* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

29.09.2025

Михаил Єпштейн: Рассудок против разума. Две формы рациональности и судьба интеллектуалов

Вышла статья на английском — о том, почему так часто интеллектуалы становятся предателями интеллекта. 

 INTELLECT VS. REASON: TWO FORMS OF RATIONALITY AND THE FATE OF INTELLECTUALS. The Montréal Review. https://www.themontrealreview.com/Articles/Intellect_vs_Reason.php

Рассудок против разума. Две формы рациональности и судьба интеллектуалов. 

Приведу несколько фрагментов.

Есть загадка — или проклятие, которое преследует историю последних полутора веков. Почему российская интеллигенция на заре ХХ в. азартно вливалась в ряды эсеров и социал-демократов, призывала к насилию, оправдывала политический террор? И почему уже в XXI в. значительная часть западных интеллектуалов оправдывает массовые беспорядки, вандализм, превращение цветущих городов в территории третьего мира, в города-призраки, с заколоченными витринами и толпами бродяг и бандитов?  А во внешней политике  поддерживает террористические движения, направленные против тех ценностей свободы, демократии, веротерпимости,  прав личности, которые Запад исторически больше всего лелеет. Что это за склад ума: начитанность, интеллектуализм, рациональность — и вместе с тем очевидная ненависть к рациональному, стремление перевернуть все ценности, возвысить насилие и варварство?

 Часто это объясняется иррационализмом массовых движений и их подстрекателей. Об этом писали французский философ и публицист Жюльен Бенда в "Предательстве интеллектуалов" и американский философ Эрик Хоффер в книге "Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений".   Позволю себе не согласиться с тезисом об иррациональности.  Конечно, вряд ли можно ожидать рациональности от уличных толп, крушащих магазины и поджигающих полицейские участки. Но научный и академический Запад в основном руководствуется рациональными мотивами.

Различие рассудка и разума.

Рациональность существует в двух формах, или на двух ступенях, различаемых Кантом и особенно ясно Гегелем: рассудок (Verstand) и разум (Vernunft).   Рассудок — это первая, низшая ступень рациональности. Он классифицирует, схематизирует, раскладывает по полочкам. Рассудок оперирует готовыми категориями и бинарными оппозициями: прогрессивное/реакционное, угнетатель/угнетенный, свой/чужой. Он действует внутри заданной системы координат, как калькулятор, который может безошибочно считать, но не способен усомниться в исходных данных. 

Разум идет дальше рассудка, охватывает живую игру противоречий и конкретную целостность явлений. Он способен к саморефлексии, видит противоречия не как помеху, а как источник развития, постигает целое, а не только части. Согласно Канту, «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего..." 

Идеология и культ подозрительности. Идентизм и начекизм   

Та рациональность, которая преобладает у значительной части интеллектуалов, — это первая ее форма, рассудок. Голая рассудочность поражает в учениях Маркса и Ленина и проявляется в идеологической предвзятости, абсолютной нетерпимости к свободной мысли, к малейшим отклонениям от партийной линии. Эта же нетерпимость пронизывает учения политической корректности — о том, как (не) следует думать, писать и говорить. Рассудочность склонна к ограничению всего живого, спонтанного, растущего и проявляется в тотальной подозрительности ко всем произведениям литературы и философии ("герменевтика подозрения"). Рассудок всюду ищет следы идеологии, и сама по себе идеология есть одно из воплощений рассудка как низшей, статичной формы рациональности. Выстраивается некий порядок идей, категориальная схема, во главе с интересами передового класса или нации, которым должны подчиняться все "люди доброй воли", "носители прогресса". Во главу угла ставится вопрос о власти, превосходстве, господстве, поскольку это самое наглядное проявление простейшей схемы: кто кого?  Личности сводятся к групповой идентичности, что нивелирует различие между ними. Еще полвека назад видный апологет левого прогрессизма Сьюзен Зонтаг поставила убийственный диагноз: "Белая раса - это раковая опухоль человеческой истории..."  

Идентизм (identism) — это идеология идентичности, когда человек всецело идентифицирует себя и других с определенной группой: класс, нация, раса, религия, гендер, сексуальная ориентация, политическая партия, этническая традиция и пр.  Идентизм проявляется особенно наглядно там, где его, по сути, должно быть меньше всего: в интеллектуальной деятельности, в художественном творчестве, в личностной и профессиональной этике, когда индивиды зацикливаются на саморепрезентации групповых идентичностей.  Идентиста не интересует ничто кроме идентичности, и даже науку или литературу он готов обсуждать прежде всего как область решающего вклада своих "согруппников", соплеменников. На новом этапе возрождается трайбализм — племенное представление о верховенстве своей группы, класса, этноса, его приоритетной роли в прошлом и настоящем, при враждебности  и подозрительности к другим группам и к общечеловеческим ценностям ("общечеловеческое", или "абстрактный гуманизм" вызывает наибольшее подозрение). 

Рядом с идентизмом стоит начекизм. Так можно перевести сверхпопулярное в  американском политическом дискурсе понятие "woke" (от англ. wake, будить, проснуться, быть начеку) — сознательность радикально левого толка, сверхбдительное отношение к любым отступлениям от политической корректности. «Wоке people» — это «начекисты», те, которые всегда начеку, бдят, готовы обличить, отменить, разрушить общественный статус и карьеру любого, кто посмеет отклониться от набора прогрессистских идеологем. Начекисты — воинственные блюстители политкорректности, которые осуществляют функцию политического или морального контроля за неблагонадежными, вплоть до доносительства и публичной травли. Начекистов нельзя назвать прямыми наследниками советских чекистов, но их объединяет бдительность в отношении врагов единственно правильного мировоззрения, основанного на идеях классовой или этнической идентичности. В обществе укрепляется атмосфера подозрительности и нетерпимости, а соответственно — и так называемая "cancel culture", "культура отмены," или "культура запрета". Даже  Барак Обама, еще в 2019 г. с насмешкой отозвался о начекистах ("woke"): "Для некоторых молодых людей в социальных сетях, по моему ощущению, путь к переменам заключается в том, чтобы как можно более предвзято относиться к другим людям. Если я пишу в твиттере или хэштеге о том, что вы сделали что-то неправильно или использовали неправильный глагол, то я могу сидеть сложа руки и чувствовать себя в полном порядке: "Все видели, что я начеку? Я бросил тебе вызов!" 

Иррациональность и рассудочность. Враги и предатели рациональности

Возвращаясь к природе массовых движений, описанных в книгах  Ж. Бенда и  Э. Хоффера, нельзя отрицать, что некоторые из них опирались на иррациональное мировоззрение.   Фашизм, нацизм, российское евразийство и "рашизм", вообще все движения, основанные на культе расы, крови, почвы, национального духа — глубинно иррациональны. Они противопоставляют рационализму "западной", или "белой", или "неарийской", "еврейской", "капиталистической" цивилизации — патетику жизненного инстинкта, воли расы, голоса крови, духа почвы и т. д.  Массовые движения XX–XXI вв., которые по традиции именуются крайне правыми, или фундаменталистскими, включая неофашистские движения в России и Европе, действующие от имени "Арктогеи", "Нордического духа" или "Великой Традиции", укореняются, как правило, в иррационализме, в целенаправленном мифотворчестве, призванном формировать волю нации.  

Но есть и другие массовые движения, как правило, радикально левого толка.  По контрасту с правыми они опираются на рациональность, но крайне поверхностного, рассудочного типа.  Почему рассудок тяготеет к социализму? Потому что сам социализм, вообще любое плановое, централизованное устроение общества и хозяйства, по сути, рассудочен. Рассудок не допускает, что жизнь и человек несовершенны, и стремится удалить все, что такому совершенству препятствует, — все случайное, все исключительное, все непрямое и неправильное, а значит, — все живое. Для рассудка несносен широкий разброс возможностей, он хочет сузить мир до нормы, до идеала. Рассудок тяготеет к коллективизму — социалистическому или корпоративному, государству-диктатуре или государству-церкви, потому что не доверяет личности и свободе.

Таким образом, следует различать врагов и предателей рациональности. Фашизм или мистический национализм — враги разума, поскольку они изначально бросают ему вызов.  А радикально левые — это именно рационал-предатели, поскольку они предают разум как высшую форму рациональности, упорно следуя диктату идеологии.   Рационал-предатели — ученые, политики, руководители корпораций, менеджеры, бизнесмены, профессора, журналисты, компьютерщики — поклонники и подстрекатели политического радикализма, ресентимента, вандализма, классового или этнического возмездия. Это люди рационального склада, профессионалы интеллектуального труда, зараженные и заражающие других идеологией "праведного" насилия, отрицания рациональных ценностей и устоев цивилизации. Опираясь на низшую форму рациональности, рассудок, они предают высшую его форму — разум.

Грабли и зеркало 

Есть два классических способа самопознания. Первый — это грабли: наступить на них и получить рукояткой по лбу. Так жизнь разбивает самоуверенность рассудка,  разрушает самую стройную схему. Зеркало способно показать границы рассудка, не унижая его, —  дает шанс на самокоррекцию до катастрофы. Разум всматривается в себя, рефлектирует о себе, познает свои границы и заранее предусматривает парадоксальные последствия своих действий. Паскаль писал: "Высшее проявление разума — признать, что есть бесконечное множество вещей, его превосходящих. Без такого признания он просто слаб. Если естественные вещи его превосходят, что сказать о вещах сверхъестественных?"   

Собственно, еще авторы сборника "Вехи" (1909), самые глубокие русские мыслители начала ХХ в.,   призывали интеллигенцию скинуть иго рассудка и внять более глубокому голосу созидательного разума, признающего тайны жизни и опасности социального утопизма и инженерии.  Николай Бердяев замечает, что "нелюбовь к объективному разуму одинаково можно найти и в нашем «правом» лагере, и в нашем «левом» лагере", т. е. и в черной сотне, и в красном авангарде.  Сергей Булгаков критикует тот тип рассудочного интеллигента, для которого "история является, чаще всего, материалом для применения теоретических схем, господствующих в данное время в умах" — таков "воспитанный на отвлеченных схемах просветительства интеллигент".  

В то время как русские мыслители предостерегали от рационалистического утопизма, на Западе возникла параллельная критика. В том же 1909 году, что и "Вехи", вышла книга Г. К. Честертона "Ортодоксия", где он выступает в защиту разума и христианских ценностей против рассудочных, абстрактно рационалистических, а потому и противоразумных идей социализма, материализма и атеизма: “мы можем оценить современные теории, проверяя, не вынуждают ли они человека потерять разум... Рационализм пытается пересечь океан и ограничить его. В результате — истощение ума, сродни физическому истощению".  

Преобладающая часть интеллигенции в России продолжала верить в революционные схемы — и пала жертвой собственной абстрактной логики, того переворота, который сама и подготовила. Остается проверить, не пойдет ли Запад в XXI в. тем же путем интеллектуального, а затем и социально-политического саморазрушения. Рассудок упрямо идет вперед, следуя непреложной догматике, и в результате получает сильнейший, порой смертельный удар, наступая на грабли. Таковы последствия многих самых последовательных и радикальных действий рассудка, когда он отворачивается от зеркала разума...

На русском языке статья опубликована в моей книге "От Библии до пандемии. Поиск ценностей в мире катастроф" (2023), которую можно скачать здесь: https://imwerden.de/publ-14271

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти