех пределах. Более того, надо говорить даже не вообще о Мадиаме, а конкретно о кинеях, а сие племя (или строго религиозная группа) никогда не выходила за пределы определенного ареала.
Т.к., действительно, ВЗ хранит полное молчание о младых годах «принца Египта", обратимся к внебиблейским источникам. Некоторое разъяснение мы находим у Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» (кн.2, гл.10): «1. Затем Моисей, о рождении, воспитании и юности которого было сообщено вышеуказанным образом, доказал египтянам свою доблесть, равно как и то, что он родился для унижения их и для возвеличения евреев. Поводом к этому ему послужило следующее обстоятельство: эфиопы (соседи египтян) ворвались в их страну, похитили у них все имущество и угнали весь скот египтян. В ярости последние пошли на эфиопов походом, чтобы отомстить им за обиду, но, побежденные в битве, одни из них пали, другие же искали спасения в постыдном бегстве на родину. Эфиопы следовали за ними по пятам, считая трусостью не занять всего Египта, еще далее проникли в страну и, вкусив от тамошних благ, уже не хотели более от них отказаться. Напав поэтому сперва на пограничные области, которые не осмелились оказывать им сопротивление, они дошли до Мемфиса и до самого моря, причем ни один город не смог противостоять перед ними. Стесненные таким грустным оборотом дел, египтяне прибегли к вопрошанию оракулов и к прорицаниям. Бог их посоветовал им обратиться за помощью к евреям, и фараон потребовал у своей дочери выдачи Моисея, чтобы он послужил ему в качестве военачальника. Царевна предоставила Моисея отцу, заставив последнего поклясться, что юноша не подвергнется с его стороны никакому насилию; на эту просьбу о помощи она смотрела как на великое (оказываемое ею стране) благодеяние и стала упрекать жрецов, которые советовали убить Моисея, в том, что они теперь не стыдятся просить его о помощи.
2. Упрошенный Фермуфисою и фараоном, Моисей усердно взялся за это дело. Равным образом радовались и ученые книжники обоих народов: египетские – тому, что теперь, когда они, благодаря доблести Моисея, победят врагов, им представится возможность избавиться и от него каким-нибудь коварным способом; еврейские – тому, что у них возникала надежда на освобождение от египтян под предводительством Моисея. Желая предупредить врагов раньше, чем они могли бы узнать о его на них нападении, Моисей отправил против них войско не морским путем, но сухопутным. При этом он дал образчик своего изумительного ума. Дело в том, что путешествие по суше представляло большие затруднения ввиду множества змей. Их там страшное обилие, причем существуют и такие, которые в других местах нигде не водятся и отличаются силой, злокачественностью и безобразным видом; некоторые из них вдобавок обладают крыльями, так что не только могут оказать вред, крадучись по земле, но и, налетая сверху, нападать на людей, которые того совершенно не ожидают. И вот Моисей придумал для большей безопасности и спокойствия войска следующее удивительное средство: он велел приготовить плетеные коробки из тростника, наполнить их ибисами и взять с собой. Эти птицы очень враждебно относятся к змеям, которые быстро удаляются при их появлении, но, попавшись ибисам, налетающим на них с быстротою оленя, уносятся и пожираются последними. При этом ибисы легко приручаются, не изменяя своего отношения только к змеям. Впрочем, так как греки хорошо знакомы с этими птицами и их внешностью, я не буду здесь останавливаться на их описании. И вот, когда Моисей добрался до местности, где водятся змеи, он стал выпускать ибисов на змей и пользовался их борьбой, чтобы оградить свое войско. Совершая таким образом переход, Моисей нагрянул на эфиопов раньше, чем они могли предполагать это. Затем он сошелся с ними в бою, победил их и отнял у них всякую надежду на подчинение египтян. Немедленно за этим он двинулся на города эфиопские и при завладении ими произвел большую резню среди жителей. Увидев такое геройство Моисея и уже почувствовав его результаты, египетское войско перестало теперь страшиться всяких затруднений, так что для эфиопов оставался лишь печальный выбор между пленом или полнейшим разорением. Наконец они были оттиснуты в главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь своей родной сестры в Мерое204, и подверглись здесь осаде. Это место было почти неприступно, так как с одной стороны его обтекал полукругом Нил, с другой же стороны – две другие реки, Астап и Аставор, своим течением отрезали наступающим доступ. Внутри же, на острове, находился самый город, окруженный крепкой стеной; и хотя реки служили ему достаточным оплотом против врагов, тут возвышались за стенами еще огромные искусственные валы, которые должны были служить более надежною защитою против напора воды при разливе и делали врагам взятие города крайне затруднительным, если бы им даже удалось переправиться через реки. И вот, пока Моисей с крайним неудовольствием видел тут бездействие своего войска (так как враги не решались вступить в бой), с ним случилось следующее происшествие. У эфиопского царя была дочь Фарбис. Видя, как близко Моисей подводит войско свое к стенам [города] и как он храбро сражается, и удивляясь его необычайно умелым распоряжениям, поняв, что, благодаря ему, египтяне, потерявшие было свою свободу, теперь снова ее себе вернули и пользуются таким успехом, тогда как столь гордившиеся своими удачами эфиопы стеснены и подвергаются крайней опасности, она воспылала безумной страстью к Моисею. Так как это чувство все более и более овладевало ею, она решилась послать к Моисею самых верных слуг своих для переговоров о браке. Когда он поставил условием для этого сдачу города и дал клятвенное обещание, что он, женившись на царевне и заняв город, не нарушит договоров, то тотчас же было приступлено к делу. Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак и повел египетское войско обратно на родину».
Данное сообщение, очень маловероятно, почерпнуто историком исключительно из преданий. Я подозреваю, что сохранялся некий текст внутри ВЗ, конечно, не так разцвеченный деталями, как у Иосифа Флавия. Определенные дополнения мы можем почепнуть и в апокрифах. Средневекавая Книга Яшера — как сумма переработанных апокрифических текстов, иногда весьма реликтового происхождения, - содержит знаменательные указания:
« И взял Моисей мудростью своею тот город, и дети Куша посадили его на трон, вместо Кикиануса царя Куша. И возложили они царский венец на голову его, и дали в жены ему Адонию (Adoniah) Ефиоплянку(Kushite) - царицу, жену Кикиануса. Но Моисей боялся Господа Бога (YHWH Elohi) отцов своих, так, что он не входил к ней, и не обращал глаза свои на нее. Ибо Моисей помнил, как Авраам заставил слугу своего Елиезера клясться, сказав ему: не бери жены из дочерей Ханаана, сыну моему Исааку. И что сделал Исаак, когда Иаков ушел от брата своего, когда он заповедал ему, сказав: не бери себе жены из дочерей Ханаана, не вступай в союз с кем-либо из детей Хама. Ибо Господь Бог(YHWH Elohim) наш, дал Хама сына Ноя и детей его, и весь род его, в рабы детям Сима и детям Иафета, и семени их в рабы, вовеки. Посему Моисей не обратил ни сердца своего, ни глаз его, на жену Кикиануса во все дни царствования его над Кушем» (73:30-36). Нет никаких сомнений в четкой расово-религиозной позиции Мойсея. Сие подтверждается словами и самой кушитской царевны: «Истинно, вы знаете, что за сорок лет, что человек сей царствовал над Кушем, он не приближался ко мне, притом он не служил богам сынов Куша. А теперь послушайте, о сыны Куша, и пусть человек сей не будет более царствовать над вами, так как он не от нашей плоти. Вот, Менакрус (Menacrus) сын мой вырос, пусть он царствует над вами, ибо лучше для вас служить сыну господина вашего, чем служить чужаку - рабу царя Египетского. И весь народ и знатные из сынов Куша услышали слова, которые царица Адония говорила в уши их. И весь народ готовился до вечера, а утром они встали рано и сделали Менакруса, сына Кикиануса, царем над собою. Но все сыны Куша боялись простереть руку свою на Моисея, ибо Господь(YHWH) был с Моисеем. И сыны Куша вспомнили клятву, которой поклялись они Моисею, поэтому не причинили они никакого вреда ему» (76:5-10 ).
Из вышеозначенных сообщений можно установить, что кушитскую царевну звали Tharbis, а Адония — всего лишь ее титул, нечто типо Госпожа (возможно, обожествляемая?). По Yashar Shemot (мидраш на Второзаконие) получается, что эфиопская эпопея Мойсея происходила на его 27 г. жизни. То, что он пребывал там 40 лет, очевидно, путаница из-за непонимания или неправильного перевода древнего текста (скорее всего египетского). В 40 лет Мойсей убил египтянина и бежал из Египта. Пребывание же в Эфиопии продолжалось максимум 5 лет.
Из всего вышеозначенного следует вывести следующее: Мойсей имел чисто династический брак с кушиткой Тарбис, но не по израильному, а по египетскому праву «принца Египта». Лишившись своего социального статуса, он лишился и данных обязательств. Он вступает брак с чистейшей линией Богопочитателей, в лице кенитки Сепфоры.
Возникает справедоивый вопрос: а, будучи «принцем Египта», не имел ли Мойсей египетских жен или даже гарем, как то предписывалось членам дома Фараона, к коему он принадлежал? Почти невероятно, что он мог игнорировать данное установление, даже будучи Богопочитателем. Вероятнее всего, став мятежником и бежав, он вызвал репрессии против своего официальной семьи: его жены, дети и гарем полностью подвергся истреблению.
Мойсей начинает жизнь с нового листа, как после смерти, опустившись не только на самое социальное дно, но и выпав из «цивилизационного» тренда своей эпохи.
Однако, его прошлое никем никогда не забывалось, что и проявилось в претензиях Мариамны и Аарона.
Остается предположение и в том, что именно с пребывания Мойсея в Мерое там институлизуется община монотеистов. Весьма характерно, что на протяжении тысячедетий именно в Эфипии сохранялся архаического типа монотеизм с весьма сильными иудейскими элементами не-талмудического круга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий