Пошук на сайті / Site search

21.04.2019

Кирилл Серебренитский: Наполеон бессмертен: Во Франции, да и в других странах не иссякают ряды поклонников великого императора

Придворный художник Жак-Луи Давид получил заказ — запечатлеть на четырех крупных полотнах коронацию Наполеона. На картине «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» Давид решил изобразить следующий эпизод: Наполеон надевает корону на голову Жозефины, в то время как его благославляет Папа Пий VII

«Приверженец престола и веры уведомляет господина королевского прокурора о том, что Эдмон Дантес, помощник капитана на корабле «Фараон», прибывшем сегодня из Смирны с заходом в Неаполь и Порто-Феррайо, имея … письмо к бонапартистскому комитету в Париже». Донос подписали трое 27 февраля 1815 года в городе Марселе. И двух слов — «бонапартистский комитет» — хватило, чтобы открыть дорогу лавине событий: бедный Дантес попал в казематы, бежал оттуда, превратился в графа Монте-Кристо.

Как известно, у Эдмона Дантеса был вполне реальный прототип, носивший то же имя. И бонапартистский комитет — совсем не фантазия автора. Похождения графа Монте-Кристо тускнеют в сравнении с яростно напряженным детективом, который стоит за словами «бонапартистский комитет». Детектив этот даже еще не завершен, хотя длится уже скоро как двести лет.

Бонапартисты появились на исходе 1814 года, после первого отречения Императора. Поначалу цель их была очень определенна: переворот. Уже в мае 1815 король бежал из Парижа, и Наполеон без единого выстрела занял трон Империи. Когда Наполеон второй раз отправился в ссылку, его сторонники продолжали действовать.

Наполеон умер в 1821 году, но политический бонапартизм не исчез. Наоборот. В 1822 сильная конспиративная организация, которую возглавлял адвокат Луи Мануэль, подготовила вооруженные выступления – в Гренобле, Сомюре, в Лионе. Эти акции едва не переросли во всеобщее восстание. Знаменем бонапартистов стал Орлёнок, то есть сын Орла-Наполеона, Наполеон II, он же — Франц-Карл герцог Рейхштадтский. Его именем устраивали один за другим заговоры в Италии, в Испании, даже в Греции. В 1830 году старались возвести его на трон Бельгии, а через год — в восставшей против России Польше.

После смерти двадцатилетнего Орлёнка — короткое затишье; и вновь возник претендент: племянник императора, Луи-Шарль Бонапарт. Двадцать лет он тревожил Францию, да и прочие европейские державы. Дважды он пытался поднять вооруженные мятежи в гарнизонах — в Страсбуре, потом в Булони. В 1848 году, после свержения короля, принц Луи неожиданно победил на выборах и стал президентом Французской Республики.

А в 1852 бонапартисты снова устроили путч. Возникла Вторая Империя, принц Луи вступил на престол как Император Наполеон III. Кстати, именно он стал настоящим идеологом бонапартизма. В его трудах «Уничтожение нищеты» и «Наполеоновские идеи» ловко сплетены афоризмы его дяди, имперские доктрины и постулаты модного тогда корпоративного социализма в духе Оуэна.

В 1871 году второй раз рухнула Империя. Но еще полвека бонапартисты во Франции оставались вполне ощутимой силой. В 1910-х годах газеты еще писали о возможности третьего имперского переворота. Бонапартисты обладали местами в парламенте, влиянием в армии, у них была своя пресса. За бонапартистским движением стояли авторитетные имена.

В 1926 году в Риме умер принц Виктор Наполеон, граф ди Монкальери, — внучатый племянник Наполеона I — официальный претендент на престол. У него остался единственный сын, двенадцатилетний Луи Жером, обычно его называют принц Наполеон.

Бонапартизм уже окончательно выдыхался как политическая сила. Но одновременно разрастались аполитичные общества, в которые объединялись самые разнородные ревнители памяти имперской Франции. В 1932 году в Париже при Сорбонне создан Институт Наполеона, научное общество профессиональных учёных-наполеонологов. Под влиянием Института в 1937 году возникла общественная организация Наполеоновская Память (Le Souvenir Napolеonien). Общество это скоро собрало в свои ряды более тысячи французов. Эти организации были признаны правительством общественно-полезными, что предполагало лояльность по отношению к Республике.

К тому времени два совсем разных явления обозначались словом «бонапартисты». Оставались бонапартисты-монархисты, сторонники восстановления Империи — их вскоре стали именовать наполеонистами (napoleoniens).

Но уже появились бонапартисты-республиканцы, которые не намеревались менять государственный строй. Для них Наполеон Бонапарт — основатель особой идеологии, величайший теоретик и практик государственного строительства, геополитик и экономист. Идеи его, по их мнению, очень актуальны, возможно — спасительны для современной Европы.

Сам глава Императорского Дома тяготел к республиканцам. В конце 1930-х Принц Наполеон встал во главе Плебисцитарных Комитетов, радикально демократического движения. После разгрома Франции в 1940 году Комитеты были запрещены. Принц Наполеон воевал в Сопротивлении и в действующей армии и как герой войны получил гражданство Франции. Умер он в 1997 году в Париже. Этот Бонапарт был популярен и пользовался определенным влиянием, но политики сторонился.

Считалось, что во второй половине ХХ века политический бонапартизм окончательно исчез. Сохранялись только небольшие корсиканские националистические группы, использующие имя самого знаменитого уроженца острова.

Но в начале 1990-х во Франции бонапартизм возник снова. В это время в Авиньоне создано движение Бонапартистское Собрание (Rassemblement Bonapartiste). Одновременно возникла Бонапартиская Федерация Франш-Контэ. Это были небольшие, но достаточно активные группы. Но уже в конце 1990-х Бонапартистское Собрание распалось.

19 февраля 1997 года в префектуре Монбельяр (департамент Дуб) было зарегистрировано научное общество Центр изучения и исследования бонапартизма. (Le Centre d’Etudes et de Recherches sur le Bonapartisme – C.E.R.B.). Возглавили центр известные учёные. Президентом стал Тьерри Шоффа, доктор политических наук, из Университета Нанси, и генеральный секретарем — Франсис Шуазель, доктор истории, преподаватель Парижского католического Института. Штаб-квартира центра сейчас находится в городе Фрамбуаз.

Это научно-исследовательская ассоциация, доступ в ее ряды открыт для всех. В некотором отношении она отличается от прочих историко-культурных наполеонистских ассоциаций. Сфера деятельности центра – не только история, но и политология, затрагивающая весьма самые темы современности. В историко-политологическом ревю, выходящем раз в триместр, публиковали свои статьи люди, казалось бы, далекие от романтического поклонения Наполеону: бывшие министры де Голля: Жозеф Комити и Жан Фойе, министр Ширака Пьер Паскини, министр Миттерана Макс Галло; доктор истории Сорбонны и писатель Клод Вигурё, писатели Ален Фрережан, Пьер Бро, Лоран Гёргле, Дороти Каррингтон, Раймон Вёльфле, Кристоф Бурашо. Здесь же выступал и принц Шарль Наполеон, до 2000 года бывший главой императорского дома Франции.

В 2003 году при содействии центра возникло республиканское политическое движение Бонапартистская Франция (France Bonapartiste) во главе с Давидом Сафоркада. Движение «Франс Бонапартист» (ФБ) родилось под воздействие прежнего Бонапартистского Собрания, Бонапартистской Федерации Франш-Контэ, но к нему примкнули и независимые бонапартисты. Кажется, видное место в движении занимает известный писатель Жан Клод Дамамм, член Ассоциации писателей-комбатантов. Штаб-квартира ФБ находится в Лионе. Издается весьма скромный с виду бюллетень «Брюмэр».

ФБ настаивает, что «является продолжателем дела генерала Бонапарта, а не императора Наполеона». Основные положения ФБ — это Демократия, Гражданственность, Независимость, Твердая власть, Социальный прогресс. Это внепартийное движение, объединяющее всех людей доброй воли и не признающее раскол общества на правых и левых. ФБ выступает за Европу независимых государств и против Европейской Федерации.

Естественно, ФБ особое значение придает армии. Один из главных лозунгов движения — «Pour militer efficacement!!» (для действенной военизации!!), или просто: «militarisez!», — милитаризуйтесь!
Несколько неожиданно для бонапартистов подчеркнуто уважительное отношение к России — в противовес США. В выпуске «Брюмер» № 5 за февраль 2004 года я обнаружил статью «Нужно поддержать Путина!», автор — Жан Поль Лавернь. «Русский президент имеет основания противостоять независимости Чечни и сражаться с террористами. Есть проколы со стороны русской армии, я хочу это отметить, но это битва против фанатизма и нового зелёного фашизма, это борьба неблагодарная, и власть должна быть сильной».

Главное, что тревожит ФБ и их соратников — некое одряхление, духовная расслабленность Европы, из-за чего — если не изменить ситуацию, — «через двадцать лет Европы станет американской». Поэтому вполне естественно, что образ, к которому они воззвали в поисках идентичности, — не печальный толстый и седой император, а именно резкий, порывистый, победоносный молодой Бонапарт, двадцатидевятилетний Первый Консул Республики.

Историко-культурные объединения бонапартистов тоже растут в последние годы. Самой многочисленной по-прежнему является Сувенир Наполеоньен, в его рядах около 3000 членов. Кстати, судя по всему, именно эта организация привлекла в свои ряды малочисленных наполеонистов-роялистов. Отдельной, сколько-нибудь значительной организации во Франции у сторонников восстановления Империи нет.

Вторая о численности (600 человек) организация — Друзья Наполеоновского Достояния, (les Amis du Patrimoine Napoleonien). Создано это общество в октябре 1993 года. Его основатель и президент — Даниэль Пуассон, штаб-квартира в Виллье сюр Марн. У АПН есть уже отделения в Австрии, Канаде, Бельгии. Люксембурге, Португалии.

В 2001 году на базе местного отделения Сувенир Наполеоньен департамента Вож (Вогез) создана ассоциация Наполеоновские Вогезы (Les Vosges Napoleoniennes). Это также очень активная группа. В городке Плян де Кюк (департамент Буш дю Рон) — клуб Аустерлица (Le Club Austerlitz).

В Париже есть специализированные организации, существующие, видимо, при поддержке государства: Французское Общество Наполеоновской Истории (Société Française d’Histoire Napoleonienne), Ассоциация сохранения наполеоновских памятников (Association pour la Conservation des Monuments Napoleoniens), Библиотека Наполеона I и Наполеона III

В последние годы очень активно французское отделение Международного Наполеоновского Общества (Société Napoleonienne Internationale). Возглавляет его известный страстный поклонник Императора — Бен Вейдер, миллионер из Монреаля, владелец крупнейшего производства тренажеров.

Научные сообщества находятся в основном в Париже. В 1987 году был создан Фонд Наполеона (Fondation Napoleon), официальная задача которого — содействие историческим исследованиям. Сувенир Наполеоньен Монако (Le Souvenir Napoleonien de Monaco) возглавляет графиня Шарлотта Николаи ди Фратичелли. Это своего рода аристократический клуб, в него входят принцы Мюрат и другие потомки известных фамилий наполеоновской эпохи.

Есть поклонники у Наполеона III. В Париже находятся научное сообщество Академия Второй Империи (Académie du Second Empire) и Друзья Наполеона III (Les Amis de Napoleon III). Франко-итальянская ассоциация «Вселенная Наполеона III» (Association Espace Napoleon III) базируется в городке Сольферино.

Бросается в глаза, что современный бонапартизм — явление не парижское: Лион, Монбельяр, Тулуза, Гренобль, Франш-Контэ. В провинции рассыпано множество мелких клубов поклонников Наполеона, часто состоящих из нескольких человек. Во главе движения стоят профессиональные ученые и литераторы, то есть провинциальные интеллектуалы (или считающих себя таковыми).

Похоже, что вновь нарождающийся бонапартизм — это самовыражение французской провинции, попытка выглянуть из-за спины Парижа, — многоцветного города, где реклама и граффити арго-английские, а уличные толпы гудят на арго-арабском.

С другой стороны, современные бонапартисты — явно не националисты, совершенно в их программных текстах нет отголосков ксенофобии, наци- и расистской риторики. К тому же для националистов Бонапарт с его всемирными проектами и тридцатиязычной армией — фигура в целом чуждая.

Все эти организации старательно открещиваются от политики. В целом поле их деятельности общее — это вовлечение всех французов в познание сути и фактов наполеоновской эпохи, ревностное поддержание культа Двух Императоров. На практике бонапартисты занимаются охраной памятников, организацией выставок и конференций, реконструкцией сражений, популяризацией истории. Но в то же время эти общественные структуры, возможно, являются серьезным резервом бонапартизма в XXI столетии.

Кирилл Серебренитский, 08.08.2006

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/82/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти