Ареалы расселения ногайцев с XIII по XVI век из книги В.В.Трепавлова "История Ногайской Орды.
Нога́йская Орда́ появилась после распада Золотой Орды в 40-х годах XV столетия. В XV столетии ногаи кочевали по левобережью Яика на востоке, на юго-востоке доходили до Южного Приаралья, на юге — до центрального Восточного Прикаспия, на западе — до Астраханского ханства, на северо-западе до Казанского ханства, на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности. Политическим центром Ногайской Орды на реке Яик (Нижний Урал) был Сарайчик. В это время ногайцы чеканили монеты, где с одной стороны изображался трезубец, с другой двуглавый орёл. XIII—XIV века периоды расцвета Ногайской орды, но в XV веке прошёлся Тамерлан и всё разрушил.
В начале XVI века в Ногайской орде начались междоусобицы, что привело к её ослаблению. Этим воспользовался в 1520 году казахский хан Касым и захватил столицу Ногайской Орды Сарайчик. В первой половине 1550-х годов началась трёхлетняя засуха и гололедица зимой, пал весь скот, ногаи начали междоусобную борьбу, следом пришла эпидемия чумы, до 40—50 % населения вымерло, и многие ногаи были вынуждены откочёвывать на Северный Кавказ.
В 1546 году в поход выступило 10-тысячное ногайское войско против Крымского ханства во главе с Али-мирзой, в отместку за захват Астрахани крымским ханом Сахиб Гераем. Однако, в ожесточённом сражении в окрестностях Перекопа крымцы окружили и разгромили ногайцев, бой завершается сабельной рубкой.
В середине XVI века начались очередныве внутренние междоусобицы, что постепенно привело к началу распада Ногайской Орды. Так, на Эмбе в 1555 году образовалась Алтыульская Орда (Алтыулский улус), кочевавшая в междуречье Яика, Эмбы и Сырдарьи.
После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году ногайский бей Исмаил признал себя в 1557 году вассалом Ивана Грозного. Ногайская орда распадается на две большие части Большую и Малую. Не пожелавшая признать власть московского царя , малая орда откочевала во главе с Кази-мирзой на запад в Приазовье и на Кубань, а после появления калмыков приняли покровительство крымского хана. Впоследствии, крымские ханы выделили из этих ногайцев Буджакскую, Жембойлукскую, Едичкульскую и Едисанские орды, просуществовавшие вплоть до падения Крымского ханства в 1771 году.
Калмыки во главе с Хо-Урлюком в 1628−1630 годах напали на Большую Ногайскую Орду и заняли междуречье Волги и Яика. Остатки Больших ногаев на востоке постепенно влились в состав казахов и каракалпаков в Средней Азии, частично ушли на правобережье Волги и присоединились к Малой Ногайской ордой.
В результате драматической истории, ногайцы были разбросаны малыми группами. В настоящее время в Карачаево-Черкесии проживают 20 тысяч кубанских ногайцев в сёлах Карамуржин и Канглы, а также в Ачикулакском районе Ставрапольского края: Ембойлуковцы, Етишкульцы и Едисанцы; в Минераловодском районе Ставрополья живут Кумские (Пятигорские). В Северном Дагестане проживают Караногайцы, Таркинцы, Яксаевцы и Сулакские в Шелковском районе Чечни. В республике Калмыкия - Утарцы. В Астраханской области - Карагаши, Юртовцы и Ногайцы - Кундрав. В Крыму - крымские ногайцы. Многие ушли в Турцию.
Можно ли считать ногайцев, каракалпаков и казахов – одним народом ? Отвечает историк Жаксылык Сабитов.
"... С одной стороны, мы видим, что к казахам, наверное, самыми близкими приходятся каракалпаки, даже визуально, и по языку вы мало можете их отличить. Были случаи, например, когда брали ДНК у каракалпаков, их бригадир вообще удивился. Он почему-то думал, что они казахи, но они это не афишировали. Поэтому каракалпаки, с точки зрения генетики и антропологии, самые близкие к казахам. Далее идут ногайцы. Те ногайцы, которые проживают в Астрахани, Ставропольском крае, Чечне. Этот массив ногайцев ближе к казахам. И плюс еще кыргызы. Их язык чуть-чуть дальше, но они вместе с ногайцами находятся на 2-3 месте после каракалпаков по близости, и .... все-таки разные нации, со своими сложившимися литературными языками, со своим национальным самосознанием. Нельзя считать, что каракалпаки, ногайцы, казахи — один народ. Это тоже самое, если сказать, что Россия и Украина — один народ. Это уже разные нации, которые разошлись давно, имеют разные традиции. Если вы пытаетесь насильно какой-то народ сделать своим, это чревато разными негативными последствиями", — заключил историк Жаксылык Сабитов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий