Я не могу предсказать вам действия России.
Это загадка, завернутая в тайну
и помещенная внутрь головоломки;
но, возможно, есть ключ.
Уинстон Черчиль
Феномен России вызывает много неясностей не только у иностранцев, но и у самих жителей оной. Исторически поставлено много вопросов, но ответы так и не даны. Постараемся разобраться в так называемой «загадке России». Или нет никакой загадки? Но не даром же Тютчев написал достаточно откровенные строки:
Умом Россию не понять,Аршином обшим не измерить,
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
Итак, что же есть Россия? Что она есть в своей сути, если убрать всю политическую пропаганду, всю хулу и все возвеличивание оной?
Деконструкция образа России
Территория, население и наличие государственного образования являются базовыми параметрами, чтобы определить страну, в том числе, в ее исторической ретроспективе.
Начнем с того, что современная Российская Федерация не является исторической Россией, но только использует ее трансформированное имя. Краткий период Б.Н.Ельцина, когда имелись кое-какие реставраторские планы, давно минул, и ныне мы наблюдаем совершенно противоположное.. В действительности, РФ является полным правопреемником СССР и продолжателем РСФСР. Оба, в свою очередь, основаны на территории Российской Империи как новые государственные образования и никакого преемства с нею не только не имели, но подчеркнуто отрицались изначально. Население также подверглось сильному изменению, не только в социальном и культурном аспекте, но и чисто этническом. Геноцид, проводившийся десятилетиями и политика «интернационализации» сделали свое дело: выведен советский человек – говорящий на специфическом русском языке, но имеющий свою собственную культуру, а в этническом плане идентифицируемый, как метис. Остатки собственно русского населения в большинстве своем советизированы. (Но сохраняется небольшой процент русского населения, вполне сохранивший свою аутентичность).
Следовательно, первый шаг в деконструкции – признание того, что РФ – не есть Россия, а видоизмененный СССР, который, в свою очередь, также никакая не Россия.
Остается вопрос с Российской Империей. Что есть она?
Когда Романовы в 1862 г. праздновали 1000-летие России, они нисколько не сомневались в сквозной преемственности всех исторических формаций на данной территории, собственно, начиная с Рюрика. Взгляд, достойный, как внимания, так и определенной деконструкции.
Хорошо известно, что РИ образована Актом Сената от 22.10.1721 г. Однако, само сие учреждение довольно занимательно: оно ссылается на Грамоту 1514 г. императора Максимилиана I, коий признает Вел.Князя Московского Василия III императором. На тот момент Византийская Империя уже не существовала, титул ее императора «раскололся» - был продан 16.09.1494 г. Андреем Палеологом королю Франции Карлу VIII (в 1502 г. титул передал Фердинанду и Изабелле), а, с другой стороны, принят в титулатуру османского султана, как «Kayser-i Rum». Похоже, что Максимилиан продолжал мыслить в прежних историчко-правовых категориях, т.е. подчеркивал себя, как Императора Западной Римской Империи, а Василия, как Императора Восточной Римской Империи. На Руси сие обыграли по-своему, впервые представив свою страну, как империю. Но актуально смогли сие осуществить только при Петре I.
Одно дело название, другое дело – суть. Что, на самом деле, имело место быть на Руси? До Петра I мы имеем Царство, как правило именуемо «Московским Царством» (т.к. здесь находился престол) или, гораздо реже, «Царство Русское». Жест Петра I с переносом столицы из Москвы в Ниенборг (переоснованного в Санкт-Петербург) – не случаен. Конечно, он отчасти навеян деянием Константина Великого, основавшего Новый Рим, но более заметно иное. Петр I учреждает империю, для той и основывает новую столицу. Империя учреждается на месте Московского Царства, одно замещает другое и продолжает его. Московское Царство, как и иные царства и княжества отныне становились субъектами Империи.
В исторической литературе утвердилось наименование «Царства Русского» Московией. Данное название почерпнуто из трудов литовских, и особенно польских, историков, т.к. «Королевство Руссия» (т.е. бывшее Великое Княжество Киевское) являлялось частью Великого Княжества Литовского, а потом Речи Посполитой. На сем основании главному конкуренту, Москве, в данном титуле категорически отказывалось. Впервые царем коронуется Иван IV Грозный. Небезинтересно, что именно с того времени в обиходе появляется этноним «русский» вместо общепинятого «русин». Но не Иван Грозный, а его дед Иоанн III Великий является подлинным учредителем Царства Московии. И не случайно, что при нем появляется в высшей степени заманчивая концепция «Москва - Третий Рим».
Но что есть Московия в своем основании? Откуда она проистекает? И сие не является никакой загадкой. Великое Княжество Московское (Московия) является все тем же древним Великим Княжеством Владимирско-Суздальским, где сидела конкретная ветвь Рбриковичей – Мономашичи. Владимир стал местом пребывания Вел.Кн.Андрея Боголюбского, решившего стать первым монархом и вскоро плохо кончившего. До Владимира столицей княжества являлся Ростов Великий – место весьма архаическое и вполне сопоставимое с иными древними городами Руси. Архаика его такова, что его история влечется до-рюриковской период, т.е. до 862 г. Т.е. до нижней очки отсчета нашей деконструкции.
Подведем промежуточные итоги нашей деконструкции. Итак, РФ – не есть Россия, СССР и РСФРС – не есть Россия, т.к. не есть Российская Империя.
Российская Империя – есть Россия, но, в свою очередь, является модернизированной «Московией». Московия – есть первая попытка создания экспансионистского Царства на территории древней Руси. Но и сама является всего лишь модернизированным Вел.Княжеством Владимирским. Великое Княжество Владимирское – есть одна из аутентичных частей древней Руси, но не сама по себе, а как видоизмененное Княжество Ростовское, существовавшее, как субъект, и до прихода Рюрика.
В данном случае мы наблюдаем полный континуитет власти и структуры, динамики, развития, изменений, упадка и возрождения. Общая верховная власть соотносима с Рюриком, призванного на княжение. Не узурпатора, а приглашенного правителя полномочными органами народа и государства.
Нелепо полагать, что до Рюрика никакого государственного образования на данной территории не обреталось. Обреталось! – но в иных конфигурациях. Однако, в политичесой теории Рюриковичей, продолженной Романовыми, отсчет начинается только в 862 г. – с момента появления Рюрика. (Что, скорее всего свидетельствует об окончательной смене династии). Итак, РИ – есть правопреемник древней власти князя Рюрика, который, в свою очередь, получает ее из рук еще более архаических институтов.
Что же они такое?
Мнения о прошлом
Средневековые авторы хорошо знают Русь, но не знают ее, как нечто целое. Для них она – сумма мелких и крупных княжеств, то независимых, а то включенных в сферу влияния, например, Хазарского каганата. Византийские авторы употребляют термин Малая Россия (Μικρα Ρωσσια) в отношении Киевского княжества (уточним: сам термин "Малая Россия" официально впервые применяется сами русинами именно к Галицко-Волынскому королевству, как к территории, которая не являлась вассальной относительно монголо-татарской орды, - РЕД.), а термин Великая Россия (Μεγαλα Ρωσσια) – ко внешним территориям, соподчиненным власти Великого князя, пребыавшего в Киеве (уточним: термин "Великая Россия" впервые применяется именно к тем русским княжествам, которые находились в вассальной зависимости от монголо-татарской орды, - РЕД.).
Иное дело обстоит со скандинавскими источниками. В них положение более конкретизировано. Вероятно, по той причине, что скандинавы не только правили во многих территориях древней Руси. Но и считали ее частью своего мiра. Несомненно и то, что основным местом для скандинавов являлся Новгород, а не Киев. С Новгородом не так всё и ясно. В скандинавских источниках наиболее употребимо наименование Holmgård, но не факт, что оно изначально принадлежало именно сему городу на Волхове. Менее известно иное – Nygård, что, по сути, является калькой с Новгорода. Самым малоизвестным остается Noatun, что также означает «Новый Город». Последнее является местом обитания германского бога Ньёрда и других ванов, но имеет кельтское происхождение, что нас откидывает в глубь архаики.
Многие забывают, что изначально Рюрик правил не в Новгороде, куда его позже пригласили, а в (Старой) Ладоге. Ладога хорошо известна из скандинавских источников под именем Aldegjuborg и была основана примерно в 740 г. конунгом Рандвером, сыном Храдбарта. Более, чем вероятно, Рюрик принадлежал каким-то образом именно к дому Рандвера. Из списка правителей Альдегьюборга, однако, значится (ок.835-840 гг.) некий конунг Ингвар. Похоже, что Рюрик был женат неоднократно и одна из жен являлась дочкой или внучкой того Ингвара, потому что именно сие имя Рюрик дает своему сыну, - т.к. имя обладает династическим значением для конкретно определенной территорией (вероятно, аллоид) Ingermannland. В совокупности же вся сия территория имеет имеет одно название, что, вероятно, указывало на ее некогда политическое единство, - Гардарика. Преимущественно Гардарикой называется Новгородское государство, но не только. Например, Ростов и Суздаль – также. Полоцк и Смоленск – гораздо реже. И почти никогда не включен Känugård – т.е. Киев. Следовательно, исторически, при многообразных политических изменениях в своей территории, Гардарика не распространяла свою власть на Киев. Что, собственно, нам ведомо о начале Гардарики? Ее первыми конунгами названы Сигрлами и Свафрлами (примерно IV век). Их происхождение весьма темно (хотя я придерживаюсь ругской версии), но все-таки указано, что последний породнен через Хейд с конунгом Арнгримом из Больма, т.е. из Смоланда – территории вендов в Скандинавии. Династия Гостомысла, что правила в Новгороде до Рюрика, также имела вендское происхождение. Указано даже более конкретно, что ее архического пращура так и звали «князь Вандал». При исчислени возможных поколений, получается, что Сигрлами жил после Эрманариха, уже в эпоху гуннского владычества. Однако, именно у него имелся меч Tyrfing - являвшегося, своего рода, символом верховной сакральной власти. Часто имя Тюрфинг связывают с готским племенем тервингов. Думается, что он имел более древнее происхождение – по имени эддического Тюра, коего вполне можно отождествить с библейским Тиразом, внуком Яфета (Быт.10:2).
Власть Эраманариха распространялась по всей территории не только Скифии, но и будущей Гардарики, и, скорее всего, Скандинавии. Весьма вероятно, что он был первым, кто организовал единую регуларную власть на всем пространстве. Но, после его смерти, государственным структуры посыпались одна за одной, и на севере, вне досягаемости гуннов, образовалась Гардарика.
Но на пустом ли месте организовывал всё Эрманарих? Думается, что нет. Если на тот момент в том регионе вандалов мы еще не наблюдаем, то руги (т.е. Русь) там уже присутствуют. Так называемые «русы Приильменья» - со своей столицей Русса! – несомненное ядро. И они не только там: Ростов Великий (Rugstaf скандинавских источников) – также один из центров ругов (т.н. «Сарское городище»). «Русы Поросья» известны наиболее хорошо. Они упоминаются как росомоны и стали заговорщиками против Эрманариха. Но их политическая власть имела явно более ранний характер, чем у готов. Слова Иордана о «вероломном роде росомонов» также стоит понимать в том смысле, что они являлись альянтами Эрманариха, а не завоеванным народом. В отличие, например, от упорных герулов, война с кем отмечена особо. Получается, что и в «империи Эрманариха» руги обладали достаточной самостоятельностью. Из «Гетики» Иордана мы знаем, что «готы вытеснили с места хольмругов» (24-25). Куда сдвинули? – Предполагаю, что на восток.
Но существует все-таки кое-что объединяющее и Хольмгард, и Ругстаф, и Кэнугард в скандинавских источниках. Вся древняя Русь, даже до Рюрика, вся странная и неупорядочная территория имела общее наименование – Austerveg, т.е. Востоный Путь. Для скандинаской ойкумены сие, действительно, являлось «востоным путем». Путем не «из варяг в греки» (т.е. через сеть рек и озер и волоков), а по Волге до Каспия. Предположительно, что се – древшейшее наименование восточной границы «империи Эрманариха», но еще более вероятно, что се – перевод архаического имени, появившегося задолго готов или ругов.
Абсолютный Север
В античных источниках Скифия всегда четко обозначена географически и почти полностью совпадает с территорией современной Украины. Интересно, что, с определенного времени, скандинавские источники отождествляеют Скифию с Det Mikla Svithjöd (т.е. «Великой Швецией»), что указывает на некое властное присутствие династий из Швеции (или наоборот, в Швеции - из Скифии, - РЕД.). Кэнугард (т.е. Киев) хорошо известен из скандинавских источников, но не всегда включается в общий список земель прямого правления. Важен еще один исторический факт. Скандинавские источники дают еще одно название «Скифии» (и иногда почему-то отдельным регионам Прибалтики!) – Геллеспонт. Причем сей Геллеспонт почти постяонно противопоставляется Гардарике. В чем же дело? Согласно Г.Вернадскому «Южная Россия впервые была политически организована киммерийцами (1000 — 700 гг. до н.э.), затем скифами (700 — 200 гг. до н.э.) и сарматами (200 г. до н.э. — 200 г. н.э.), затем последовали готы (200 — 370 гг. н.э.), смененные гуннами (370 — 454 гг. н.э.). В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал "яфетидами", постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения».
В общем описано верно, хотя и возникает вопрос со строгой политической организацией пространства сарматами и аланами, т.е. до появления готов. (Вернадский пишет только о «Южной России», т.е. современной Украине). Представляется, что дело обстояло более сложно.
На наш взгляд, имя Геллеспонт – есть древнегерманское наименование Боспорского царства, чье влияние было ощутимо вплоть до Балтийского моря. Ослаблению власти сарматов способствовало два фактора: давление в двух сторон Боспорского царства напрямую и готов на своих соседей. Скорее всего, так называемая «Скифия» стала на долгое время, если и не непосредственной частью Боспорского царства, то его некоей вассальной территорией.
Но север будущей Руси находился вне какой-либо власти Боспора, сарматов или скифов. Давление готов вынудило переселяться на восточное пространство, минимум, ругов и, вероятно, их государственные образования существовали еще до прихода готов. (Предполагаю, что руги двинулись непосредственно в Приильменье, а уже оттуда установили свою власть в районе будущего Ростова Великого, но некая их часть отделилась ранее, поселившись в Поросье, вероятно, заключив некий альянс с аланами). Не исключено, что группы вандалов устремились с ругами на восток, хотя, более вероятно, сие произошло несколько позже.
Но кто же обретался на той территории? По топонимам и весьма смутным упоминаниям античных авторов можно предположить, что значительная, но не основная, часть киммерийцев, гонимая скифами, ушла на север восточно-европейского пространства, кое и организовала политически. Архаическое имя города ванов Ноатун – их наследие.
Итак, мы видим, как некое сопоставление Скифии с Геллеспонтом, так и определенное противопоставление Геллеспонта с Гардарикой.
Но не только сие. Античные авторы очень четко указывают еще один исторический субъект – Гиперборею. Именно Гиперборея постоянно отличается и даже противопоставляется Скифии. Гиперборея – от начала и до конца весьма таинственная страна. По самому ее имени понятно, что она – на севере. В античных источниках приводятся различные версии происхождения гипербореев. Согласно Ференику, гипербореи выросли из крови древнейших титанов. По Фанодему, своё название они получили от некоего афинянина Гиперборея. Филостефан говорит, что Гиперборей был фессалийцем, а другие производят их от пеласга Гиперборея, сына Форонея и Перимелы, дочери Эола. (Разброс во мнении о происхождении гипербореев, впрочем, ограничен яфетидами). Гипербореи художественно одарены, их блаженная жизнь сопровождается песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море. По желанию начать жить заново, они могут переродиться после смерти. Древнеримский историк Плиний Старший написал о них в своей «Естественной Истории» следующее: «За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Думается, все сии мифы и легенды отражают некую реальность, переданную нам метафорическим языком. Иными словами, вполне можно констатировать, что Россия, в своей архаической сути, есть та самая античная Гиперборея. Сие, как бы удивительное, утверждение не вызывало вопросов даже у пост-византийских греков с Фанара: при учреждении патриаршества в Московии, титул нового патриарха значился, как Патриарх Москвы, Руси и «всех северных земель», т.е. Υπερβορεια в подлиннике. Следовательно, даже в конце шестнадцатого века грамотным людям было известно, что представялет из себя Россия, сиречь Московия.
Остается весьма важный вопрос, после всей долгой деконструкции: чем же на самом деле является Россия в своей примордиальной (изначальной) сути? Частичный ответ мы находим в ее изначальном имени – Гиперборея. Т.е. она – абсолютный Север, не в географическом, а в мистическом, смысле.
Многие увлекаются «мистикой севера», навыдумывая, невесть чего, романтизируя его и превразая в некую «арийскую землю обетованную». Се – крайняя форма гиперболазиции. И не только: имеет место быть и обычная путаница в дефинициях.
Античный географический Север полагается в Ultima Thule – некоей крайней точке культурного мiра (в том числе древне-германского). Сей остров описан многими, но его отождествление с Исландией – плод ошибок средневековых интеллектуалов. (Весьма вероятно, что остров опустился ниже уровня моря и ныне является т.н. Даггер-банкой (между Данией и Британией, - РЕД.), что более соттветствует его координатам).
Разница между сими «северами» - есть разница между физическим (и культурным) и метафизическим (и абсолютным).
Библия дает нам ключ к понимаю смысла Севера. На библейском языке он обозначен именем Цафон. Само имя многозначно и, весьма вероятно, относится еще к допотопным временам. Север стал библейским местом расположения вечной Божьей святой горы, известной под разными названиями (гора Цафон, «Север»). Се небесная обитель, которую не следует путать с земным жилищем, ибо Бог «распростер север над пустотою» (Иов 26:7). Оттуда Бог управляет вселенной, повелевая небесному воинству «взойти... выше звезд Божиих... на гору... на краю севера» (Ис. 14:13). Физическое расположение Иерусалима, где Соломон построил земной дом Божий, было несущественным по сравнению с его метафизическим значением аналога северной небесной обители: «...на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя» (Пс. 47:2–3). Божья слава {«светлая погода»} исходит от севера (Иов 37:22), но с той же стороны Бог может давать выход Своему гневу, если Он недоволен поведением людей. Именно с севера шел бурный ветер, раскрывший Иезекиилю Бога и Его послание осуждения (Иез. 1:4), – образ, связанный с метеорологическими условиями Леванта, где северный ветер приносит дождь и холод (Пр. 25:23; Иов 37:9). С исходящей от Бога пагубой с севера на нечестивое человечество связан еще один мотив северного разрушителя, который заходит слишком далеко, вынуждая Бога «пришедшего с севера удалять от вас» (Иоил. 2:20). Бог может использовать силы севера для наказания, но эти силы демонстрируют самодовольную спесь, поэтому должны, в свою очередь, уничтожаться: Бог «прострет руку Свою на север – и уничтожит Ассура» (Соф. 2:13; ср. Иез. 39:2–4; Ис. 10:5–16). Наибольшей выразительной силы этот мотив достигает в Апокалиптических фигурах Гога, пришедшего с севера (Иез. 38:6, 15; 39:2), и презренного царя севера (Дан. 11:21–45). Мудрый убежит из северных стран до наступления суда над ними (Зах. 2:6).
Известная хеттская гора Цафон с культом Ваала, вероятно, некогда была местом поклонения ЯХВЕ, только позже захваченная язычниками. Удивительное отождествление Сиона с Цафоном (Пс.48:2-3; масоретский текст) наводит на серьезные размышления. Смеем предполагать, что само имя Цафон принесено на Ближний Восток с реального Севера, из той самой таинственной Арктогеи. Иначе говоря, Арктогея и есть библейский Цафон, как территория и мистический ориентир. И он весьма многозначен: именно туда пал Денница и там установил свой престол (Ис.14:13), но се есть и изначальное место поклонения ЯХВЕ – некий прото-Сион, т.е. архаика эпохи Мельхиседек (скала Мория), задолго до Давыда. Сия радикальная двойственность. Некая соединенная и конфликтуюзая между собой полярность, характерна для сей территории. Ее мы вполне отчетливо наблюдаем на всем протяжении истории России.
Хтоническая Русь
М.б. потому и не невозможно понять Россию умом? Однако, постараемся все-таки понять ее, насколько сие возможно в наших скромных силах.
Суть Руси отлична от Скандинавии, часть коей, несомненно, относилась к Гиперборее, отчего и ныне там имеется территория Nordveg (Норвегия), т.е. Северный Путь. Скандинавская мифология содержит понятие Utgård, т.е. всё внешнее за организованным мiром (Midgård), - иначе говоря, хтоническое пространство. Более того, если ваша ограда не крепка, то сия хтоничность вторгнется (или просочится) в организованное пространство и разрушит его.
Так что же особенного обретается на территории России, делая ее еще более ужасной, даже по сравнению с дикой (по мнению античных авторов) Скандинавией? Ответ напрашивается сам собой: Россия есть, в своей примордиальной сути, хтоническая территория. Здесь всё ужасно до самой крайней степени. Она чрезвычайно богата ресурсами, но они не даются обитателям. Она чрезвычайно обширна, но никак не может организоваться. Она постоянно стремится к святости, но непременно падает ниже всякого мыслимого уровня.
Стремление к святости породило в Московии, - что надо подчеркнуть обязательно, - мощное движение монашества, названное «северной Фиваидой». Подражание Фиваиде египетской? Несомненно! Но не только подражание, но и ясное осознание, где происходит сей аскетический подвиг, имеющий смысл космического преображения демонизированного пространства. Сам Египет. Со своей пустыней, что является обиталищем демонов, назван «срамной пуп земли». Именно этот феномен восторженно описал умерший незадолго до октябрьской революции русский философ Владимир Эрн (1882-1917): «... В сердце России – вечная Фиваида. Все солнечное, все героическое, все богатырское, следуя высшим призывам, встает покорно со своих мест, оставляет отцов, матерей, весь быт и устремляется к страдальному сердцу родимой земли, обручившись с Христом, – к Фиваиде. И все, что идет по этой дороге, – по пути подвига, очищения, жертвы, – дойдя до известного предела, вдруг скрывается с горизонта, одевается молчанием и неизвестностью. Семена божественного изобилия точно землею покрываются, и растут, и приносят плоды в тайне, в тишине, в закрытости... Таинство русской жизни творится в безмолвии. И проникнуть в него можно лишь ”верою”, лишь любовью. Народ беспредельно верит в сердце свое и не смущается его скрытностью. Для него Фиваида, эфирный план святой Руси, ― такая же безусловная и простая реальность, как для Платона идеи».
Если ли сомнения после сего в Московии? Ван Хааске точно определяет смысл России: “Победа над хтоническим ужасом в чистом виде. Избавление от страха перед непреодолимой силой, которая присутствует повсеместно”.
Да, для России характерно именно безмолвие. Священно-безмолвие и дурное молчание во внешнем проявлении почти идентичны. Но не стоит никогда обманываться в сем. Священно-безмолвие не знает обычного страха, почти превозмогает страх смерти, и шествует сквозь смерть к вечности , уже в сем бытии. Дурное молчание и есть дурное молчание, оно влечется из страха, в том числе из страха смерти, коя представляет настоящую опасность. На хтонической территории стоит такая тишина, что присутствует реальная опасность, а она порождает страх и ужас. Следовательно, такое молчание является, своего рода, экзистенциальным выбором, а не просто чувством самосохранения. Но и переоценивать страх не стоит. При малейшем изменении состояния индивидуума, подается харизма, т.е. возможность, если и не превозмочь, то хотя бы сопротивляться страху смерти, а, следовательно, побороть хтонь. Дурное молчание всегда может смениться дурным словом. Но не обязательно: оно способно превращаться в крик (в крик души). Даже более того – в слово и дело. И, наконец, оно способно стать священно-безмолвием, совершенно непереносими, как для хтонического, так и для профанского пространства. Оскверненное пространство освящается – в том числе чрез священно-безмолвие. И не только сие. Византия выполнила свой исторический долг – и замолчала (исихазм) еще до своей физической смерти. Россия же так и молчит, ничего еще не выполнив. Здесь всё ужасно, и не просто так в перечне племен, что живут на Севере от Скифии, мы обнаруживаем неких андрофагов (мужеедцев = каннибалов!). Вот она – хтоническая реальность без прикрас. Процвести святости среди каннибалов – чудо, но и оно существует.
Хтоническая основа приводит к определенной массовой шизофрении тех, кто с ней как-либо соприкоснулся. Давно замечено, что русские всячески хвалят свою родину, однако, в тайне (а то и не в тайне) ее ненавидят, и не могут внятно объяснить причину. С другой стороны, весьма многие иностранцы, видя весь непрекращающийся русский кошмар, влюбляются в сию страну и даже остаются здесь жить навсегда. (Оговорюсь: к советским реалиям данное замечание не относится). Россия затягивает к себе таинственным образом. Она есть своеобразный самодостаточный разомкнутый мiр, где даже сами чувства значительно трансформированы. Здесь любовь есть ненависть, а ненависть – любовь. Здесь исторически строят нечто великолепное и сказочное, с одновременным желанием оное уничтожить. Здесь постоянные апокалиптические (а оттого то мессиянские) настроения, появившиеся задолго до хилиастического проекта «Москва – Третий Рим». Тот же Андрей Боголюблский конструирует свое «берендеево царство» в дебрях Руси, что вызывает восторг в кругах Фридриха Барбароссы. Но все обязательно заканчивается крахом, застывая только в виде необъяснимых потомкам монументов.
В определенном смысле место у Цафона предопределено по распределению уделов по разселению потомков Ноя. Гиперборея, преимущественно, есть удел сынов Яфета – Магога и Мешеха (Быт.10:2), характерные черты коих опысываются, как «превозношение» (Магог) и «безумие» (Мосох). Не являются ли они таковыми из-за хтоническое сути самого удела?
История Россия (в смысле Московии) в крайней степени мифологизирована, и сие сделано вполне сознательно и концептуально. По А.Лосеву «... миф есть в словах данная чудесная личностная история», но в случае с Россией мы имеем нечто весьма болезненное. Московия создавалась в преддверии «конца света». Когда все христиане были охвачены апокалиптическими настроениями. Но вот Великий Князь в сие не верил. Он, как и его внук, - яркие примеры Ренессанса – сверхчеловеки и аморалисты. Тогда и был заложен специфический код «жить-по-лжи» и «1000 раз повторенная ложь становится правдой». Все отлично знали, что присутствует заведомая ложь, но соглашались с нею, делая благочестивый вид. Поистине история России (Московии) весьма схоже с историей Францией (Иль-де-Франс) – вплоть до символических деталей, вплоть до оргиастическогть взрыва Революции и пр.
Дихотомия: территория, переполенная демонами и хтоническими кошмарами, оказывается таинственным местом концентрации и поклонения Богу. Обнаруживает ли сие или, наоброт, является ли сие окончательным приговором?
Режим ожидания
Цафон является мистической точкой и потому безальтернативен сам себе. Всё самое ужасное должно происходить здесь, всякие вредные влияняи должны проистекать отсюда, но и вершины святости во всех формах должны быть здесь, и сюда стремятся предъизбранные ЯХВЕ индивидуумы. Апостол Андрей все-таки прошел сквозь не только Скифию, но и хтоничекскую Арктогею и маловероятно что не без последствий для оной: свет Христов, как самовоспроизводящаяся энергия, навсегда остался там. Хтоническому мiру сие не угодно и не любезно. Но ничего поделать он не может. Сие может показаться странным, но долгое время русским идеалом оставался аскетический герой – одинокий, неприкаянный, совершающий невероятные подвиги, мотивированные исключительно служением Богу. Он – почти тот самый персонаж, что описан Эрнстом Юнгером: «И самое удивительное, что именно там, он, отверженный, проклятый, изгнанный, обретает самого себя в своей неразделимой и несокрушимой сущности. Вместе с этим он проникает по ту сторону отражений, и узнает себя в своей собственной мощи». Сей русский герой зачастую иностранного происхождения, но своим подвигом он становится русским. Собственно, аскетический герой актуализуется через свою сакральную смерть, последовавшую после странной и сверхприродной жизни. Но, если вспомним мифических гипербореев, то не так уж всё и удивительно: их описание таково, что они, скорее, мертвые, нежели живые.
Многим думается, что раз большевизм присутствует на сей территороии более 100 лет, раз население крайне ублюдизировалось и дерусифицировалось, - то настал конец.
Но в метаисторическом смысле для Цафона это есть незначительный отрезок очередного беснования. Архаические этнические пласты сохраняются и доныне в гуще деградировавшего народа. Аутентичная христианская вера выжила в эпоху прямых гонений и в силах вновь раскинуть свои сети для уловления избранных. Примордиальная Россия, ужасная (и прекрасная) находится в режиме ожидания. А вот деконструкция всего наносного, изъятие излишнего нарратива, отсечение фальшивых фантазий – только первое необходимое действие.
Примордиальнвя основа безразлична к либерализму, национализму, социализму и т.д., ибо формации не затрагивают суть хтонической Руси. Небезразлично только экзистенциальное состояние предизбранной суммы лиц, так или иначе оказавшихся на ее территории. Цафон-как-Сион ныне не актуализован, но для него уже все приуготовано, и все застыли в ожидании и соответствующем безмолвии.
В планах Бога священная география неизменна и не зависит от многомятежных мнений человеческих. Она раз и навсегда начертана стилосом ЯХВЕ на всей поверхности планеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий