Пошук на сайті / Site search

08.05.2023

Mansur Kuchkarov: Тюрки в Иране

После распада империи хунну был создан новый племенной союз, получивший название Гёктюрк, объединивший племена на территории бывшего государства гуннов.

Истеми, правитель Гёктюрков, выдал свою дочь за сасанидского правителя Ануширвана. Именно в это время Иран, в правление Хосрова I Ануширвана (531—579 гг.), консолидируется и усиливает военную мощь. В браке сасанидского правителя Ануширвана был рожден Ормизд IV, который в свою очередь получил прозвище Тюркзаде ("рожденный тюрчанкой").

Хосров I и тюрки завязывают друг с другом дипломатические отношения. Намечается союз. Цель — сокрушить эфталитов. Наиболее подробное описание событий содержится у Фирдоуси. Каган тюрок посылает послов к Хосрову I Ануширвану. Послы должны были пройти через территорию Согда к побережью Джейхуна (Амударьи), хотя все эти области были заняты хайтальскими, т. е. эфталитскими, отрядами. Царь хайталов Гатифар с целью не допустить союза и дружбы между хаканом и шахом Ирана приказал убить послов. Лишь один из них спасся и принес известие кагану, «Сердце его [кагана] наполнилось болью, а голова местью". Он собрал очень большое войско и двинулся на хайталов. Решающее сражение произошло в районе Бухары. Битва продолжалась восемь дней. Эфталиты потерпели поражение, их войско бежало на юг, там был выбран новый царь Фаганиш – правитель Чаганиана. Но в это время выступил Хосров I, Фаганиш признал его власть, и шах Ирана и каган тюрок начали переговоры.

Несравненно лаконичнее рассказ Табари: "Самым сильным, отважным и мощным из тюрок был каган Синджибу, и у него было больше всего войска; это он вступил в бой с В.р.з., царем эфталитов, нисколько не устрашившись их многочисленности и силы, убил их царя В*р*з. и все его войско, захватил их богатства и овладел их страной, за исключением той ее части, которая ранее была завоевана Хосровом I". По Динавери, также вначале Хосров I "отправил войска в страну эфталитов и завоевал Тохаристан, Забулистан, Кабулистан и Чаганиан. Тогда царь тюрок, каган Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Чачем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары"."Так прекратило существование Эфталитское государство. Можно сказать словами источника: «После сего тукуесцы разорили владение Йеда (эфталитов), и поколения рассеялись".

Историк Э. Шаванн считает, что разгром эфталитов тюрками последовал где-то в промежутке между 563 и 567 г. Но после победы над эфталитами начались разногласия между тюрками и Ираном. По Табари, агрессивные устремления проявили тюрки, потребовавшие, чтобы Иран выплачивал им ту дань, которую он когда-то платил эфталитам. Все это накалило взаимоотношения между Ираном и тюрками. Для обеих сторон стало ясно, что необходимо готовиться к войне, ибо военные действия могли вспыхнуть каждую минуту.

Тогда правительство каганата вознамерилось установить политические контакты с извечным врагом Сасанидского государства – с Византийской империей. 

Вскоре после смерти Хосрова I Ануширвана (579 г.), тюрки, учитывая неустойчивое положение в Иране, решили присоединить буферное Эфталитское государство, сохранившееся в Тохаристане. Однако в войне на юге тюркам пришлось столкнуться как с эфталитскими, так и с иранскими войсками. Победа тюрок, насколько можно судить по последующим сообщениям, была лишь частичной. В 589 году трехсоттысячная тяжеловооруженная конная армия тюркского полководца Савэ-хана вторглась с территории Средней Азии на земли Восточного Ирана. Пограничное войско персов разбежалось под ударами железных всадников. Персидский историк Табари сообщает, что надменный предводитель азиатских кочевников отправил шах-иншаху Ирана следующий ультиматум: "Исправьте мосты на ручьях и реках, чтобы я мог по ним войти в вашу страну, и постройте мосты на реках, которые их не имеют. То же самое сделайте с реками и ручьями, через которые ведет моя дорога из вашей страны к румийцам (византийцам), так как я намереваюсь сквозь вашу страну туда пройти" .

Согласно ирано-арабской традиции, тюркское войско, возглавленное "царем тюрок" Савэ (или Шаба), вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука "царя тюрок". Вплоть до разгрома Сасанидов арабами граница между тюркскими владениями в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной.

Вторая волна проникновения тюркских племён в Иран, началась в 1030-е годы. В 1035 году тюрки-огузы, из племени кынык, предводительствуемые братьями Тогрул-беком и Чагры-беком, а также их дядей Мусой ибн Сельджуком, переселились из Хорезма (Средняя Азия) в Хорасан (провинция на северо-востоке Ирана). Местный правитель Масуд решил выгнать огузов из Хорасана, но проиграли в битве при Данданакане. Огузы одержали победу.

Между 1040 и 1050 гг. сельджуки во главе с Тогрул-беком (1038-1063), захватили Хорезм и почти весь Иран. В 1055 г. был захвачен Багдад и весь Ирак. Десятки тысяч огузов расселились на обширных завоеванных землях.

Доктор Сади Кучур из Университета Мармары: "Впервые после Сасанидов Иран в X веке входит полностью в состав Сельджукского государства. С середины X века и до 1925 года с некоторыми переменами политическая власть в Иране находится в руках тюркских правителей и самой сильной из них были Сельджукиды, одна из ветвей огузов, из племени кынык, принадлежащая к западным тюркам".

Синтез тюркской и иранской культур придает этому региону, новый культурный облик. Примером тому служит город Исфахан. После того, как город стал новой столицей государства, Сельджуки назвали его Несф-е джеха́н, что означает "Половина мира". Грандиозная Джами мечеть, построенная Сельджуками и ставшая в Средние века одной из самых больших религиозных объектов в исламском мире, остается ярчайшем примером сельджукской культуры.

Веками тюркский и персидские языки обогащали друг друга. Родом из азербайджанского города Гянджа Низами писал на фарси, но в своих произведениях описывая быт и культуру тюрков, воспевал их достоинства. "Со времен Сельджуков фарси стал официальным языком Ирана. Анатолийские турки также использовали фарси как официальный язык. В Османской империи фарси также был языком литературы. Во времена правления монголов, наравне с тюркским использовался также фарси. Уже во времена правления династий Аккоюнлу и Каракоюнлу, Сефевидов тюркский возводится в ранг официального языка Ирана. Собрание стихов правителя государства Каракоюнлу Джахан шаха, а также сборник основателя Сафедиской империи Шаха Исмаила Хатаи являются примером, того как тюркский стал широко употребляться в официальных документах и литературе Ирана", - профессор Озгюденли.

С тех самых пор, в Иране звучит тюркская речь. Там есть города и деревни — целые районы, которые говорят по-тюркски.Тюркоязычные народы Ирана — это собирательное название разных тюркоязычных этносов, каждый из которых имеет собственное название. На территории Ирана проживают такие тюркские племена и этнические общности, но близкие по языку, культуре и быту к азербайджанцам, - афшары, каджары, шахсевены, баяты, карапапахи и ряд племен на юго-востоке Ирана: "Тюркские племена Юга и Востока Ирана (300 тыс. человек) живут: в Тегеранской провинции, в районе Верамина и Кума, расселены тюрки кенгерлу; в восточной части провинции Фарс, к востоку от кашкайцев, кочуют племена инанлу, бахарлу и нафар, входящие в объединение племён хамсе; в Керманской провинции (районы Сирджана, Рефсенджана и Бердсира) кочуют племена хорасани и пичагчи; в Хорасане, к югу от Торбете-Хейдеры живёт племя карайи; севернее, смешанно с курдами, обитают племена байатов (около Нишапура), карагозлу (Джумейн и Исфарин) и др.; в области Горган расселены племена теймурташ и гоудари. В своём большинстве все эти тюркские племена расселены в горных или полупустынных районах, малопригодных для земледелия, и занимаются кочевым и полукочевым скотоводством". 

Среди перечисленных, важную роль сыграли в истории Ирана афшары. Выходец из афшаров шах Ирана Надир-шах (1736—47) создал обширную империю, вместе с этим, он изгнал из Ирана афганцев и османов и завоевал значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье.

Кашкайцы являются вторым многочисленным тюрко-язычным народом, поселившимся в Иране. Они проживают в Фарсе и западной части Луристана. Основная часть кашкайцев занимается животноводством и ведет полукочевой образ жизни.

В настоящее время в Иране проживают ещё туркмены, хивинские и каршинские узбеки, переселенные Надир шах Афшаром, казахская диаспора, и ассимилированные туркменами татары. Вторым по численности языком в Иране, является язык азербайджанский язык. По вере, большинство шииты, но есть и сунниты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти