В последнее время в философской и научной литературе активно обсуждается тематика, связанная о так называемым «космизмом». Однако само понятие «космизм» является недостаточно отрефлексированным. К «космизму» относят понимание человека как части космоса (в духе взаимосвязи микро- и макрокосмоса), а также представление о человечестве как едином целом. Зачастую акцент делается на идее Всеединства (идее взаимосвязанного мира). На наш взгляд, главное в мировоззрении «космизма» как явления мировой культуры – это идея космичности человека (сопряженности человека и космоса).
Следует отметить, что понимание космичности человека имеет свою специфику в различных культурах. И в этой связи представляет особый интерес феномен русского космизма, имеющий как античный (идея человека как микрокосмоса), так и христианский истоки (преображение, обожение человека, превосхождение им собственной природы и вхождение в Божественное бытие). Сама концепция Всеединства в русском космизме имеет отчетливо выраженный пантеистический характер, что связано с мироощущением космической целостности, одушевленности и взаимной сопряженности всех частей мира.
Представление о космичности человека в русском космизме диалектически синтезирует две позиции: идею включенности человека в мироздание, уважение к миру как самостоятельной реальности и его постижение на созерцательном уровне и идею коренного преобразования мира, человеческой деятельной активности, основанной на уверенности в возможности совершенствования космоса (мира). Таким образом, человек в понимании русского космизма соединяет в себе как активное личностное начало, так и отношение к миру как живому существу (идея Всеединства).
Определяющей особенностью русского космизма выступает идея «космической проективности». Например, такой выдающийся русский космист, как Н. Ф. Федоров, утверждал, что к миру нужно относиться не «объективно», т.е. безучастно, и не «субъективно», т.е. лишь с внутренним сочувствованием, а «проективно», т.е. превращая знание в «проект лучшего мира». В отечественном космизме мир рассматривался не только в его наличной данности и возможности его познания, но и с точки зрения «долженствующего быть», с точки зрения его отношения в высшему идеалу.
Отсюда вытекает императив творческого отношения человека к миру. Само творчество в рамках русского космизма носит характер космического творчества, в котором реализуется проект «обращения слепой силы природы в сознательную» (Н. Ф. Федоров). По мнению Федорова, космическая сила, при всем своем колоссальном могуществе, бессильна помимо человека в деле самоулучшения. Это обязывает человека стать силой, регулирующей природу, ведущей ее не к просто физическому, но и к нравственному миропорядку. Поэтому регуляция природы – это нравственный долг человека, исполнять который он должен, руководствуясь принципом «благоговения перед жизнью».
В русском космизме реализуется синтетический подход к миру: мир таков, каков он есть, потому, что он несет в себе отпечаток той целостности, в которую он входит. Отсюда следовал вывод о неслучайности человека в мироздании, который прекрасно коррелирует с «антропным принципом», выдвинутом современной наукой. В человеке, в его духовном опыте, в самом его существовании заключается основная загадка всего бытия. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в единое целое.
Существенной стороной понимания человека в русском космизме было представление о незавершенности его эволюции. Человек как живое существо имеет неустоявшуюся природу; его дальнейшее развитие лежит в духовной плоскости и требует постоянной ориентации на Абсолют, предполагает постоянную сопряженность с высшими духовными ценностями. Представители различных течений русского космизма (естественнонаучного, религиозно-философского и художественного) всегда выступали против двух крайностей в понимании человека: идеи сверхчеловека как логического следствия развития светского гуманизма и идеи предопределенности человеческого поведения высшей волей. Актуальной проблемой современной цивилизации является «космизация мировоззрения», возвращение человеку чувства «великой ответственности» в осознании своего назначения и согласования человеческой деятельности о объективными космическими закономерностями. Идеи русского космизма дают основание культивирования в человеке ощущения «великой космической сопричастности».
Опубликовано в сборнике:
Бог – Человек – Вселенная: Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. Тезисы докладов международной конференции. «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». – М.: Ноосферная Синархия, 1995. – С. 42-43.
Следует отметить, что понимание космичности человека имеет свою специфику в различных культурах. И в этой связи представляет особый интерес феномен русского космизма, имеющий как античный (идея человека как микрокосмоса), так и христианский истоки (преображение, обожение человека, превосхождение им собственной природы и вхождение в Божественное бытие). Сама концепция Всеединства в русском космизме имеет отчетливо выраженный пантеистический характер, что связано с мироощущением космической целостности, одушевленности и взаимной сопряженности всех частей мира.
Представление о космичности человека в русском космизме диалектически синтезирует две позиции: идею включенности человека в мироздание, уважение к миру как самостоятельной реальности и его постижение на созерцательном уровне и идею коренного преобразования мира, человеческой деятельной активности, основанной на уверенности в возможности совершенствования космоса (мира). Таким образом, человек в понимании русского космизма соединяет в себе как активное личностное начало, так и отношение к миру как живому существу (идея Всеединства).
Определяющей особенностью русского космизма выступает идея «космической проективности». Например, такой выдающийся русский космист, как Н. Ф. Федоров, утверждал, что к миру нужно относиться не «объективно», т.е. безучастно, и не «субъективно», т.е. лишь с внутренним сочувствованием, а «проективно», т.е. превращая знание в «проект лучшего мира». В отечественном космизме мир рассматривался не только в его наличной данности и возможности его познания, но и с точки зрения «долженствующего быть», с точки зрения его отношения в высшему идеалу.
Отсюда вытекает императив творческого отношения человека к миру. Само творчество в рамках русского космизма носит характер космического творчества, в котором реализуется проект «обращения слепой силы природы в сознательную» (Н. Ф. Федоров). По мнению Федорова, космическая сила, при всем своем колоссальном могуществе, бессильна помимо человека в деле самоулучшения. Это обязывает человека стать силой, регулирующей природу, ведущей ее не к просто физическому, но и к нравственному миропорядку. Поэтому регуляция природы – это нравственный долг человека, исполнять который он должен, руководствуясь принципом «благоговения перед жизнью».
В русском космизме реализуется синтетический подход к миру: мир таков, каков он есть, потому, что он несет в себе отпечаток той целостности, в которую он входит. Отсюда следовал вывод о неслучайности человека в мироздании, который прекрасно коррелирует с «антропным принципом», выдвинутом современной наукой. В человеке, в его духовном опыте, в самом его существовании заключается основная загадка всего бытия. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в единое целое.
Существенной стороной понимания человека в русском космизме было представление о незавершенности его эволюции. Человек как живое существо имеет неустоявшуюся природу; его дальнейшее развитие лежит в духовной плоскости и требует постоянной ориентации на Абсолют, предполагает постоянную сопряженность с высшими духовными ценностями. Представители различных течений русского космизма (естественнонаучного, религиозно-философского и художественного) всегда выступали против двух крайностей в понимании человека: идеи сверхчеловека как логического следствия развития светского гуманизма и идеи предопределенности человеческого поведения высшей волей. Актуальной проблемой современной цивилизации является «космизация мировоззрения», возвращение человеку чувства «великой ответственности» в осознании своего назначения и согласования человеческой деятельности о объективными космическими закономерностями. Идеи русского космизма дают основание культивирования в человеке ощущения «великой космической сопричастности».
Опубликовано в сборнике:
Бог – Человек – Вселенная: Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. Тезисы докладов международной конференции. «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». – М.: Ноосферная Синархия, 1995. – С. 42-43.
Комментариев нет:
Отправить комментарий