Пошук на сайті / Site search

23.04.2023

Амвросий фон Сиверс: Патриарх Гад

Гад (ивр. ‏גד‏‎ — «счастье», также «вооруженная толпа») — библейский ветхозаветный персонаж; седьмой сын патриарха Иакова, первый сын Зелфы, служанки его жены Лии (Быт. 30:11), родной брат Асира. 

Колено Гадово (ивр. ‏שבט גד‏‎) — одно из колен Израилевых. Родословную вело от Гада, седьмого сына Иакова (от Зелфы). При разделе Земли Обетованной оно, обладая множеством стад скота, получило вместе с коленом Рувимовыми и половиной Манассиевого колена территорию на восточном берегу реки Иордан. Несмотря на пастушеский образ жизни, выделялось своей храбростью и воинственностью. Гадитяне описываются как храброе и воинственное племя. Они были вооружены щитом и копьём «лица львиные — лица их, и они быстры, как серны на горах». Будучи передним краем израильского народа за Иорданом, оно активно помогало своим соплеменникам завоёвывать земли, вело успешные и победоносные войны с агарянами, исмаилитами и другими аравийскими племенами того времени. Колено Гадово раньше других израильских племён стало объектом нападений ассирийских царей. Во времена пророчества Иеремии его территория была завоевана аммонитами, а в 733-732 до н. э. присоединена к Ассирии.

Среди городов Гада значительными считались — Рамот, Яэзер, Ароер, и Дибон.

В то же время, надпись Меши, моавитского царя сообщает, что «человек Гада жил с древних времен в стране Атарот, а затем царь израильский отстроил для себя Атарот». Из сего сообщения явствует, что моавитяне отличали людей Гада от израильтян, рассматривая первых как древнейших обитателей тех областей, что лежат к востоку от Иордана. Подобное же указание на то, что имя Гад не чисто израильского происхождения, вытекает из библейской генеалогии колен, согласно которой Гад является сыном Зелфы, рабыни (??) Лии, будучи, таким образом, только единородным братом Рувима и других чисто израильских колен. В свою очередь, и географические данные, связанные с сим коленом, весьма неясно определяют положение Гада среди прочих Израильских колен. Так, город Дибон в одном месте указан в числе Гадовых городов (вместе с Атарот и Ароер), тогда как в другом месте сказано, что вся территория к северу от Арнона принадлежит Рувимову колену. Впрочем, возможно, что было два города одгого имени, как существовало и два Ароера — и в отличие от Дибона, находившегося в территории Рувима, второй назывался Дибон-Гад. Точно так же и границы Гадова колена, указанные в Книге Исуса Навина, отличаются неточностью. Сии и другие противоречия показывают полную неопределенность в употреблении слова «Гад» в качестве территориального обозначения. Все сии факты подтверждают лишь, что первоначально имя «Гад» служило названием некого племени и только впоследствии было перенесено на страну, по коей сие племя проходило и раcселялось. Постепенное распространение указанного имени с юга на север подтверждает отчасти то, что в том же направлении, вероятно, шло и движение самого колена.

   Согласно древним предстиавлениям, Колену Гада соответствовал агат. Цвет его знамени был смесью белого и черного цветовкак утверждается в раввинистическом комментарии Бемидбар раба (2:7). На нем был изображен всадник или отряд воинов.  Более чем вероятно, что колено Гадово изначально являлось кастой воинов-пограничников.О сем свидетельствуют и слова Иакова: «толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам» (Быт.49:19». Собственно вся судьба сего колена связана с непрестанной войной против врагов, защитой от нападения извне и, впоследствии, первой жертвы ассирийского нашествия.

 Косвенные данные показывают некоторую связь сего племени с коленом Рувима. Похоже, что гадитяне очень долго сохраняли лояльность именно Рувиму, как подлинному наследнику Иякова по праву первородства. Потом они были лояльны именно династии Саула, а впоследствии были представлены среди боевого окружения царя Давыда.

Имя жены Гада называется как Михи (согласно Книге Юбилеев  гл.24) или Узит (согласно книге Праведного 45:10-11), причем подчеркнуто, что она — потомок Арама.  Представяется, что здесь сталкиваемся с перетолкованием наиболее архаического имени. Иногда указывается, что его жена — из Месопотамии, дочь Амурама, внучка Уза и правнучка Нахора (брата Авраама). 

На мой взгляд, здесь имеет место быть долгая абберация сего имени. Считается, что имя сего патриарха восходит к наименовании некого хананейского божества Гада, т.е. СчастьяИмя Гад вполне соотносимо с таинственным племенем гутии. Гути (аккад. Kuti-im, Gutebu-um; вавил. Gutu-um, Guti-u; нововавил. Quteu; ассир. Guti) или Кути, также известные под производными экзонимами Гутиане или Гутеи, были кочевым народом Западной Азии, вокруг гор Загрос (Современный Иран) в древние времена. Их родина была известна как Gutium (шумерский  Gu-tu-um или Gu-ti-um). Конфликт между людьми из Gutium и Аккадской империей был связан с крахом последней в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Впоследствии гути захватили южную Месопотамию и образовали шумерскую династию кутиев. Список шумерских царей предполагает, что Гутии правили Шумером в течение нескольких поколений после падения Аккадской империи.

К 1-му тысячелетию до н.э. имя Гутиум, использованное народами нижней Месопотамия, расширилась, включив всю западную Медию, между Загросом и Тигром. Различные племена и места к востоку и северо-востоку часто назывались гутианами или гутиями. Например, в ассирийских царских летописях термин «кутиане» используется в отношении населения, которое, как известно, было мидянами или маннеями. Еще в период правления Персии Кира Великого знаменитый полководец Губару (Гобриас) описывался как «правитель Гутиума». Мало что известно о происхождении, материальной культуре или языке гути, поскольку современные источники предоставляют мало деталей, а никакие артефакты не были идентифицированы. Поскольку гутанский язык не имеет текстового корпуса , за исключением некоторых собственных имен, его сходство с другими языками невозможно проверить. Имена кутийско-шумерских царей предполагают, что сей язык не был тесно связан с какими-либо языками региона, включая шумерский, аккадский, хурритский, хаттов и эламитов. В. Б. Хеннинг предположил, что различные окончания имен царей напоминают окончания падежа в тохарских языках, ответвлении индоевропейских. Первоначально, согласно шумерскому списку царей, «в Гутиуме... ни один царь не был знаменит; они были собственными царями и правили таким образом три [или пять] лет». Сие может указывать на то, что власть кутиев менялась между племенами / кланами или внутри олигархической элиты. Гутиане, похоже, также ненадолго наводнили Элам в примерно в то же время, ближе к концу правления Кутик-Иншушинака (ок. 2100 г. до н.э.). На статуе царя кутиев Эрридупизира в Ниппуре надпись имитирует его аккадских предшественников, называя его «царем Гутиума, королем четырех сторон». Хроники Вейднера (написано ок. 500 г. до н.э.), изображают кутианских царей как некультурных и неотесанных. «Гутиум, клыкастый змей горных хребтов, народ, который яростно выступал против боги, люди, которые отняли царство Шумера в горы, кого Шумер наполнил злобой, кто от одного с женой забрала его жена, кто от того, у кого был ребенок, его ребенок забрал у него, кто злобой и насилием произведено в стране... " — сказано на Стеле Победы в Уту-Хенгале.

Вслед за сим Ур-Намму из Ура приказал уничтожить Гутиум. 11-й год правления царя Ур-Намму также упоминает «Год уничтожения Гутиума». Однако, согласно шумерскому эпосу, Ур-Намму погиб в битве с кутианами после того, как его бросила собственная армия.

     В вавилонском тексте начала 2-го тысячелетия говорится, что Гути имеют «человеческое лицо, собачью хитрость [и] обезьянье телосложение». Согласно историку Генри Хойлу Ховорту (1901), ассириологу Теофилу Пинчесу ( 1908), известного археолога Леонарда Вулли (1929) и ассириолога Игнаса Гелба (1944), гутианцы были бледными и светловолосыми. Но сие утверждалось на основании предполагаемых широких связей с народами, упомянутыми в Ветхом Завете. Идентификация кутиан как светловолосых впервые обнаружилась, когда Юлиус Опперт (1877) опубликовал обнаруженный им набор табличек, в коих кутианских (и субарских) рабов описывалось как namrum или namrûtum, одно из его многочисленных значений есть «светлый». Данный расовый характер кутиев как светлокожих не приравнивают к блондинам. Но, тем не менее, о сем также заявлял Жорж Вашер де Лапуж в 1899 году, а позднее историк Сидней Смит в своей книге «Ранняя история Ассирии» (1928).

Посему вполне можно отождествить сих архаических гутиев с древне-германскими готами, явно переселившимися из Азии на Север. 

Возникает вопрос: но почему сын Иакова Гад имеет такое странное имя? Очень возможно, что дело в происхождении его матери Зелфы. Зелфа (ивр. ‏זִלְפָּה‏‎, Zilpa, Zilpāh) —  служанка Лии, которая становится женой Иакова и приносит ему двух сыновей Гада и Асира. Зелфа отдана Лие в качестве служанки отцом Лии, Лаваном, после женитьбы Иакова на Лии (Быт. 29:24, 46:18). Однако, Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря, настаивает, что отца Валлы и Зелфы звали Аhийот (букв. «сёстры»). Он был взят в плен и освобожден Лаваном, отцом Рахили и Лии, коий дал ему жену, звавшуюся Hannah, коя была их матерью. Талмудические источники (Мидраш Раба, Быт. 74:13 и др.), с другой стороны, утверждают, что Валла и Зелфа были также дочерьми Лавана, через его наложниц, что делает их младшими единокровными сёстрами Рахили и Лии (Пирке Де-Рабби Елиезер, xxxvi.). Из вышеозначенного видно, что имя отца ее нет, а имеет место просто непонимание текста. Не имели ли они гутийское происхождение? Если сие так, то некоторая логика в имени имеется.

    Гад, с одной стороны, поддерживавший Рувима, одновременно являлся непримиримым врагом Иосифа. Согласно апокрифам, он (и Дан) являются непрестанными врагами Иосифа и всячески плетут козни и заговоры. Похоже, что сие проистекает из непризнания подаваемого Иаковом Иосифу особого благоволения — явно в ущерб не только Рувиму, но и другим сынам. Гадитяне остаются в определенном напряжении и с властью Иуда и Левия, оставаясь за Иорданом, что никак не может оставаться случайностью или обстоятельствами войны.

    Сущевствующее апокрифическое «Завещание Гада» имеет подзаголовок «О ненависти», что, по сути, обясняет сам характер данного персонажа. Имеем целый пассаж оттуда: «И потому ненависть -- зло,  что  постоянно  содействует  она лжи, говоря против правды, и малое великим  делает,  и  свет  тьмою представляет, и о  сладком  говорит,  что  оно  горько,  и  клевете научает, и гнев возбуждает, и войну поднимает, и гордыню, и  всякую алчность, а сердца злом и ядом дьявольским наполняет. По  опыту своему  говорю  вам  это,  дети  мои,  дабы  изгнали  вы  ненависть дьявольскую и Бога возлюбили. Справедливость изгоняет ненависть смирение убивает зависть, ибо  справедливый  и  смиренный  стыдится творить неправедное, и не от того, что другой осудит его, а свое же сердце, ибо видит Господь душу его» (5:1-3). Пред смертью он кается во всем, но характер, как мы видим совершенно непреклонный и неизменный.

        Как указывалось выше, происхождение Гада — сложно составное. Се — те только строго симитского происхождения, но, скорее всего, и яфетического. Уже давно, различные историки связывают таинственных гутиев с готами Скандинавии. Действительно, готский народ весьма отличен от остальных германцев своей высокой культурой и своеобразным богопочитанием. Известна и диархия среди готов. Имя одной из династий — Амалунги, от предка Амала. Но сие имя может быть не германским, а ивритским, где amal означает «тяжкий труд». Существует устойчивое отождествление готов с коленом Гада. И сие вполне допустимо, если предположить, что гадитяне — при освобождении из ассирийского плена — соединились с родственными гутиями и впоследствии составили некую часть народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти