Элиас Отис: Футувва
Футувва (по-арабски فتوة, «молодость» или «рыцарство») — концепция нравственного поведения, вокруг которой развивались многочисленные институты средневековых братств. Обладая характеристиками, аналогичными рыцарству и добродетели, эти общинные ассоциации арабских мужчин приобрели значительное влияние как стабильные социальные единицы, оказывающие религиозное, военное и политическое влияние в большей части исламского мира.
1. История и развитие
1.1. Происхождение
В самом буквальном смысле слово «футувва» обозначает молодость. Только в VIII веке нашей эры это слово стало обозначать нечто вроде морального кодекса. Эволюция этого слова от физического свойства к моральным основам была вызвана слиянием и исламизацией персидских и арабских традиций.
Распространение ислама сопровождалось и распространением образа идеального арабского мужчины, или фата. Даже в доисламскую эпоху эта тема фигурировала в популярной форме поэзии, вращавшейся вокруг некоего Хатим ат-Таи, знаменитого арабского поэта, известного своей щедростью. Ат-Таи вновь появляется в ранней литературе футуввы как доисламский предок рыцарского этического кодекса, который позже найдёт выражение в подобных исламских фигурах, прежде всего — в образе Али ибн Абу Талиба. Со временем эта поэзия придаст фата — эпитету, используемому в Коране для прославления праведности таких фигур как Юсуф, Ибрагим или Спящие в Пещере — более глубокий нравственный смысл. На развитие арабского представления об идеальном человеке в дальнейшем повлияли персидские концепции джаванмарди — аналогичная система идеалов, тесно связанных с суфийскими орденами.
Одна из самых ранних попыток кристаллизовать концепцию футуввы в литературной форме появляется в трактате IX века «Абу аль-Фатих», в котором фата связывается с ожиданиями, определяющими поведение за столом. Ассоциации молодых людей, упомянутые в кодексе «Аль-Фатих», — предшественники более формально организованных братств последующих веков, — впервые описаны в «Китаб аль-Агани», антологии стихов и песен арабских народов IX века. Хотя футувва в стихотворениях явно не упоминается, они описывают новый класс молодых людей Сирии, которые регулярно собирались вместе, чтобы выпить и повеселиться, и критикуют их за склонность игнорировать законы местного губернатора. Эта явная стандартизация ранее туманной концепции моральной праведности задала тон более обширным кодексам футуввы, которые начали разрабатываться между XI и XIX веками н. э.
1.2. Реформа халифа Ан-Насира
К XII веку концепция футуввы и организации, основанные на её рецептах, распространились по всему исламскому миру. Свидетельством быстрого роста их влияния в регионе является то, что халиф Ан-Насир Лидиниллах одобрял и поддерживал футувву. В 1182 году Ан-Насир был посвящён в ряды футуввы, облачаясь в её одежды, и пил солёную воду во имя своего главного шейха. Со временем халиф будет использовать футувву как умное средство утверждения халифской, а не религиозной власти с помощью религиозной иерархии. Он был особенно известен тем, что раздавал облачения футуввы региональным лидерам в подтверждение своего более высокого статуса. Хотя первоначальный текст реформ халифа 1207 года был утерян, его копии описывают попытку реструктуризации и институционализации футуввы выгодным для власти халифа способом. Одна, например, миссия 1221 года в Анатолию стремилась распространить эту реформу по всем пределам исламского мира. Её содержание включает такие меры как усиление важности распределения футуввы халифом и утверждение ответственности халифа за защиту зданий футуввы.
В конечном итоге присвоение халифом футуввы привело к расцвету литературы об этом явлении. Однако вместо того, чтобы превратить братства в монолитные единицы под управлением халифа, меры по реформе породили беспрецедентное разнообразие взглядов на организации такого рода, и появилось множество новых инноваций и интерпретаций. Так продолжалось некоторое время после смерти его основателя. Попытка Ан-Насира реструктурировать институт так, чтобы укрепить его контроль над исламским обществом, оказалась неудачной.
2. Футувва в Анатолии
2.1. Обзор
Термин «Ахият» используется учёными для обозначения отличительных особенностей организации футуввы Анатолии от других аналогичных ассоциаций Ближнего Востока. Ко временам путешествия Ибн Баттуты через Малую Азию в начале XIV века Ахият аль-Фитьян, или Братство Молодёжи, существовал во всех крупных городах Анатолии. Эти братства ахи получили известность в XIII веке после падения великой Империи Сельджуков. В отсутствие мощной центральной власти эти братства могли осуществлять стабилизирующее религиозное, политическое, экономическое и военное присутствие в Анатолии.
2.2. Структура и членство
Когда Ибн Баттута путешествовал по Анатолии, он регулярно останавливался в ложах Ахията и восхищался гостеприимством хозяев. Лидер каждого братства должен был организовать приют, члены которого в конце рабочего дня собирали деньги для приобретения еды и питья. Когда путешественники вроде Ибн Баттуты находились в городе, они развлекали их замысловатыми пиршествами, религиозными дебатами, песнями и танцами. Хотя состав этих организаций в конечном итоге сильно смещается в сторону купечества, многие из них всё ещё могли похвастаться разнообразием членов. На самом деле, вполне вероятно, что среди преимущественно аграрного населения Анатолии большинство братств не могли состоять из представителей лишь какой-то одной профессии.
2.2.1. Религиозный аспект
Во многих отношениях религиозная ткань Ахията была усилена заметным распространением суфийских дервишей по всей Анатолии одновременно с упадком византийского контроля и ростом политического влияния самого Ахията. Обладая преимущественно суфийскими чертами, многие члены Ахията были пылкими в своём религиозном рвении, участвуя в эзотерических ритуалах, песнях и танцах. Богословы Ахията были интегрированы в верхний слой Османской империи при Орхане Гази. В начале правления Османской династии на подчинённой им территории проживало множество христиан. Орхан направлял эрудитов-ахи на публичные дебаты с христианскими теологами в надежде склонить местное население на сторону ислама.
После политического упадка Ахият аль-Фитьян многие из его более духовных членов присоединились к ордена дервишей Мевлевия, Халватия и Бекташия.
2.2.2. Военный аспект
Отношение Ахият аль-Фитьян к ведению войны широко варьировалось в зависимости от местных условий. Городские братства проявляли яростную преданность своим городам и часто приходили на их защиту от агрессоров. Одни братства мирно объединялись вокруг торговли или суфизма, другие же были тесно связаны с вооружёнными отрядами, участвующими в газавате, или священной войне, совершавшими набеги на города и деревни Дар аль-харба (земель, граничащих с исламским миром) и собиравшими с них огромную дань. Все эти союзы обогатили Ахиях посредством средств борьбы, приемлемых в соответствии с законами шариата.
2.2.3. Политический аспект
Хотя турецкая экспансия в Западную Анатолию произошла вскоре после краха византийской власти в XIII веке н.э., политика децентрализации, проводимая Сельджуками и Монгольской империей, позволила братствам ахи оказывать значительное влияние. Для поддержания этой системы требовалась обширная сеть сельджукского покровительства, обеспечивающая лояльность отдалённых групп за счёт организации общественных работ, строительства лож ахи и дервишей и устроения гробниц. В городах братства стремились сохранить порядок и стабильность, в некоторых случаях действуя в качестве дипломатов с иностранными лидерами и государственными органами для поддержания мира.
2.2.4. Социально-экономический аспект
Тот факт, что турецким ремесленным союзам Малой Азии приходилось конкурировать с византийскими мастерами, внёс большой вклад в создание братств, объединённых общими ремёслами. Заметное влияние Ахията на Османскую империю можно увидеть в интеграции традиции футуввы в систему османских гильдий. Хотя изначально Ахият был открыт для людей разных профессий, по мере того, как османы укрепляли своё правление в Анатолии, организация была преобразована в гильдии ремесленников и торговцев. Во время Османской империи правительство не обучало население вопросам призвания. Профессиональное обучение проводилось гильдиями, и трактаты футуввы использовались в качестве конституций гильдий Османской империи.
2.3. Отношения с Османским государством и политический упадок
Во время образования Османского государства в XIV веке Ахият был весьма влиятельным учреждением по всей Анатолии. Однако имперская власть понимала, что как независимые единицы местного влияния братства ахи могут стать рассадниками революционной агитации и религиозной ереси. Обвиняемые в заговоре против государства, многие братства оказались поглощёнными агрессивным экспансионистским государством Османской империи. Однако при Мураде I и его преемнике Баязиде Громовержце недовольство ахи и их негодование по отношению к имперским попыткам установления контроля в конечном итоге привели к открытому восстанию. По мере усиления имперского влияния эти восстания подавлялись всё легче и легче, и Ахият аль-Фитян практически полностью вернулся к своим экономическим или религиозным основам, присоединившись к гильдиям или суфийским орденам.
3. Футувва в Армении
Ещё в XII веке армянский священник Матфей Эдесский упоминал, что армянские молодёжные ассоциации описывались примерно теми же словами, которыми позже описывалось анатолийское Братство Ахи. В своём дневнике священник описывает ссору между группой из восьмидесяти молодых торговцев рыбой и местными горожанами. В тексте отражено множество форм поведения, весьма похожих на таковые у ахи, — в частности, пьянство, танцы и физическая борьба.
После сельджукской оккупации армянский народ за пределами Киликийского царства оказался подчинён исламскому праву. Благодаря межкультурному обмену или инновациям армянские братства становились всё более светскими. Настолько, что в 1280 году Армянская церковь предприняла попытку реформы, аналогичной реформе футуввы, предпринятой халифом Ан-Насиром. Вскоре были написаны конституции, подобные тем, что регулировали исламские группы футуввы. Одним из их авторов стал, например, священник и поэт Ованес Ерзнкаци.
Структурно и функционально армянские братства имели много общего с другими группами футуввы. Подобно Ахияту аль-Фитян, армянскими братствами руководил манктаваг (юношеский атаман), имевший как религиозное, так и светское влияние. Прослеживается также множество параллелей между сочинениями Ованеса и Шихабуддина Умара ас-Сухраварди (1144-1234) — человека, который написал первые мусульманские трактаты футуввы в Анатолии. Во-первых, основу футуввы составляла религия. Ованес писал о важности религиозных обрядов, таких как ежедневная троекратная молитва. Он также изложил правила для «открытых и закрытых частей тела». Но самое главное, что с нехристианами было запрещено общаться. Далее, Ованес подчёркивал, что члены братства обязаны поддерживать друг друга. Например, в трактатах говорилось, что участники должны объединять свои прибыли и жить за счёт них. Эта практика особенно поразительно напоминала братства мусульманских ахи, члены которых приносили свои ежедневные заработки в ложу гильдии на её развитие и на оказание гостеприимства. Наконец, главной целью футуввы было поддержание нравственного поведения её членов. Ованес писал, что важно иметь сильные тело и душу, подобные хорошо организованному городу с «одной цитаделью и пятью вратами вокруг неё». Пять врат — это глаза, уши, нос, руки и ноги, и все они отвечают за чувства. «Этими вратами, — отмечал Ованес, — входит всякое добро и всякое зло». Членам церкви нужно было правильно тренировать и использовать свои чувства, чтобы защитить себя от греха. Например, в трактатах упоминается важность целомудрия. Если член братства был женат, ему советовали держаться подальше от «чужих» постелей. Среди его членов также не поощрялось употребление вина, поскольку оно приводит к дурному поведению. Армянские братства обычно были связаны с торговлей и преданно защищали свои города от вторжений.
4. Историография
Футувва стала темой для европейских востоковедов после упоминаний в работе Франца Тайшнера. Позже её изучал Клод Каэн как социальный феномен средневекового Ирака и Турции.
5. Современное использование названия
5.1. Парижская Аль-Футувва
Аль-Футуввой называлась Националистическая ассоциация молодых арабов, основанная в 1913 году в Париже во время Первой Мировой войны.
5.2. Иракская Аль-Футувва (1930-1940-е годы)
Это название носило также молодёжное националистическое панарабское фашистское движение наподобие Гитлерюгенда, существовавшее в Ираке в 30-40-е годы. В 1938 году молодёжная организация Аль-Футувва направила делегата на митинг НСДАП в Нюрнберге и, в свою очередь, принимала лидера Гитлерюгенда Бальдура фон Шираха.
Фашистский панарабский клуб Аль-Мутанна и его движение аль-Футувва (Гитлерюгенд) участвовали в Багдадском еврейском погроме 1941 года, известном как Фархуд.
Помимо фанатичного панарабизма, Футувва приняла откровенно тоталитарную идеологию.
5.3. Иракская Футувва (1950-е годы)
«Daily Telegraph» писал, что, хотя Саддам Хусейн никогда не признавал подготовку молодёжных бригад, в нескольких прошлых выступлениях он восхищённо отзывался о Гитлерюгенде. Широко распространено мнение, что он принадлежал к военизированной молодёжной организации Футувва, созданной по образцу Гитлерюгенда и сформированной в Багдаде в конце 1950-х годов.
5.4. Использование концепции Футувва в Египте
В современном Египте этот термин используется по отношению к молодым людям, которые пытаются совершать квазирыцарские поступки, такие как помощь другим в сопротивлении запугиванию со стороны конкурирующих групп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий