Карата́и (мокш. Каратайхть), самоназвание мукшы, керәшен — этнографическая группа мокшан в Татарстане, разговаривают на каратайском говоре мишарского диалекта татарского языка. Каратайцы сами точно не могут определить свою национальность. Все потому, что говорят они на татарском, самосознание свое относят к мордве. При этом являются крещеными, соблюдают православные традиции, которые все больше сближают с русскими.
Сами каратаи себя именуют по-разному: мукшы, мордва дип атала-быз инде, кряшен, чукынган татар дип диляр.
Родным народ считает татарский язык, но говорят на нем своеобразно, по-своему называя его каратайским.
В 140 км южнее Казани в Камско-Устьинском районе на высоком волжском берегу раскинулось село Мордовские Каратаи, населенное представителями уникальной этнической группы с одноименным названием. Мордва-каратаи - термин, прочно вошедший в науку еще с ХVIII в. Есть и такая версия (по информации Гимадеевой Е.А. - учительницы истории, родом из М. Каратаев), что каратаи — особый народ, предки которого пришли из Придонья в первые века н.э., когда началось Великое переселение народов. К мордве каратаи, несомненно, имеют прямое отношение. Об этом говорят не только сохранившийся этноним — мордва, но и данные топонимики: местную речку жители называют "Мукша Жулгасы" - "река мокши".
По своему антропологическому облику, как считают специалисты, каратаи наиболее близки к мордве и существенно отличаются от татар (небольшой рост, узкое лицо и другие антропологические данные сближают каратаев с мордвой мокшей, а более развитое надбровье, сильнее выступающий подбородок, тонкие губы и др. - с мордвой эрзей).
Имеются некоторые параллели с мордвой в материальной и духовной культуре. Особенно сильно они проявлялись в комплексе культуры конца XIX - начала XX вв. (в постройках, одежде и т.д.) и были наиболее архаическими культурными элементами по сравнению с более поздними русскими и татарскими заимствованиями. Сегодня в связи с сильной унификацией культуры, особенно ее материальных компонентов, от этой "мордовской" культуры остались лишь следы, но все же остались! Например, в пище в качестве национальных каратаи называют блюда, запеченные в печи ("беренге калгасы" - из картофеля; "калдя" - из яиц), характерные и для других групп мордвы.
Откуда бы ни пришли предки каратаев (наиболее вероятным временем их появления считают ХII-ХIII вв., а территорией исхода - места коренного расселения эрзи и мокши), первыми их соседями были тюрки. Тюркское, а позднее татарское влияние прослеживается повсюду.
Экспедиции прошлых лет отмечали у каратаев полихромную (многоцветную) раскраску дома, что характерно для татарского жилища. Каратаи считают родным татарский язык, хотя при внешней "татарской" форме он все же необычен, своеобразен, что, очевидно, и дает основание каратаям говорить: "Это именно каратайский язык, очень богатый, присущий только нам, не похожий ни на татарский, ни на эрзянский или мокшанский".
Наконец, у каратаев Троица имеет большее значение, чем Пасха. В праздновании Троицы имеются свои местные особенности. Каратаи выращивают культовое растение, называемое ими "заря", или "зуря". На Троицу срезают ветки этой травы, девушки берут их в руки и целый день ходят по улицам с песнями. Ни в каких других обрядах эта трава не используется. В этом видится что-то языческое, поклонение траве, зелени, возрождению жизни. У соседей - татар, русских - такого обычая нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий