Истеми, правитель Гёктюрков, выдал свою дочь за сасанидского правителя Ануширвана. Именно в это время Иран, в правление Хосрова I Ануширвана (531—579 гг.), консолидируется и усиливает военную мощь. В браке сасанидского правителя Ануширвана был рожден Ормизд IV, который в свою очередь получил прозвище Тюркзаде ("рожденный тюрчанкой").
Хосров I и тюрки завязывают друг с другом дипломатические отношения. Намечается союз. Цель — сокрушить эфталитов. Наиболее подробное описание событий содержится у Фирдоуси. Каган тюрок посылает послов к Хосрову I Ануширвану. Послы должны были пройти через территорию Согда к побережью Джейхуна (Амударьи), хотя все эти области были заняты хайтальскими, т. е. эфталитскими, отрядами. Царь хайталов Гатифар с целью не допустить союза и дружбы между хаканом и шахом Ирана приказал убить послов. Лишь один из них спасся и принес известие кагану, «Сердце его [кагана] наполнилось болью, а голова местью". Он собрал очень большое войско и двинулся на хайталов. Решающее сражение произошло в районе Бухары. Битва продолжалась восемь дней. Эфталиты потерпели поражение, их войско бежало на юг, там был выбран новый царь Фаганиш – правитель Чаганиана. Но в это время выступил Хосров I, Фаганиш признал его власть, и шах Ирана и каган тюрок начали переговоры.
Несравненно лаконичнее рассказ Табари: "Самым сильным, отважным и мощным из тюрок был каган Синджибу, и у него было больше всего войска; это он вступил в бой с В.р.з., царем эфталитов, нисколько не устрашившись их многочисленности и силы, убил их царя В*р*з. и все его войско, захватил их богатства и овладел их страной, за исключением той ее части, которая ранее была завоевана Хосровом I". По Динавери, также вначале Хосров I "отправил войска в страну эфталитов и завоевал Тохаристан, Забулистан, Кабулистан и Чаганиан. Тогда царь тюрок, каган Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Чачем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары"."Так прекратило существование Эфталитское государство. Можно сказать словами источника: «После сего тукуесцы разорили владение Йеда (эфталитов), и поколения рассеялись".
Историк Э. Шаванн считает, что разгром эфталитов тюрками последовал где-то в промежутке между 563 и 567 г. Но после победы над эфталитами начались разногласия между тюрками и Ираном. По Табари, агрессивные устремления проявили тюрки, потребовавшие, чтобы Иран выплачивал им ту дань, которую он когда-то платил эфталитам. Все это накалило взаимоотношения между Ираном и тюрками. Для обеих сторон стало ясно, что необходимо готовиться к войне, ибо военные действия могли вспыхнуть каждую минуту.
Тогда правительство каганата вознамерилось установить политические контакты с извечным врагом Сасанидского государства – с Византийской империей.
Вскоре после смерти Хосрова I Ануширвана (579 г.), тюрки, учитывая неустойчивое положение в Иране, решили присоединить буферное Эфталитское государство, сохранившееся в Тохаристане. Однако в войне на юге тюркам пришлось столкнуться как с эфталитскими, так и с иранскими войсками. Победа тюрок, насколько можно судить по последующим сообщениям, была лишь частичной. В 589 году трехсоттысячная тяжеловооруженная конная армия тюркского полководца Савэ-хана вторглась с территории Средней Азии на земли Восточного Ирана. Пограничное войско персов разбежалось под ударами железных всадников. Персидский историк Табари сообщает, что надменный предводитель азиатских кочевников отправил шах-иншаху Ирана следующий ультиматум: "Исправьте мосты на ручьях и реках, чтобы я мог по ним войти в вашу страну, и постройте мосты на реках, которые их не имеют. То же самое сделайте с реками и ручьями, через которые ведет моя дорога из вашей страны к румийцам (византийцам), так как я намереваюсь сквозь вашу страну туда пройти" .
Согласно ирано-арабской традиции, тюркское войско, возглавленное "царем тюрок" Савэ (или Шаба), вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука "царя тюрок". Вплоть до разгрома Сасанидов арабами граница между тюркскими владениями в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной.
Вторая волна проникновения тюркских племён в Иран, началась в 1030-е годы. В 1035 году тюрки-огузы, из племени кынык, предводительствуемые братьями Тогрул-беком и Чагры-беком, а также их дядей Мусой ибн Сельджуком, переселились из Хорезма (Средняя Азия) в Хорасан (провинция на северо-востоке Ирана). Местный правитель Масуд решил выгнать огузов из Хорасана, но проиграли в битве при Данданакане. Огузы одержали победу.
Между 1040 и 1050 гг. сельджуки во главе с Тогрул-беком (1038-1063), захватили Хорезм и почти весь Иран. В 1055 г. был захвачен Багдад и весь Ирак. Десятки тысяч огузов расселились на обширных завоеванных землях.
Доктор Сади Кучур из Университета Мармары: "Впервые после Сасанидов Иран в X веке входит полностью в состав Сельджукского государства. С середины X века и до 1925 года с некоторыми переменами политическая власть в Иране находится в руках тюркских правителей и самой сильной из них были Сельджукиды, одна из ветвей огузов, из племени кынык, принадлежащая к западным тюркам".
Синтез тюркской и иранской культур придает этому региону, новый культурный облик. Примером тому служит город Исфахан. После того, как город стал новой столицей государства, Сельджуки назвали его Несф-е джеха́н, что означает "Половина мира". Грандиозная Джами мечеть, построенная Сельджуками и ставшая в Средние века одной из самых больших религиозных объектов в исламском мире, остается ярчайшем примером сельджукской культуры.
Веками тюркский и персидские языки обогащали друг друга. Родом из азербайджанского города Гянджа Низами писал на фарси, но в своих произведениях описывая быт и культуру тюрков, воспевал их достоинства. "Со времен Сельджуков фарси стал официальным языком Ирана. Анатолийские турки также использовали фарси как официальный язык. В Османской империи фарси также был языком литературы. Во времена правления монголов, наравне с тюркским использовался также фарси. Уже во времена правления династий Аккоюнлу и Каракоюнлу, Сефевидов тюркский возводится в ранг официального языка Ирана. Собрание стихов правителя государства Каракоюнлу Джахан шаха, а также сборник основателя Сафедиской империи Шаха Исмаила Хатаи являются примером, того как тюркский стал широко употребляться в официальных документах и литературе Ирана", - профессор Озгюденли.
С тех самых пор, в Иране звучит тюркская речь. Там есть города и деревни — целые районы, которые говорят по-тюркски.Тюркоязычные народы Ирана — это собирательное название разных тюркоязычных этносов, каждый из которых имеет собственное название. На территории Ирана проживают такие тюркские племена и этнические общности, но близкие по языку, культуре и быту к азербайджанцам, - афшары, каджары, шахсевены, баяты, карапапахи и ряд племен на юго-востоке Ирана: "Тюркские племена Юга и Востока Ирана (300 тыс. человек) живут: в Тегеранской провинции, в районе Верамина и Кума, расселены тюрки кенгерлу; в восточной части провинции Фарс, к востоку от кашкайцев, кочуют племена инанлу, бахарлу и нафар, входящие в объединение племён хамсе; в Керманской провинции (районы Сирджана, Рефсенджана и Бердсира) кочуют племена хорасани и пичагчи; в Хорасане, к югу от Торбете-Хейдеры живёт племя карайи; севернее, смешанно с курдами, обитают племена байатов (около Нишапура), карагозлу (Джумейн и Исфарин) и др.; в области Горган расселены племена теймурташ и гоудари. В своём большинстве все эти тюркские племена расселены в горных или полупустынных районах, малопригодных для земледелия, и занимаются кочевым и полукочевым скотоводством".
Среди перечисленных, важную роль сыграли в истории Ирана афшары. Выходец из афшаров шах Ирана Надир-шах (1736—47) создал обширную империю, вместе с этим, он изгнал из Ирана афганцев и османов и завоевал значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье.
Кашкайцы являются вторым многочисленным тюрко-язычным народом, поселившимся в Иране. Они проживают в Фарсе и западной части Луристана. Основная часть кашкайцев занимается животноводством и ведет полукочевой образ жизни.
В настоящее время в Иране проживают ещё туркмены, хивинские и каршинские узбеки, переселенные Надир шах Афшаром, казахская диаспора, и ассимилированные туркменами татары. Вторым по численности языком в Иране, является язык азербайджанский язык. По вере, большинство шииты, но есть и сунниты
Комментариев нет:
Отправить комментарий