Отрывок из романа Олеся Бердника «Огнесмех»
…Нашла в мифах древнейшей Индии чудесное произведение. Там рассказывается, как Вишну воплотился на Земле вепрем, чтобы сражаться с драконами. Победив чудовищ, верховный бог вступил в брак с дикой свиньёй и, наплодив поросят, роскошествовал дружной семьёй, хрюкая в болоте.
На небе переполошились: почему Вишну не возвращается?
Послали вестников, потребовали: вернись на небесный трон!
Вишну-вепрь постоянно отвечал: «Дайте мне спокойствие. Мне хорошо с моими поросятами. Не хочу знать какого-то неба».
Тогда на Землю сошёл сам Шива, ударил трезубцем в сторону Вишну-вепря. Дух бога вышел из поверженного тела, посмотрел на труп кабана, в котором был поселён, засмеялся и поднялся в небо…
Чудесно! Только индусы так иронично могут трактовать наивысшие духовные проблемы. Этот миф утверждает, что лишь взгляд смеха, радостный взгляд самообновления, взгляд парадокса может побудить, заставить инерционную структуру самоликвидироваться. Даже божественная сила, замкнутая в какой-то согласованной, ограниченной структуре, самосохраняется и самовосхваляется. Поэтому, чтобы её творческие силы могли самораскрыться, двинуться к другому проявлению, требуется мощный смех, необходимо понять абсурдность того, что есть, и потребность того, что вызрело. Смех даёт выбор радости. Мне кажется, что больной, который юмористически относится к своей болезни, который может смеяться, — уже на пути выздоровления, исцеления…
Можно вспомнить, что палачи и мучители всех времён были очень постными, печальными и злобными людьми. Страх и смех — несовместимы!..
…Прочитала любопытные легенды о Сечи. В тех сказаниях славное казацкое братство определяется как проявление стихии смеха-радости. Это был исторический феномен радости существования, его динамической весёлой силы. Тем и велико это явление — задушевным вековым смехом, хоть он и шёл рядом с мраком, пленом, нападениями, боями. Старый характерник* говорит казаку, который грустит о своей девушке, захваченной в плен татарами:
— Подпустив печаль к сердцу, ты сеешь в нём слабость! Смех — это сила. А печаль — печёт! Если ты в бой идёшь с злом, для мести, чтобы удовлетворить свою ненависть, — то и сам погибнешь! А пойдёшь для радости, чтобы освобождать друзей и смеяться смерти в лицо, — тогда она тебя обойдёт, ибо как же можно погубить казака, который смеётся в бою? Смех — это перво-наперво жизнь! Кто вечно смеётся — тот вечноживущий…
Чудесно, чудесно! Может, оно и «ненаучно», может, критики и поднимут молоты над такими утверждениями, но я, будущий врач, обеими руками голосую за такие утверждения, за такое понимание смеха-радости.
От нежного смеха звёзд, который слышал маленький принц Сент-Экзюпери, — к хохоту громов и водопадов, от поэтического «плач будет, смех будет перламутровый» — к тихой улыбке младенца…
Печаль — это утрата энергии смеха. Это — рутина, болото. Смех — фонтан силы!..
*Характерник — казак с необыкновенными сверхспособностями, воин и волхв в одном лице.
Перевод с украинского: Comrade Waldganger
…Нашла в мифах древнейшей Индии чудесное произведение. Там рассказывается, как Вишну воплотился на Земле вепрем, чтобы сражаться с драконами. Победив чудовищ, верховный бог вступил в брак с дикой свиньёй и, наплодив поросят, роскошествовал дружной семьёй, хрюкая в болоте.
На небе переполошились: почему Вишну не возвращается?
Послали вестников, потребовали: вернись на небесный трон!
Вишну-вепрь постоянно отвечал: «Дайте мне спокойствие. Мне хорошо с моими поросятами. Не хочу знать какого-то неба».
Тогда на Землю сошёл сам Шива, ударил трезубцем в сторону Вишну-вепря. Дух бога вышел из поверженного тела, посмотрел на труп кабана, в котором был поселён, засмеялся и поднялся в небо…
Чудесно! Только индусы так иронично могут трактовать наивысшие духовные проблемы. Этот миф утверждает, что лишь взгляд смеха, радостный взгляд самообновления, взгляд парадокса может побудить, заставить инерционную структуру самоликвидироваться. Даже божественная сила, замкнутая в какой-то согласованной, ограниченной структуре, самосохраняется и самовосхваляется. Поэтому, чтобы её творческие силы могли самораскрыться, двинуться к другому проявлению, требуется мощный смех, необходимо понять абсурдность того, что есть, и потребность того, что вызрело. Смех даёт выбор радости. Мне кажется, что больной, который юмористически относится к своей болезни, который может смеяться, — уже на пути выздоровления, исцеления…
Можно вспомнить, что палачи и мучители всех времён были очень постными, печальными и злобными людьми. Страх и смех — несовместимы!..
…Прочитала любопытные легенды о Сечи. В тех сказаниях славное казацкое братство определяется как проявление стихии смеха-радости. Это был исторический феномен радости существования, его динамической весёлой силы. Тем и велико это явление — задушевным вековым смехом, хоть он и шёл рядом с мраком, пленом, нападениями, боями. Старый характерник* говорит казаку, который грустит о своей девушке, захваченной в плен татарами:
— Подпустив печаль к сердцу, ты сеешь в нём слабость! Смех — это сила. А печаль — печёт! Если ты в бой идёшь с злом, для мести, чтобы удовлетворить свою ненависть, — то и сам погибнешь! А пойдёшь для радости, чтобы освобождать друзей и смеяться смерти в лицо, — тогда она тебя обойдёт, ибо как же можно погубить казака, который смеётся в бою? Смех — это перво-наперво жизнь! Кто вечно смеётся — тот вечноживущий…
Чудесно, чудесно! Может, оно и «ненаучно», может, критики и поднимут молоты над такими утверждениями, но я, будущий врач, обеими руками голосую за такие утверждения, за такое понимание смеха-радости.
От нежного смеха звёзд, который слышал маленький принц Сент-Экзюпери, — к хохоту громов и водопадов, от поэтического «плач будет, смех будет перламутровый» — к тихой улыбке младенца…
Печаль — это утрата энергии смеха. Это — рутина, болото. Смех — фонтан силы!..
*Характерник — казак с необыкновенными сверхспособностями, воин и волхв в одном лице.
Перевод с украинского: Comrade Waldganger
Комментариев нет:
Отправить комментарий