* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

09.11.2025

Рав Авраам Шмулевич: Учение рава Меира Кахане

ГЛАВА 1: ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УЧЕНИЯ РАВА МЕИРА КАХАНЕ

  Введение к теологической системе

Теологическая система рава Меира Кахане представляет собой попытку создания цельного религиозно-философского фундамента для радикального религиозного сионизма. В отличие от многих его современников, Кахане стремился обосновать свои политические позиции не просто ссылками на отдельные галахические источники, но выстроить связную теологическую концепцию, центром которой является идея активного освящения Имени Всевышнего через национальное возрождение еврейского народа в Эрец Исраэль.

Основные теологические работы Кахане, особенно посмертно опубликованный "Or HaRa'ayon" ("Свет Идеи", в английском переводе "The Jewish Idea"), представляют собой систематическое изложение его религиозной философии. Эти труды основываются на традиционных еврейских источниках (Танах, Талмуд, мидраши, галахические кодексы), но интерпретируют их через призму современной исторической ситуации.

1.1. Концепция Божественного провидения и еврейской истории

Базовая теологическая структура

Для Кахане история еврейского народа представляет собой не просто череду событий, но прямое проявление Божественного провидения. Эта концепция основывается на библейском понимании Израиля как народа, избранного для особой миссии в мире. Однако Кахане развивает эту идею в специфическом направлении.

Центральная идея: судьба еврейского народа напрямую зависит от его верности Торе и готовности активно осуществлять Божественную волю. История понимается как постоянное взаимодействие между заповедями Всевышнего и ответом народа на эти заповеди.

 Теология изгнания (галут)

Кахане рассматривает изгнание не просто как политическую или историческую случайность, но как состояние, противоречащее самой сути еврейского народа. Галут в его интерпретации является:

1."Наказанием за грехи"- следуя традиционной талмудической трактовке, Кахане видит в изгнании результат отхода от заповедей.

2. "Аномалией в космическом порядке"  - более радикально, он утверждает, что само существование еврейского народа вне Эрец Исраэль противоречит Божественному плану творения.

3. **Источником Хилуль ха-Шем** - пребывание в рассеянии само по себе является осквернением Божественного Имени, поскольку создает у народов мира впечатление слабости Бога Израиля.

Эта концепция радикально отличается от традиционного харедимного подхода, который видит в галуте богоустановленное состояние, из которого может вывести только Машиах. Кахане настаивает на том, что еврейский народ обязан активно действовать для прекращения изгнания.

Холокост в теологической перспективе

Трагедия Холокоста занимает центральное место в теологии Кахане. Он интерпретирует её через призву двух взаимосвязанных концепций:

**1. Хилуль ха-Шем космического масштаба**

Холокост представляет собой величайшее осквернение Божественного Имени в истории, когда народы мира были свидетелями уничтожения еврейского народа, при этом казалось, что Бог Израиля не защищает Свой народ. Это создало ситуацию, когда само существование и могущество Бога ставилось под вопрос в глазах человечества.

**2. Следствие пассивности и "галутного менталитета"**

Кахане решительно отвергает традиционные объяснения Холокоста как Божественного наказания за конкретные грехи. Вместо этого он видит причину в пассивности еврейского народа, его нежелании вернуться в Эрец Исраэль, когда это было возможно, и отказе от активной самообороны.

Ключевая идея: если бы еврейский народ массово репатриировался в Эрец Исраэль в 1920-1930-е годы и создал сильное независимое государство, Холокоста можно было бы избежать. Трагедия произошла не потому, что Бог "отвернулся" от евреев, а потому, что евреи не выполнили свою обязанность активно осуществлять Божественную волю.

**3. Императив "Никогда снова"**

Из этого понимания Холокоста вытекает центральный этический и теологический императив всей системы Кахане: "Никогда снова!" (Never Again). Это не просто политический лозунг, но религиозная заповедь. Еврейский народ обязан сделать всё возможное, чтобы никогда больше не оказаться в ситуации беззащитности перед врагами.

Этот императив имеет конкретные практические следствия:

- Абсолютный приоритет безопасности над любыми другими соображениями

- Обязанность развивать военную мощь

- Необходимость "еврейской гордости" взамен "галутного" менталитета подчинения

- Право и обязанность применять силу для защиты еврейского народа

## 1.2. Киддуш ха-Шем и Хилуль ха-Шем как основа этической системы

### Определение концепций

Понятия Киддуш ха-Шем (קידוש השם, освящение Имени) и Хилуль ха-Шем (חילול השם, осквернение Имени) являются центральными в теологической системе Кахане. Эти библейские концепции, основанные на Ваикра 22:32 ("И не оскверняйте святого Имени Моего, и освящен буду Я среди сынов Израиля, Я Господь, освящающий вас"), получают у Кахане особую интерпретацию и расширенное применение.

### Традиционное понимание

В классической еврейской традиции эти концепции понимались прежде всего в следующих контекстах:

**Киддуш ха-Шем:**

- Готовность принять мученическую смерть за веру (при нарушении трёх кардинальных запретов: идолопоклонство, убийство, запрещённые половые связи)

- Образцовое поведение, вызывающее уважение к иудаизму у неевреев

- Праведная жизнь, увеличивающая славу Всевышнего в мире

**Хилуль ха-Шем:**

- Отступничество перед лицом принуждения

- Недостойное поведение, компрометирующее иудаизм в глазах неевреев

- Грехи, особенно публичные, умаляющие честь Божественного Имени

### Интерпретация Кахане: национальное измерение

Кахане радикально расширяет эти концепции, добавляя к индивидуальному измерению национальное и политическое:

**1. Коллективный Киддуш ха-Шем**

Освящение Имени происходит не только через действия отдельных праведников, но через силу, достоинство и независимость еврейского народа как целого. Когда еврейское государство демонстрирует мощь, когда еврейский народ защищает себя и побеждает врагов, это создаёт ситуацию, в которой народы мира признают могущество Бога Израиля.

Библейский прецедент: победы Израиля над врагами в эпоху Танаха понимаются как Киддуш ха-Шем в глазах народов. Когда Израиль силён, народы признают: "Воистину, велик Бог Израиля!"

**2. Национальный Хилуль ха-Шем**

Соответственно, слабость, поражения, унижения еврейского народа представляют собой Хилуль ха-Шем. Когда евреев убивают безнаказанно, когда еврейское государство проявляет слабость перед врагами, когда евреи ищут милости у неевреев вместо того, чтобы полагаться на собственную силу, это создаёт впечатление слабости Бога Израиля.

Ключевая цитата из книги Иехезкеля (36:20-21), которую часто использует Кахане: "И пришли они к народам, куда пришли, и осквернили святое Имя Моё, когда говорили о них: народ Господа они, и из земли Его вышли."

**3. Парадокс мученичества**

Здесь Кахане делает противоречивое, но последовательное в рамках его системы утверждение: индивидуальная мученическая смерть за веру (традиционный Киддуш ха-Шем) может быть одновременно коллективным Хилуль ха-Шем.

Логика: когда отдельный еврей погибает за веру, это безусловно Киддуш ха-Шем на индивидуальном уровне. Но если еврейский народ в целом позволяет систематическое уничтожение своих членов, не защищая их активно, не мстя за них, это является Хилуль ха-Шем на национальном уровне, поскольку демонстрирует слабость.

Применение к Холокосту: миллионы евреев, погибших в Катастрофе, умерли Аль Киддуш ха-Шем индивидуально, но сама ситуация, когда это стало возможным, представляла собой величайший Хилуль ха-Шем в истории на коллективном уровне.

### Практические следствия концепции

Из этого понимания Киддуш ха-Шем и Хилуль ха-Шем вытекают конкретные практические выводы:

**1. Обязанность силы и самообороны**

Не защищать себя, не развивать военную мощь, полагаться на милость других народов вместо собственной силы - всё это формы Хилуль ха-Шем. Соответственно, есть религиозная обязанность быть сильным и внушать страх врагам.

**2. Необходимость мести**

Кахане часто подчёркивал обязанность мстить за еврейскую кровь. Это не просто естественная человеческая реакция, но религиозное требование. Непомщённая еврейская кровь представляет собой постоянный Хилуль ха-Шем, поскольку создаёт впечатление, что евреев можно убивать безнаказанно.

Библейское обоснование: заповедь о мщении Мидьянитянам (Бемидбар 31), различные высказывания в Танахе о необходимости отмщения врагам Израиля.

**3. Отвержение "галутного" менталитета**

"Галутный менталитет" - поиск защиты у властей, готовность к униженности ради выживания, привычка к статусу меньшинства - всё это проявления и причины Хилуль ха-Шем. Еврейский народ в своей земле обязан вести себя как суверенная нация, а не как терпимое меньшинство.

**4. Отношения с неевреями**

Стремление "понравиться гоям", поиск их одобрения, особенно за счёт компромисса в вопросах безопасности или территориальной целостности, рассматривается как форма Хилуль ха-Шем. Еврейское государство должно действовать исходя из собственных интересов и Божественных заповедей, не оглядываясь на мнение неевреев.

## 1.3. Концепция избранности еврейского народа

### Онтологическая уникальность

Кахане придерживается максималистской интерпретации концепции избранности (בחירה). Еврейский народ не просто имеет особую историческую или духовную миссию, но обладает онтологически уникальным статусом.

**Основные элементы концепции:**

**1. "Народ, который обитает отдельно" (עם לבדד ישכון)**

Цитата из Бемидбар 23:9 понимается буквально: еврейский народ существует в отдельной категории от всех других народов мира. Это не просто культурное или религиозное отличие, но фундаментальное различие в самой природе.

**2. Святость как сущностное качество**

Святость (קדושה) еврейского народа рассматривается не как результат соблюдения заповедей (хотя это и важно), но как онтологическая характеристика. Евреи святы по своей природе как "народ Всевышнего", независимо от уровня религиозности отдельных индивидов.

Это не означает, что грешники не несут ответственности за свои грехи, но грешник-еврей остаётся частью святого народа, а праведник-нееврей остаётся вне этой категории святости.

**3. Уникальные обязательства**

Из уникального статуса вытекают уникальные обязательства. Еврейский народ связан с Всевышним особым заветом, который налагает обязательства, не применимые к другим народам:

- 613 заповедей (вместо 7 заповедей сынов Ноаха)

- Особые обязательства относительно Эрец Исраэль

- Миссия быть "светом народам" через пример святой жизни в святой земле

### Эрец Исраэль как часть избранности

Избранность народа неразрывно связана с избранностью земли. Эрец Исраэль - не просто территория, обещанная еврейскому народу, но святая земля, имеющая особый духовный статус.

**Ключевые элементы:**

**1. Святость земли**

Земля Израиля обладает внутренней святостью (קדושת הארץ), не зависящей от того, кто на ней проживает. Эта святость означает, что определённые заповеди могут исполняться только в Эрец Исраэль (заповеди, связанные с землёй - трумот, маасрот, шмита и т.д.).

**2. Взаимосвязь народа и земли**

Еврейский народ и Эрец Исраэль связаны неразрывной связью. Народ достигает своей полноты только на своей земле. Жизнь вне земли, даже если это физически возможно и безопасно, представляет собой неполноту существования.

**3. Заповедь заселения земли (מצוות יישוב הארץ)**

Кахане рассматривает заселение Эрец Исраэль не просто как одну из заповедей среди многих, но как центральную заповедь, от которой зависит возможность исполнения многих других. Это не факультативная заповедь для особо благочестивых, но обязательство каждого еврея.

### Отношение к неевреям: между универсализмом и партикуляризмом

Концепция избранности у Кахане создаёт сложную картину в отношении неевреев:

**Универсалистские элементы:**

- Все люди созданы по образу Божьему (צלם אלוקים)

- Неевреи имеют свой путь к праведности через 7 заповедей сынов Ноаха

- Праведные неевреи (חסידי אומות העולם) имеют удел в мире грядущем

**Партикуляристские элементы:**

- Еврейский народ имеет уникальный статус и миссию

- Святость еврейского народа качественно отличается от праведности неевреев

- В контексте Эрец Исраэль применяются особые законы, ограничивающие нееврейское присутствие

### Критика ассимиляции

Из концепции избранности напрямую вытекает абсолютное отвержение ассимиляции. Ассимиляция рассматривается не просто как личный выбор или социальное явление, но как:

**1. Отрицание избранности**

Ассимилирующийся еврей фактически отвергает идею уникального еврейского предназначения, пытаясь "стать как все народы".

**2. Форма духовного самоубийства**

Стирание еврейской идентичности через смешанные браки и культурную ассимиляцию представляет собой уничтожение святости, данной при рождении.

**3. Хилуль ха-Шем**

Когда еврей стыдится своей идентичности и стремится раствориться среди неевреев, это осквернение Божественного Имени.

### Космическая роль еврейского народа

Кахане придерживается мистического понимания роли еврейского народа в космическом порядке. Основываясь на каббалистических источниках (хотя формально не будучи каббалистом), он утверждает:

**1. Исправление мира (תיקון עולם)**

Еврейский народ играет центральную роль в процессе исправления мира. Это происходит не через миссионерство или прямое влияние на другие народы, но через создание образцового общества в Эрец Исраэль, живущего по законам Торы.

**2. Влияние на духовные миры**

Действия еврейского народа, особенно в Эрец Исраэль, имеют влияние не только на материальный, но и на духовные миры. Исполнение заповедей и праведная жизнь "питают" высшие духовные силы, в то время как грехи и слабость наносят ущерб космическому порядку.

**3. Приближение избавления**

Активные действия еврейского народа по возвращению в Эрец Исраэль, построению сильного государства и жизни по законам Торы приближают окончательное избавление (геула шлема) и приход Машиаха.

## 1.4. Теология активного действия против пассивного ожидания

### Отвержение пассивности

Одна из центральных полемик Кахане направлена против того, что он называет "галутной пассивностью" - подхода, предполагающего пассивное ожидание Божественного вмешательства.

**Критикуемые позиции:**

**1. Харедимная концепция "трёх клятв"**

Традиционное харедимное понимание, основанное на талмудическом агадическом тексте (Ктубот 111а) о "трёх клятвах", которыми Всевышний заклял Израиль:

- Не подниматься "стеной" (массово) в Эрец Исраэль

- Не восставать против народов мира

- В обмен на обещание народам не угнетать Израиль чрезмерно

Многие харедимные авторитеты использовали этот текст для обоснования пассивности и неприятия сионизма до прихода Машиаха. Кахане категорически отвергает эту интерпретацию.

**2. "Ахкей де-Машиха" (ожидание Машиаха)**

Подход, предполагающий, что все значительные изменения в статусе еврейского народа должны произойти только с приходом Машиаха, до этого момента следует лишь соблюдать заповеди и ждать.

### Концепция активного партнёрства с Всевышним

Кахане выдвигает альтернативную теологию активного действия:

**1. "Партнёры в творении" (שותפים במעשה בראשית)**

Человек не просто пассивный получатель Божественной воли, но активный участник в осуществлении Божественного плана. Всевышний намеренно создал мир незавершённым, предоставив человеку возможность и обязанность завершить творение.

В национальном масштабе это означает, что еврейский народ не должен пассивно ждать чудес, но обязан активно действовать для осуществления Божественных обещаний.

**2. "Дерех ха-тева" (естественный путь)**

Кахане подчёркивает, что в большинстве случаев Всевышний действует через естественные процессы, а не через открытые чудеса. Библейские чудеса (Исход из Египта, расступление моря) - исключения, а не правило.

Современное возвращение в Эрец Исраэль и создание государства Израиль, хотя и являются чудесами в широком смысле, происходят через естественные исторические процессы. Это не делает их менее Божественными, но требует от еврейского народа активного участия.

**3. "Ибо не на чудо полагаемся"**

Принцип, согласно которому запрещено полагаться на чудеса в практических вопросах. Еврейский народ обязан использовать все естественные средства для достижения своих целей, не ожидая сверхъестественного вмешательства.

Применительно к безопасности: нельзя полагаться на то, что Всевышний чудесным образом защитит от врагов, не предпринимая всех необходимых военных и политических мер.

### Переинтерпретация "трёх клятв"

Кахане, вслед за религиозными сионистами, решительно отвергает использование "трёх клятв" как аргумента против сионизма:

**Аргументы:**

**1. Агадический, а не галахический источник**

"Три клятвы" находятся в агадической части Талмуда, а не в галахической. Они никогда не были кодифицированы Рамбамом или другими галахическими авторитетами как обязательные законы.

**2. Клятвы уже нарушены**

Даже если принять их галахическую обязательность, народы мира нарушили свою часть договора (не угнетать Израиль чрезмерно), особенно во время Холокоста. Соответственно, клятвы, данные Израилем, больше не действуют.

**3. Декларация Бальфура и мандат Лиги Наций**

Международное разрешение на создание еврейского национального очага аннулирует запрет на "восстание против народов".

**4. Реальность сегодняшнего дня**

Независимо от теоретических споров о "клятвах", еврейское государство существует, миллионы евреев живут в нём. Отказ от его защиты и укрепления привёл бы к катастрофе. Соответственно, любые теологические аргументы против активного участия в развитии государства неприменимы в нынешней ситуации.

### Атхальта де-геула (начало избавления)

Кахане принимает концепцию, развитую раввином Авраамом Ицхаком Кук и его школой: современное возвращение в Эрец Исраэль и создание государства является "началом избавления" (אתחלתא דגאולה).

**Элементы концепции:**

**1. Процесс, а не мгновенное событие**

Избавление не произойдёт мгновенно с приходом Машиаха, но является длительным историческим процессом, в котором мы уже находимся.

**2. "Мессианство без Мессии"**

В определённом смысле, еврейский народ как целое выполняет мессианскую роль, осуществляя возвращение в землю и построение государства. Личность Машиаха придёт позже, когда процесс будет завершён (или почти завершён).

**3. Обязанность ускорения процесса**

Из понимания текущей эпохи как "начала избавления" вытекает обязанность активно ускорять процесс через заселение всей Эрец Исраэль, укрепление государства и возвращение к Торе.

### Битуль га-галут (отмена изгнания)

Кахане идёт дальше многих религиозных сионистов, утверждая, что галут должен быть полностью "отменён":

**1. Неприятие концепции диаспоры**

В отличие от большинства раввинов диаспоры, которые находят галахические и теологические обоснования для продолжения жизни вне Израиля, Кахане категорически утверждает, что существование процветающих еврейских общин за пределами Израиля противоречит Божественной воле.

**2. Отрицание "двух центров"**

Идея о возможности двух равноценных центров еврейской жизни (Израиль и диаспора, особенно США) решительно отвергается. Есть только один центр - Эрец Исраэль, всё остальное - временное и нежелательное рассеяние.

**3. Обязательность алии**

Репатриация в Израиль (алия) рассматривается не как похвальное действие для особо набожных, но как абсолютная обязанность каждого еврея. Пребывание в диаспоре по собственному выбору, когда есть возможность переехать, является нарушением религиозного долга.

### Практические следствия: политика как форма служения

Из теологии активного действия вытекает радикальный вывод: политическая деятельность, направленная на укрепление еврейского государства и осуществление Божественной воли относительно Эрец Исраэль, является формой религиозного служения.

**Элементы этой концепции:**

**1. Святость политического действия**

Политика в контексте еврейского государства в Эрец Исраэль - это не "мирское" занятие, противоположное религиозности, но сама по себе форма исполнения Божественной воли. Депутат Кнессета, работающий для укрепления еврейского характера государства, выполняет религиозную миссию не меньше, чем раввин, изучающий Тору.

**2. Обязанность политического участия**

Религиозные евреи не могут оставаться в стороне от политики, ссылаясь на её "нечистоту" или предпочитая посвятить себя только изучению Торы. В нынешнюю эпоху политическое участие - религиозная обязанность.

**3. Отказ от разделения "религиозного" и "национального"**

Кахане критикует религиозных сионистов за попытку разделить религиозные и национальные аспекты сионизма. Для него это ложная дихотомия: правильный национализм по отношению к Эрец Исраэль и еврейскому народу и есть исполнение религиозных заповедей.

Заключение главы

Теологический фундамент, заложенный Кахане, представляет собой попытку создания цельной религиозной философии, объединяющей:

- Традиционную веру в избранность еврейского народа и святость Эрец Исраэль

- Уроки Холокоста и необходимость силы для защиты еврейского народа

- Активистскую интерпретацию религиозного долга в противовес пассивному ожиданию

- Понимание современной эпохи как "начала избавления", требующего активного участия

Эта теологическая система создаёт основу для всех остальных элементов учения Кахане: галахических позиций, политической программы и социальной философии, которые будут рассмотрены в последующих главах.

Следующая глава будет посвящена галахическим позициям рава Меира Кахане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти