Книга не переводилась и не издавалась на русском языке (во всяком случае, не известны такие издания).
«... Средняя Азия, чаще упоминаемая российскими географами под названием Туркестан, страна тюрок (Примечание переводчика: так написано у Кастанье, хотя конечно это территория расселения и тюркоязычных, и ираноязычных народностей.), это огромная территория, простирающаяся от Каспийского моря до Китая и от степей Киргизской пустыни до полупустынной линии на юге, которая служит границей между территорией Союза советских республик, Персии и Афганистана.
В рамках этого кратко изложенного географического понятия большевистская революция создала три советских государства, которые включают в себя старые политические единицы: собственно Туркестан, Бухарское и Хорезмское ханства. Эти государственные образования в процессе трансформации были основаны на этнических группах для формирования республик и самоуправляющихся провинций, объединенных в конфедерацию советских социалистических республик Средней Азии.
Общее население этого региона может составлять от семи до восьми миллионов жителей. Этнический состав этих жителей довольно разнообразный, но они могут быть сведены к двум основным группам: тюрки, куда входят узбеки, киргизы, туркмены, кипчаки и каракалпаки; и иранцы, к которым относятся таджики, галтчийцы и ягнобцы (J. Castagné, Russie slave et Russie turque. R. M. M. edit. Leroux, Paris, 1923.).
Узбеки из всех этих групп являются самыми многочисленными и самыми беспокойными. Благодаря своим военным достоинствам, своей дисциплине и храбрости они смогли играть выдающуюся роль в истории Центральной Азии.
Политическое, а не этническое выражение для обозначения этой группы появляется в течение XIV-го века при узбекском хане, потомке Джучи (1312-1342). Это имя первоначально служило для обозначения людей его орды, которые кочевали в то время в степях Дешт-и-Кипчак, тогда название Узбекистан было дано стране, которая лежит между нижним течением реки Сырдарьи, Аральским морем и Уралом.
Что касается иранской группы, то в процессе тюркизации до недавнего времени она имела только крошечное меньшинство, затерянное среди других этносов мусульман Средней Азии. Советское правительство, выведя их из забвения, решило создать Советское политическое единство.
Колыбель древних цивилизаций — Туркестан видел за череду столетий лавины народов: скифы, массагеты, персы Кира, фаланги Александра, гунны, арабы, турки, монголы, узбеки, русские. На этом перекрестке людских потоков выросли и расцвели древнейшие религии Земли: маздаизм, буддизм, шаманизм, несторианство, ислам и двадцать других более или менее прочных философско-религиозных течений.
После бесчисленных перипетий жители этой страны наслаждалась жизнью в очень продвинутой цивилизации. В свою очередь такие города как Мерв, Самарканд, Хива, Бухара, Коканд были центрами крупных политических государств с независимыми ханами и эмирами. В этом изолированном уголке мира с несравненными богатствами появились великие государственные деятели: Чингизхан, Тамерлан, Бабур, Надиршах; собиратели народов, могущественные монархи, основатели меньших династий, но в равной степени страшных: сельджуки, Буграхан, Тогрул (Ванхан), Мелик-шах, Алп-Арлслан, Узбекхан, Шейбанихан; люди науки, иногда чрезвычайно талантливые: Ибн-Сина (Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на), более известный на Западе как Авиценна — известный философ и врач, родившийся в 980 году под Бухарой, умерший в Хамадане в 1037 году; такие писатели, как Самани, Газневи, Хафизи Абру, такие друзья наук, искусств и прогресса, как Абдулла-хан, правитель Улугбек, который был сам ученым, чьи астрономические таблицы поражают своей точностью; историки, летописцы: Аль Бируни из Хорезма (XI век), султан Бабур, автор замечательных мемуаров, хан Абул Гази из Хорезма, написавшей историю этой страны (1643 -1663), Абдул-Карим Бухари, Мирза Шамс Бухари, Аттар Мулла Аваз Мухаммад, автор истории Кокандского ханства; поэты любовной лирики Дивана-и-Махраб из Намангана и Навои из Хивы (Примечание переводчика: Здесь у автора ошибка, поскольку, как известно, Навои был не из Хивы, а из Хорасана.), такие проповедники как Ахмет Ясави, Сеид Ахмет-Казани, Бахауддин Накшбанд, Ходжа-Ахрор и так далее. К этим именам следует добавить огромное количество безвестных художников, архитекторов, декораторов, химиков, дизайнеров, орнаменталистов, резчиков, керамистов и других мастеров, авторов замечательных памятников мусульманской архитектуры Средней Азии, которые на протяжении веков вызывают восхищение до сегодняшних дней».
Комментариев нет:
Отправить комментарий