Славянское мусульманское представительство на Балканах отнюдь не ограничивается боснийцами, столь громко заявившими о себе в начале 90-х гг. прошлого века. Вот уже несколько веков на территории Греции, Болгарии и Турции обитает другой славянский народ мусульманского вероисповедания, называющий себя ахряне, а за пределами своего социума известный как помаки. Современные помаки проживают преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии — в основном в Родопских горах, к югу от Пловдива, и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков живет также в соседних регионах Греции, особенно в номе Ксанти (Западная Фракия). Бо́льшая часть общины в Турции ассимилирована, утратила славянский язык и культурные особенности, и влилась в турецкий этнос.
Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом «чистого» болгарского), культуру и традиции. Происхождение данной этнической общности, а также ее сравнительно ранняя история (до середины 19 века) изучены достаточно плохо. Фактически, каждая из стран проживания помаков имеет свою «удобную» концепцию их происхождения.
Так, по версии болгарских историков, помаки — это исламизированные болгары, сохранившие болгарскую культуру в своей «чистейшей» форме. Такой вывод делается на основе схожести болгарского языка и наречия, которым пользуются помаки. Приверженцы данной точки зрения считают, что слово «помак» произошло от турецкого «помогац» – помощник, или болгарского «помохамеданцы» — то есть исламизированные. Название «ахряне» же трактуется как производное от болгарского «агаряне» — то есть неверные или, позже — мусульмане. Данная концепция считается наиболее достоверной, и именно в соответствии с ней современная наука относит помаков к славянам.
Более оригинальна точка зрения греческих авторов, которые считают эту народность потомками древних фракийских племен, населявших данные территории. Опираясь на данную теорию, они отмечают «кровную» близость помаков с греками, которая, впрочем, не имеет сколько-нибудь серьезных доказательств.
Турецкие ученые, в свою очередь, делают акцент на религиозной общности помаков с турками, связывая ее и с общим происхождением. По их версии, помаки — потомки тюркских племен, заселивших Фракию еще до османского завоевания — авар и печенегов. Название «ахряне» турки считают производным от арабского «ахи» — брат.
Впервые вопрос о происхождении помаков был затронут в 1762 году Паисием Хилендарским в его «Истории славяноболгарской».
Насильственная исламизация или «крещение» покойников
Считается, что исламизация помаков началась при султане Баязиде, в 70-х гг. четырнадцатого века.
Болгарская историография традиционно выдвигает тезис о насильственном ее характере. К примеру, один из самых известных болгарских историков, Николай Тодоров, указывает на две волны такой насильственной исламизации — при султанах Селиме Втором — в 16 веке, и Мехмеде Четвертом — в конце 17-го. Однако данная концепция не выдерживает серьезной научной критики — во-первых, основным источником Тодорова была некая болгарская хроника 18 века, которую он сам даже не смог процитировать в своем исследовании. Вторым источником, на котором базируется данная концепция, является хроника болгарского священника Драганова, написанная, по словам Тодорова, «немного после упоминаемых событий». В то же время, ученый признает, что оригинал хроники был утерян, и доступна она только в виде компиляции Стефана Захарьева. Однако на данный момент доказано, что это — подделка, на чем сошлись практически все основные европейские специалисты по истории Османской империи и Болгарии.
Впрочем, болгарские ученые, особенно в период правления коммунистов, были настолько преисполнены стремлением доказать свою «точку зрения», что не останавливались перед откровенными фальсификациями. Так, к примеру, в 1980-х Исторический музей города Смолян организовал археологическую экспедицию с целью найти в помакских деревнях могилы христиан, которые якобы предпочли смерть обращению в Ислам. Когда они не были найдены, руководитель экспедиции приказал положить кресты в мусульманские могилы, в «доказательство» того, что «первоначально они были христианскими». Данная информация была предоставлена мэром помакского села Смилян, историком Боряной Панайотовой.
Попытки обретения государственности
Будучи мусульманами, помаки служили надежной опорой турецкому владычеству на Балканах. Они предоставляли султанам прекрасных солдат и даже даровитых пашей, участвовали в подавлении греческого восстания 1821 г., поддерживали Турцию во время последнего болгарского восстания и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Помаки даже не подчинялись некоторое время решению Берлинского конгресса, присоединившего часть территории их проживания к Восточной Румелии, и выказали верность Турции во время греко-турецкой войны 1897 г.
В 1878 году помаки боролись за автономию для своей этнической общности, которая де-факто и существовала в течение нескольких последующих лет в двадцати общинах в Родопских горах.
title
Группа мужчин-помаков в селении в Родопских горах
В 1913 году, после отхода с помакских территорий болгарских и турецких армий (в ходе Балканских войн), там была образована Гюмюрджинская республика, просуществовавшая, впрочем, лишь несколько месяцев. Однако за это время те помаки, которые были насильно обращены в христианство болгарскими войсками, вновь вернулись в истинную веру.
После Первой мировой войны, в 1918 году, 8 помакских депутатов болгарского парламента вынуждены были обратиться к лидерам Греции и Франции с просьбой защитить представляемое ими этническое и религиозное меньшинство от насильственной христианизации.
Вообще, если на вопрос о том, были ли исламизированы ахряне принудительно, современная наука склонна давать отрицательный ответ, то попытки насильственной христианизации зафиксированы четко и бесспорно.
Насильственная христианизация
Всего таких «кампаний» было четыре — в 1912, 1938 — 1944, 1962 — 1964, 1971 — 1972 гг., и все они проводились болгарским правительством. Наиболее грубой и вопиющей была последняя попытка «интегрировать» помаков. На помощь была призвана армия, военная полиция, спецслужбы, территориальные формирования. И все это — с достаточно безобидной, на первый взгляд, целью — поменять турецкие имена ахрян на болгарские.
Однако на самом деле это была самая настоящая попытка, возможно, одна из последних организованных кампаний такого рода в мире, насильно обратить целый народ в христианство.
Но, несмотря ни на что, помаки не сломались. До сих пор неизвестно, сколько их было убито и замучено за отказ менять мусульманские имена на христианские. Кроме того, несколько сотен человек было отправлено в печально известную тюрьму на Беленском острове на Дунае.
Однако, в 1989 году, вместе с падением социалистического правительства, пало и то, что задумали «современные инквизиторы». Практически все население с измененными именами поменяло их на старые.
Сейчас помаки являются одним из трех мусульманских народов Болгарии; два другие — мусульмане-цыгане и турки. В последние годы намечается тенденция к росту влияния именно славянской общности среди болгарской мусульманской уммы.
Помаки в Греции
На территории Греции живет намного меньше помаков, чем в Болгарии — всего лишь около 30 тысяч человек, в то время как общая численность данной этнической общности — 500 тысяч человек. Их проживание на территории греческой Фракии было закреплено Лозаннским договором. Помаки не хотели, подобно огромному количеству этнических турок, уходить в Турцию, так как они были непримиримыми противниками секуляристского кемалистского режима. Во многом на их положение повлияла победа коммунистов в Болгарии в 1944 году. Дело в том, что в Греции помаков сразу стали рассматривать как потенциальных пособников болгарских коммунистов. Поэтому политика в отношении них проводилась по двум векторам.
Первый — изолирование помакских поселений. Вплоть до начала 90-х годов, въезд и выезд оттуда осуществлялся лишь по специальному разрешению местной администрации.
Второй — стремление слить славян-мусульман с турками. Фактически, в Греции на государственном уровне было признано лишь одно этническое и религиозное меньшинство — турки. В него, кроме помаков, «влились» цыгане-мусульмане и темнокожие мусульмане, в очень небольшом количестве проживающие в Греции.
Помаки были не только изолированы со всех сторон (в том числе и от своих болгарских братьев, так как границы с соцлагерем оказались «на замке»), но и лишены возможности получать образование, и даже воспитывать детей на родном языке. Им приходилось отправлять своих детей в турецкие школы, а порой, из-за их недостатка — и в саму Турцию. Впоследствии среди помаков появилось достаточно большое количество сторонников слияния с турками, восприятия культуры и языка последних.
Некоторое смягчение положения греческих помаков можно наблюдать лишь в последние годы, в связи с либерализацией политического режима, прекращением «холодной войны» и развалом соцлагеря. В 1994 году для славянских мусульман страны были частично отменены ограничения в передвижениях, а в 1995 -м — открыта греко-болгарская граница.
Помаки в Турции
В Турции помаки, традиционно населявшие области вокруг Эдирне и некоторые села вплоть до самого Стамбула, оказавшись в турецком окружении, быстро ассимилировались и стали частью турецкого этноса. Вообще, помакские корни имеют около 300 тысяч современных турок. В то же время уже в 1965 г., по данным турецкой переписи, болгарским языком владело лишь около 27 тысяч жителей страны. В настоящее время это число и вовсе приблизилось к нулю.
История помаков красноречиво свидетельствует о том, что славяне не только способны воспринимать мусульманскую религию, но и на основе религиозной общности формировать общность этническую. Таким образом, можно смело заключить, что боснийский пример в этом отношении не является единичным и потому исключительным. Живя в условиях гораздо более сложных, чем боснийцы, и, в отличие от них, не добившись создания собственной государственности, помаки продемонстрировали невероятную силу веры, пронеся свой Ислам сквозь все испытания, чинимые недругами, и борясь за обретение своих естественных и неотъемлемых прав — гражданских и религиозных.
Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом «чистого» болгарского), культуру и традиции. Происхождение данной этнической общности, а также ее сравнительно ранняя история (до середины 19 века) изучены достаточно плохо. Фактически, каждая из стран проживания помаков имеет свою «удобную» концепцию их происхождения.
Так, по версии болгарских историков, помаки — это исламизированные болгары, сохранившие болгарскую культуру в своей «чистейшей» форме. Такой вывод делается на основе схожести болгарского языка и наречия, которым пользуются помаки. Приверженцы данной точки зрения считают, что слово «помак» произошло от турецкого «помогац» – помощник, или болгарского «помохамеданцы» — то есть исламизированные. Название «ахряне» же трактуется как производное от болгарского «агаряне» — то есть неверные или, позже — мусульмане. Данная концепция считается наиболее достоверной, и именно в соответствии с ней современная наука относит помаков к славянам.
Более оригинальна точка зрения греческих авторов, которые считают эту народность потомками древних фракийских племен, населявших данные территории. Опираясь на данную теорию, они отмечают «кровную» близость помаков с греками, которая, впрочем, не имеет сколько-нибудь серьезных доказательств.
Турецкие ученые, в свою очередь, делают акцент на религиозной общности помаков с турками, связывая ее и с общим происхождением. По их версии, помаки — потомки тюркских племен, заселивших Фракию еще до османского завоевания — авар и печенегов. Название «ахряне» турки считают производным от арабского «ахи» — брат.
Впервые вопрос о происхождении помаков был затронут в 1762 году Паисием Хилендарским в его «Истории славяноболгарской».
Насильственная исламизация или «крещение» покойников
Считается, что исламизация помаков началась при султане Баязиде, в 70-х гг. четырнадцатого века.
Болгарская историография традиционно выдвигает тезис о насильственном ее характере. К примеру, один из самых известных болгарских историков, Николай Тодоров, указывает на две волны такой насильственной исламизации — при султанах Селиме Втором — в 16 веке, и Мехмеде Четвертом — в конце 17-го. Однако данная концепция не выдерживает серьезной научной критики — во-первых, основным источником Тодорова была некая болгарская хроника 18 века, которую он сам даже не смог процитировать в своем исследовании. Вторым источником, на котором базируется данная концепция, является хроника болгарского священника Драганова, написанная, по словам Тодорова, «немного после упоминаемых событий». В то же время, ученый признает, что оригинал хроники был утерян, и доступна она только в виде компиляции Стефана Захарьева. Однако на данный момент доказано, что это — подделка, на чем сошлись практически все основные европейские специалисты по истории Османской империи и Болгарии.
Впрочем, болгарские ученые, особенно в период правления коммунистов, были настолько преисполнены стремлением доказать свою «точку зрения», что не останавливались перед откровенными фальсификациями. Так, к примеру, в 1980-х Исторический музей города Смолян организовал археологическую экспедицию с целью найти в помакских деревнях могилы христиан, которые якобы предпочли смерть обращению в Ислам. Когда они не были найдены, руководитель экспедиции приказал положить кресты в мусульманские могилы, в «доказательство» того, что «первоначально они были христианскими». Данная информация была предоставлена мэром помакского села Смилян, историком Боряной Панайотовой.
Попытки обретения государственности
Будучи мусульманами, помаки служили надежной опорой турецкому владычеству на Балканах. Они предоставляли султанам прекрасных солдат и даже даровитых пашей, участвовали в подавлении греческого восстания 1821 г., поддерживали Турцию во время последнего болгарского восстания и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Помаки даже не подчинялись некоторое время решению Берлинского конгресса, присоединившего часть территории их проживания к Восточной Румелии, и выказали верность Турции во время греко-турецкой войны 1897 г.
В 1878 году помаки боролись за автономию для своей этнической общности, которая де-факто и существовала в течение нескольких последующих лет в двадцати общинах в Родопских горах.
title
Группа мужчин-помаков в селении в Родопских горах
В 1913 году, после отхода с помакских территорий болгарских и турецких армий (в ходе Балканских войн), там была образована Гюмюрджинская республика, просуществовавшая, впрочем, лишь несколько месяцев. Однако за это время те помаки, которые были насильно обращены в христианство болгарскими войсками, вновь вернулись в истинную веру.
После Первой мировой войны, в 1918 году, 8 помакских депутатов болгарского парламента вынуждены были обратиться к лидерам Греции и Франции с просьбой защитить представляемое ими этническое и религиозное меньшинство от насильственной христианизации.
Вообще, если на вопрос о том, были ли исламизированы ахряне принудительно, современная наука склонна давать отрицательный ответ, то попытки насильственной христианизации зафиксированы четко и бесспорно.
Насильственная христианизация
Всего таких «кампаний» было четыре — в 1912, 1938 — 1944, 1962 — 1964, 1971 — 1972 гг., и все они проводились болгарским правительством. Наиболее грубой и вопиющей была последняя попытка «интегрировать» помаков. На помощь была призвана армия, военная полиция, спецслужбы, территориальные формирования. И все это — с достаточно безобидной, на первый взгляд, целью — поменять турецкие имена ахрян на болгарские.
Однако на самом деле это была самая настоящая попытка, возможно, одна из последних организованных кампаний такого рода в мире, насильно обратить целый народ в христианство.
Но, несмотря ни на что, помаки не сломались. До сих пор неизвестно, сколько их было убито и замучено за отказ менять мусульманские имена на христианские. Кроме того, несколько сотен человек было отправлено в печально известную тюрьму на Беленском острове на Дунае.
Однако, в 1989 году, вместе с падением социалистического правительства, пало и то, что задумали «современные инквизиторы». Практически все население с измененными именами поменяло их на старые.
Сейчас помаки являются одним из трех мусульманских народов Болгарии; два другие — мусульмане-цыгане и турки. В последние годы намечается тенденция к росту влияния именно славянской общности среди болгарской мусульманской уммы.
Помаки в Греции
На территории Греции живет намного меньше помаков, чем в Болгарии — всего лишь около 30 тысяч человек, в то время как общая численность данной этнической общности — 500 тысяч человек. Их проживание на территории греческой Фракии было закреплено Лозаннским договором. Помаки не хотели, подобно огромному количеству этнических турок, уходить в Турцию, так как они были непримиримыми противниками секуляристского кемалистского режима. Во многом на их положение повлияла победа коммунистов в Болгарии в 1944 году. Дело в том, что в Греции помаков сразу стали рассматривать как потенциальных пособников болгарских коммунистов. Поэтому политика в отношении них проводилась по двум векторам.
Первый — изолирование помакских поселений. Вплоть до начала 90-х годов, въезд и выезд оттуда осуществлялся лишь по специальному разрешению местной администрации.
Второй — стремление слить славян-мусульман с турками. Фактически, в Греции на государственном уровне было признано лишь одно этническое и религиозное меньшинство — турки. В него, кроме помаков, «влились» цыгане-мусульмане и темнокожие мусульмане, в очень небольшом количестве проживающие в Греции.
Помаки были не только изолированы со всех сторон (в том числе и от своих болгарских братьев, так как границы с соцлагерем оказались «на замке»), но и лишены возможности получать образование, и даже воспитывать детей на родном языке. Им приходилось отправлять своих детей в турецкие школы, а порой, из-за их недостатка — и в саму Турцию. Впоследствии среди помаков появилось достаточно большое количество сторонников слияния с турками, восприятия культуры и языка последних.
Некоторое смягчение положения греческих помаков можно наблюдать лишь в последние годы, в связи с либерализацией политического режима, прекращением «холодной войны» и развалом соцлагеря. В 1994 году для славянских мусульман страны были частично отменены ограничения в передвижениях, а в 1995 -м — открыта греко-болгарская граница.
Помаки в Турции
В Турции помаки, традиционно населявшие области вокруг Эдирне и некоторые села вплоть до самого Стамбула, оказавшись в турецком окружении, быстро ассимилировались и стали частью турецкого этноса. Вообще, помакские корни имеют около 300 тысяч современных турок. В то же время уже в 1965 г., по данным турецкой переписи, болгарским языком владело лишь около 27 тысяч жителей страны. В настоящее время это число и вовсе приблизилось к нулю.
История помаков красноречиво свидетельствует о том, что славяне не только способны воспринимать мусульманскую религию, но и на основе религиозной общности формировать общность этническую. Таким образом, можно смело заключить, что боснийский пример в этом отношении не является единичным и потому исключительным. Живя в условиях гораздо более сложных, чем боснийцы, и, в отличие от них, не добившись создания собственной государственности, помаки продемонстрировали невероятную силу веры, пронеся свой Ислам сквозь все испытания, чинимые недругами, и борясь за обретение своих естественных и неотъемлемых прав — гражданских и религиозных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий