Модерн - это монизм. В модерне абсолютизируется одна идея (коммунизм, фрейдизм, нацизм, утилитаризм) и в угоду ей приносятся различные жертвы.
Постмодерн возникает как реакция детей войны на то, что их родители заигрались в свои идеи и привели мир к глобальной катастрофе.
Отсюда полифоничность и интертекстуальность постмодерна, позиция "и ты прав, и ты прав, и ты тоже".
Напротив, монистическая позиция - "прав только я", причём зачастую неправ даже тот, кто находится на сходных методологических или идеологических позициях. Отсюда и разнообразное сектанство, в т.ч. и политическое и культ вождей / гуру.
Монизм Модерна создаёт границы, а плюрализм Постмодерна размывает их.
Монизм построен в т.ч. и на вере в авторитеты (исторически он вырастает из религиозной веры в сверхчеловека, реализуемой во вне религиозных формах - политике, науке, искусстве и т.п.). Напротив, Постмодерн верит не авторитетам, а гуглу. Любая информация доступна для проверки.
В последние лет 20 лет пошло наступление неотрадиционализма как попытка реставрации Модерна как монизма. Возможно, как реакция поколения внуков войны на поколение детей войны. Возможно, как задуманная акция ряда неоконсерваторов, начиная от Дугина и пр (не, он не первый, но он очень много сделал для популяризации идеи неоконсерватизма в среде как СНГ-шных так и западных интеллектуалов).
В религиозных практиках можно наблюдать противопоставление Модерна и Постмодерна на примере различий между неотрадиционализма и неоязычества (викки, кришнаизма, иеговизма, сайентологии или Мага Віри), с одной стороны, и Нью Эйджа, с другой. Нью Эйдж представляет собой пересказ идей в современном ключе, он постмодернен. Это девочка, которая ходит к Красной Шапочке, сделанной из меха волка, но носит она её мехом внутрь. И этим Нью Эйдж и прекрасен. Основная интенция Нью Эйджа состоит в психологической переинтерпретации религиозных традиций и их эклектичном сопоставлении. Именно за эту эклектичность и свободу взаимосвязей (Мария, Кали, Ашера - суть выражение одного принципа) между элементами ньюэйдж так не любят неотрадиционалисты, склоняющиеся к монизму.
Модерн - это праздник монизма (как торжества одной идеи над всеми, не важно какой - фрейдизма, нацизма, коммунизма, бихевиоризма). Постмодерн - мозаичность. И среди этой мозаичности и в силу относительно спокойного времени в нём прорастает и монизм. И теперь общество должно от него избавиться. Если не сможет избавиться сейчас - придётся избавляться от них как в прошлый раз - через столкновение одних монистов с другими.
Постмодерн ни разу не умер, фб - одно из ярчайших его проявлений. Фактически с момента появления Веб 2.0 появляется возможность активного участвия обычного человека в полифонии Постмодерна. Да, при этом есть механизмы консервации в уютной монистической среде единомышленников.
Постмодерн возникает как реакция детей войны на то, что их родители заигрались в свои идеи и привели мир к глобальной катастрофе.
Отсюда полифоничность и интертекстуальность постмодерна, позиция "и ты прав, и ты прав, и ты тоже".
Напротив, монистическая позиция - "прав только я", причём зачастую неправ даже тот, кто находится на сходных методологических или идеологических позициях. Отсюда и разнообразное сектанство, в т.ч. и политическое и культ вождей / гуру.
Монизм Модерна создаёт границы, а плюрализм Постмодерна размывает их.
Монизм построен в т.ч. и на вере в авторитеты (исторически он вырастает из религиозной веры в сверхчеловека, реализуемой во вне религиозных формах - политике, науке, искусстве и т.п.). Напротив, Постмодерн верит не авторитетам, а гуглу. Любая информация доступна для проверки.
В последние лет 20 лет пошло наступление неотрадиционализма как попытка реставрации Модерна как монизма. Возможно, как реакция поколения внуков войны на поколение детей войны. Возможно, как задуманная акция ряда неоконсерваторов, начиная от Дугина и пр (не, он не первый, но он очень много сделал для популяризации идеи неоконсерватизма в среде как СНГ-шных так и западных интеллектуалов).
В религиозных практиках можно наблюдать противопоставление Модерна и Постмодерна на примере различий между неотрадиционализма и неоязычества (викки, кришнаизма, иеговизма, сайентологии или Мага Віри), с одной стороны, и Нью Эйджа, с другой. Нью Эйдж представляет собой пересказ идей в современном ключе, он постмодернен. Это девочка, которая ходит к Красной Шапочке, сделанной из меха волка, но носит она её мехом внутрь. И этим Нью Эйдж и прекрасен. Основная интенция Нью Эйджа состоит в психологической переинтерпретации религиозных традиций и их эклектичном сопоставлении. Именно за эту эклектичность и свободу взаимосвязей (Мария, Кали, Ашера - суть выражение одного принципа) между элементами ньюэйдж так не любят неотрадиционалисты, склоняющиеся к монизму.
Модерн - это праздник монизма (как торжества одной идеи над всеми, не важно какой - фрейдизма, нацизма, коммунизма, бихевиоризма). Постмодерн - мозаичность. И среди этой мозаичности и в силу относительно спокойного времени в нём прорастает и монизм. И теперь общество должно от него избавиться. Если не сможет избавиться сейчас - придётся избавляться от них как в прошлый раз - через столкновение одних монистов с другими.
Постмодерн ни разу не умер, фб - одно из ярчайших его проявлений. Фактически с момента появления Веб 2.0 появляется возможность активного участвия обычного человека в полифонии Постмодерна. Да, при этом есть механизмы консервации в уютной монистической среде единомышленников.
Также советуем прочитать:
ОтветитьУдалитьОлег Гуцуляк. Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм // https://proza.ru/2016/03/17/170